Температура помутнения ДТ должна быть несколько ниже возможной температуры применения.
При дальнейшем охлаждении - кристаллы углеводородов начинают сращиваться, образуя пространственную решетку, в ячейках которой остаются жидкие углеводороды.
При определенной температуре ДТ теряет текучесть - температура полной потери подвижности носит название температуры застывания.
Использовать топливо можно только при температуре окружающего воздуха выше точки помутнения. Температура застывания должна быть, по крайней мере, на 10 °С ниже возможной температуры эксплуатации.
При отсутствии зимнего («3») и арктического («А») товарных дизельных топлив допускается разбавление летнего («Л») и зимнего топлив тракторным керосином в соотношениях, приведенных в табл. 1.10.
Фильтруемость– способность проходить через фильтры очистки.
Влияет:
· химический состав углеводородов - нафтеновые кислоты снижают фильтруемость, забиваются фильтры тонкой очистки, образуются осадки в фильтрах грубой очистки.
· наличии воды – сильно снижает.
Способность топлива предотвращать забивание фильтрующих элементов оценивают коэффициентом фильтрации.
Повышенное нагарообразование зависит от качества применяемого топлива.
Среди прочих физико-химических свойств на образование отложений влияют
· фракционный состав,
· общее содержание меркаптановой серы,
· количество и строение непредельных и ароматических углеводородов.
В стандартах нормируется ряд показателей качества, влияющих на образование высокотемпературных отложений: содержание фактических смол, коксуемость, зольность, количество механических примесей.
Детали двигателя, соприкасающиеся с продуктами сгорания, в зоне высокой температуры разрушаются от газовой коррозии, а в зоне низкой температуры (конденсация воды) проявляется жидкостная коррозия.
ГОСТ 305—82 «Топливо дизельное. Технические условия» предусматривает выпуск дизельного топлива трех марок. Этот стандарт распространяется на топливо для быстроходных и газотурбинных дизелей наземной техники.
Каждая из трех марок топлива делится по содержанию серы на два вида.
В топливах вида I серы должно быть не более 0,2 %,
в топливах вида II ее содержание должно находиться в пределах 0,21. ..0,5 % для марок Л и 3 и 0,21 ...0,4 % для марок А.
Максимальное содержание серы в процентах отражается обязательно в условном обозначении. Кроме того, в условное обозначение топлива марки Л должна входить температура вспышки, а в обозначение топлива марки 3 - температура застывания.
Дизельное топливо обозначается следующим образом.
------Топливо дизельное Л-0,2-40------:
Л - летнее; 0,2 - массовая доля серы, не более 0,2 %', 40 - температура вспышки, °С
-------Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 и топливо дизельное 3-0,2 минус 45:--------
3 - зимнее; 0,2 - массовая доля серы, не более 0,2 %; минус 45 (минус 35) - температура застывания, °С.
----------Топливо дизельное А-0,4:-----------
А - арктическое; 0,4 - массовая доля серы, не более 0,4 %•
Температурные условия применения дизельных топлив приведены в табл. 4.1.
Примечание. 3*- зимнее, для холодной климатической зоны.
Европейский стандарт EN 590 (действующий в странах Европейского сообщества с 1996 г.) предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов.
· Для районов с умеренным климатом - 6 марок (А, В, С, D, Ей F), имеющих предельные температуры фильтруемости соответственно +5, 0, -5, -10, -15 и -20 °С.
· Для районов с холодным климатом - 5 классов (0, 1, 2, 3 и 4) дизельного топлива с низкотемпературными свойствами.
По ТУ 38.1011348-90 выпускают экологически чистые дизельные топлива: летние ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ и зимнее ДЗЭЧ с содержанием серы в летних видах до 0,05 %, а в зимнем виде — до 0,1 %. Норма содержания ароматических углеводородов для ДЛЭЧ-В составляет не более 20 %, для ДЗЭЧ — не более 10 %.
Массовое содержание присадок в дизельном топливе составляет:
· депрессорных - 0,01 ...2,02 %;
· биоцидных - 0,05 ...0.15%;
· антидымных - 0,25...0,5 %;
· повышающих цетановое число - 0,25...2 %;
· моющих - 0,001... 0,012 %;
· антиокислительных - 0,002...0,1 %;
· противокоррозионных - 0,0008...0,005 %;
· диспергирующих-0,25... 0,1 %;
· деактиваторов металлов - 0,003...0,005 %;
· многофункциональных - 0,01.. .0,5 %.