Аннотация по теме занятия
Актуальность темы.
Большинство людей имеет весьма смутное представление о том - что и какие именно токсичные вещества нам угрожают в нашей повседневной жизни.
Безусловно, что каждый врач , независимо от его специальности, должен иметь определённые знания в области токсикологии таких веществ , уметь распознать отравление и правильно оказать первую врачебную помощь.
К токсическим химическим веществам общеядовитого действия относится большое количество разных веществ с различными механизмами действия. Практическая значимость ( и необходимость изучения ) различных представителей этой группы отравляющих веществ обусловлена различными факторами:
- высокой частотой отравлений ( угарный газ ),
- широким применением в химической промышленности , угрозой массовых поражений людей при авариях на производственных объектах и при транспортировке,
- широким применением в других областях человеческой деятельности
- горнорудной промышленности ( синильная кислота ), сельском хозяйстве (соединения мышьяка , цианиды и др.),
- применялись на войнах или рассматривались как потенциальные боевые отравляющие вещества ( цианиды, , мышьяковистый водород , фторорганические соединения и др.),
- возможное использование для терактов и диверсий ( фторуксусная кислота, азотистокислый натрий , нитрит натрия, карбонилы металлов и др.),
- возможность отравлений , в том числе и массовых при некоторых природных явлениях и катастрофах ( сероводород , угарный газ ).
Синильная кислота и хлорциан широко используются как полупродукты химической промышленности. Синильная кислота так же используется в огромных количествах для добычи золота и других драгоценных металлов. Следует учитывать, что большие производственные мощности могут быть использованы в военное время для получения ОВ на основе цианидов.
Угарный газ, СО или монооксид углерода встречается везде , где есть условия для неполного сгорания веществ , содержащих углерод. В большом количестве содержится в промышленных газах ( доменные , генераторные , коксовые ), с которыми выбрасывается в атмосферу.
Но чаще отравления угарным газом носят бытовой характер ( при неправильной топке печей , работе двигателей внутреннего сгорания в закрытых помещениях , пожарах ). Острые отравления угарным газом –
наиболее часто встречающийся вид ингаляционных отравлений. На угарный газ приходится от 5 до 10 % всех госпитализированных по поводу острых отравлений, , а летальность составляет 17,5 % от общего числа отравлений.
Незаслуженно мало уделяется внимания хронической форме отравления угарным газом , которая редко диагностируется из-за рассеянной симптоматики, схожей с другими заболеваниями , отсутствия целенаправленного сбора анамнеза, недостаточных знаний врача в области токсикологии. Хотя именно этой форме отравлений в той или иной степени подвергаются жители крупных городов из-за загазованности выхлопными газами автомобилей , а также проживающие рядом с некоторыми промышленными предприятиями.
3. Учебные и воспитательные цели:
3.1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ:
- расширение и углубление у студентов общего и медицинского кругозора знаний, развитие умений клинически мыслить, продолжение формирования личности врача;
- подготовка медицинских специалистов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
3.2. ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ:
в результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
- характеристику очагов создаваемых токсическими веществами общеядовитого действия в военное время и в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- патологию, клинику и лечение поражений токсическими веществами общеядовитого действия;
- медицинские средства профилактики, оказания медицинской помощи и лечения поражений токсичными веществами общеядовитого действия.
УМЕТЬ:
- практически осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала от поражающих факторов веществ общеядовитого действия;
- оценивать химическую обстановку;
- квалифицированно использовать медицинские средства защиты.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о содержании мероприятий, проводимых по защите населения, больных, персонала и имущества медицинских учреждений в военное время.
ВЛАДЕТЬ:
- способами логического анализа обстановки;
- навыками планирования деятельности по защите людей в условиях возникновения очагов химического заражения.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
- в организации химического контроля за обстановкой, принятием быстрых и правильных решений при её изменении и реализации.
4. Схема интегративных связей:
А) Для изучения темы необходимы базовые знания по биохимии ( цикл трикарбоновых кислот) , нормальной физиологии ( занятие «Обмен веществ и энергии», занятие « ООсобенности высшей нервной деятельности человека») , патологической физиологии (занятие № 15 «Типовые нарушения функций внешнего и внутреннего дыхания», занятие № 16 « Типовые нарушения сердечно-сосудистой системы» занятие № 4 « Повреждение клетки»), патологической анатомии. Требуются знания по ответным реакциям на повреждающее действие со стороны органов дыхания и сердечно-сосудистой системы . Изучение лечения требует знаний по многим разделам фармакологии .
Б) Полученные знания по данной теме необходимы для изучения медицинской службы гражданской обороны, занятия № 2 цикла «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны».
5. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:
5.1. Повторите:из пройденного курса физиологии разделы «Обмен веществ и энергии», « Особенности высшей нервной деятельности человека»; гистологии раздел, касающийся строения легочной ткани; по патологической физиологии темы «Типовые нарушения сердечно-сосудистой системы», « Типовые нарушения функции внешнего и внутреннего дыхания» , « Повреждение клетки »; по фармакологии главу «Клиническая фармокинетика фармокинетика ».
5.2. Перечень и классификация химических веществ, нарушающих биоэнергетические процессы в организме.
Обратите внимание на критерии отнесения химических соединений к этой группе веществ.
5.3. Оцените особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при поражении химическими веществами, вызывающими гемолиз ( мышьяковистый водород и др.), нарушающими кислородно-транспортную функцию крови ( оксид углерода, карбонилы металлов, нитро- и аминосоединения ароматического ряда и др. ).
5.4. Оцените особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при отравлении химическими веществами, подавляющими активность энзимов цикла трикарбоновых кислот (фторацетат и др.), ингибирующими цепь дыхательных ферментов в митохондриях ( цианиды, азиды, нитрил акриловой кислоты и др.), разобщающими процессы биологического окисления и фосфорилирования ( динитроортокрезол и др. )
5.5. Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.
Составьте схему этапов эвакуации при поражении токсичными химическими веществами общеядовитого действия.
Рекомендуемая литература.
Основная: :
6.1 « Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита» под ред. С. А. Куценко. СПб: « Издательство Фолиант», 2004. Глава 10.
6.2 . Методическая разработка кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Ст ГМА.
Дополнительная:
6.2. Лужников Е. А. « Клиническая токсикология». М. , « Медицина», 1999. Глава 13, 15.
6.3. Лужников Е. А., Остапенко Ю. Н., Суходолова Г. Н. « Неотложные состояния при острых отравлениях (диагностика, клиника, лечение)». М.: Медпрактика – М, 2001
6.5. «Общая токсикология» под ред. Б. А. Курляндского, В. А. Филова. М., « Медицина», 2002
6.6. Э. П. Петренко «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита». М. : Медицина, 2004
6.7. Лужников Е. А. , Костомарова Л. Г. « Острые отравления: руководство для врачей». М.: : Медицина, 2000
6.8. « Военная токсикология, радиология и защита от оружия массового поражения» под ред. И. С. Бадюгина. Москва. Военное издательство, 1992
6.9. «Фармакотерапия боевой терапевтической патологии». В. Г. Новоженов, С. А. Белков, А. К. Стародубцев
6.10. С. А. Куценко «Основы токсикологии». СПб: « Издательство Фолиант», 2004. Глава 29.
Аннотация по теме занятия.