Криминалистическая идентификация и группофикация 15 страница
Свободные образцы для автороведческой экспертизы по количеству должны быть значительно большими, чем исследуемый текст. В" качестве экспериментальных образцов можно использовать рукописные и печатные документы, выполненные самостоятельно лицом вне кабинета следователя, например, деловые документы, дневники, жалобы и др.
262 Раздел IV. Следы человека
Для получения экспериментальных образцов в кабинете следователь обычно предлагает лицу написать «сочинение» на определенную тему. Испытуемый может сам избрать тему, но «сочинение» должно быть достаточно длинным, не менее 2-3 страниц. При этом не рекомендуется диктовать, как это иногда делают при отобрании экспериментальных образцов на почерковедческую экспертизу. Если исследуемый документ — фонограмма звуковой речи, то свободные и экспериментальные образцы, кроме письменных и печатных образцов — документов, должны содержать фонограммы записи свободной речи обвиняемого.
На почерковедческую экспертизу образцы подбирают в соответствии с видом исследуемого почеркового материала (рукописный текст, подпись, цифровое, стилизованное письмо). Свободные образцы должны содержать как можно больше именно того вида текста, который подлежит исследованию. Однако это не означает, что содержание образца должно быть таким же, как в исследуемом документе. Так, при исследовании цифрового письма в свободных образцах должно преобладать цифровое письмо (бухгалтерские документы), а в экспериментальных образцах должен быть лишь цифровой текст.
Двигательные навыки отображаются не только в письме, но и в подписи, поскольку при исполнении подписи степень автоматизации почерка значительно выше, чем при выполнении рукописи. Последнее служит основанием для идентификации человека по его подписи. Преступник может изменить собственную подпись либо расписаться от имени другого лица. Подготовка образцов в этом случае имеет свои особенности. В ситуации подготовки материалов на экспертизу, когда исследованию подлежат подписи, выполненные преступником от имени других лиц (вымышленных либо реально существующих), образцы должны включать следующие виды документов:
1. Свободные образцы почерка идентифицируемого лица, т, е. подделывателя;
2. Свободные образцы подписи идентифицируемого лица;
3. Экспериментальные образцы почерка идентифицируемого лица в виде написания слов, обозначающих поддельные, подписи. Например, если Сидоров подделал подпись от имени Кузькина, то при отобрании экспериментальных образцов почерка необходимо предложить Сидорову писать текст, в котором встречаются слова «Кузькин», «Кузьма», «Кузьминки» и т. п. При этом нельзя показывать подпись Кузькина и тем более предлагать расписаться за Кузькина.
4. Свободные и экспериментальные образцы подписей лиц, от имени которых подделаны подписи. Разумеется, это не всегда возможно, например невозможно в случаях подписи
Глава 18. Следы звука 263
вымышленных лиц либо когда эти лица в данной организации не работают и не имеют доступа к исследуемым документам. В таких случаях следователь сообщает эксперту, что такие-то лица, например, в платежной ведомости,- вымышленные.
Для почерковедческого исследования стилизованного письма образцы следует готовить с учетом содержания текста исследуемого документа. Так, когда преступник заявил, что он печатными буквами писать не умеет, следователь при отобрании экспериментальных образцов предложил ему начертить устройство, чертежи которого он выполнял по роду работы. Преступник, увлекшись работой, попросил тушь и чертежное перо и в течение всего дня чертил устройство и по ходу работы делал надписи печатными буквами. Таким образом были получены образцы письма печатными буквами.
Подготовленные образцы для исследования должны отвечать ряду требований, а именно характеризоваты я
а) несомненностью происхождения, поэтому они должны быть удостоверены следователем, иногда их источником;
б) достаточностью, т, е. по объему не меньше рекомендованного «Инструкцией»;
в) сопоставимостью, т. е. в образцах должны содержаться такие фрагменты рукописного .текста, слова, предложения, сочетания букв, которые имеются в исследуемом тексте;
г) сопоставимостью средств и условий письма, т. е. должны быть выполнены одинаковыми орудиями письма в сходных (а иногда в таких же) условиях, на сходных материалах. Нельзя представлять образцы на бумаге, если исследуемый текст выполнен на фанере, вертикальной стене (в этом случае образцы получают на вертикальном объекте, а затем их фотографируют и представляют снимки).
Глава 18. СЛЕДЫ ЗВУКА (Криминалистическая акустика)
I. ЗВУК КАК ИСТОЧНИК КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Любая человеческая деятельность, как взаимодействие субъектов в материальной среде и со средой, порождает звук. Человек живет в мире звуков, несущих различную информацию об окружающей среде. Звук был и остается одним из наиболее распространенных каналов информации.
Звучат любые физические тела, причем не только взаимодействующие, но и покоящиеся: «поют» пески, шумят деревья, скрипят полы, шумит прибой. При совершении преступления его участники приводят во взаимодействие средства совершения преступления (орудия, предметы, машины, инструменты) с материальной средой и таким образом создают
264 Раздел IV. Следы человека
совокупность звуков, которые образуют звуковую среду преступления.
Воспринимая звуковую среду органолептически, человек анализирует и моделирует обстановку места происшествия, мысленно воссоздает его «картину», т. е. какие объекты взаимодействовали в момент совершения преступления, а следовательно, находились на месте происшествия. Жизненный опыт позволяет легко различать голоса людей, отличать их от шумов, звуков станков, животных, звучащих средств совершения преступления. По спектральным характеристикам звука можно судить, какую эмоциональную нагрузку несет речь человека — тревогу, ярость, радость, восторг и т. п. Мы легко различаем звучание металла, дерева, стекла, шагов обутых или босых ног, иногда по шуму узнаем даже походку знакомого человека.
Звуковая среда на месте происшествия достаточно точно отражает характер преступной деятельности, вид средств преступной деятельности и ее способ. Так, преступная группа в г. Д. занималась фальсификацией винно-водочных изделий. Преступники для этого организовали «подпольный цех», где переклеивали этикетки с марочных коньяков и вин на обычные либо переливали дешевые вина в посуду от дорогих марочных вин. Вся процедура — звуковая среда переклейки и переливания вин, их укупорки была негласно записана. При прослушивании фонограммы в суде было установлено количество участников и опознаны их голоса. Суд и присутствующие четко различали звуки переливания жидкостей, откупорки бутылок, распоряжения (какие этикетки снимать и на какие бутылки переклеивать). Произведенная судебно-фоноскопическая экспертиза идентифицировала всех -участников преступной деятельности по их разговорной речи, зафиксированной на оперативной фонограмме, которую суд признал источником доказательств.
В настоящее время следы звуковой речи человека и следы звучания физических тел (твердых, жидких, газообразных) являются материалом не только для идентификационных, но и для диагностических исследований. По звуковой среде, записанной на фонограмме, можно установить, что звучит, т. е. вид источника, в каком состоянии он находится (в движении или в покое), как расположен относительно микрофона и т. п.
Таким образом, звук — это специфический след, представляющий мгновенное изменение в материальной среде, который, подобно иным материальным следам-изменениям, реально существует и его можно зафиксировать техническими средствами. Поэтому такие следы называют следами звука, или звуковыми следами, а физическое тело, генерирующее звук,- источником звука.
Глава 18. Следы звука 2в5
2. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ЗВУКОВЫХ СЛЕДОВ
Звуковые следы в криминалистике — относительно новый вид материальных образований. Звук возникает, вследствие колебаний какого-либо физического тела, например, струны, голосовых связок, вибрации работающего мотора, станка. Колеблющееся тело создает упругие волны, которые, распространяясь в газах, жидкостях, твердых объектах, воспринимаются органами слуха как определенный звук. Звуковой след с физической стороны — это колебательное движение материальной среды, какого-то предмета, а с субъективной мысленный образ, «след памяти» о конкретном звуке.
Звуковой след как колебательное движение материальной среды надо отличать от его отображения, например, на магнитной пленке. Магнитный след — это всего лишь преобразованное, закрепленное на магнитном носителе механическое колебание источника звука в конкретный момент.
Практически вся деятельность человека протекает в мире звуков. Звуковая среда — это совокупность звуковых следов, одновременно генерируемых различными источниками. Преступление совершается в материальной среде, где каждый объект является источником звуковых следов, если он попадает в сферу энергетического взаимодействия. Так, в квартире в момент убийства можно зафиксировать звуковую речь, крики жертвы о помощи, стук перемещаемых предметов, скрип открывающихся дверей, звуки шагов и т. п.
Если событие происшествия зафиксировано на магнитном носителе, то его звуковые следы (речь преступника, потерпевшего) будут наложены на фон звуковой среды, и, анализируя ее, можно получить дополнительную информацию, проливающую свет на такие обстоятельства, которые не находят отражения в обычных материальных следах. В этой связи, находясь на месте происшествия, надо знать источники возможных звуковых следов, которые иногда остаются на месте происшествия, хотя непосредственно звуковых следов на месте происшествия нет.
Источники звуковых следов. Источником звука является физическое тело (твердое, жидкое, газообразное), которое под действием силы (приложенной энергии) совершает колебательное движение, отражающееся в материальной среде, в частности в воздухе, в виде упругих волн, воспринимаемых человеком как звук. Поэтому трудно перечислить источники звука, ими являются все материальные объекты органической и неорганической природы, которые делятся на четыре группы: 1) люди (звуковая речь, неречевые звуки); 2) живые организмы (звуки животных, птиц, насекомых и т. п.); 3) неживые объекты и их системы (звуки музыкальных инструментов,
Раздел IV. Следы человека
работающих станков, агрегатов, транспорта, инструментов, орудий взлома, взламываемых преград, выстрела и т.п.);
4( явления природы (звук грома, щум водопада, обвала, горения, прибоя и др.).
Свойства звуковых следов. Особая природа звуковых следов обусловливает их специфические свойства, к которым относятся динамичность, рассеиваемость, делимость и отражение.
Динамичность означает подвижность следа. Поскольку звук — это волна, которая в воздухе движется со скоростью 340 м/с, а в твердых телах — до 6000 м/с, то звуковой след в конкретной точке — это определенное энергетическое состояние, мгновенное изменение. После прохождения звуковой волны объект перестает совершать колебательное движение, т. е. приходит в первоначальное состояние, и следа как колебания нет. Объект не звучит.
Отсюда звуковой след — явление подвижное и мгновенное. След постоянно перемещается, удаляясь от источника. Звук колокола лицами, находящимися на различных расстояниях от него, будет воспринят в разное время — вначале услышан ближним наблюдателем, а затем поочередно остальными. Когда же звуковая волна дойдет до последнего, то первый не будет слышать звука, поскольку звуковой волны в данной точке уже нет.
Звуковой след может быть и длящимся, т. е. звуковая волна одновременно находится в точке ближнего и дальнего наблюдателей. В этом случае источник должен постоянно генерировать звук, т. е. излучать звуковую энергию. Например, мы слышим звук электрического звонка до тех пор, пока нажата кнопка; шум водопада, гудок сирены — все это источники, непрерывно генерирующие звуковую волну.
Рассеиваемость. Звуковая волна в однородной среде распространяется с одинаковой скоростью во все стороны, поскольку колеблется одна точка. Однако по мере удаления от источника энергия звуковой волны уменьшается, и на определенном расстоянии волна затухает, т. е. след звука практически рассеивается, исчезает. Следовательно, при фиксации звуковых следов приемник необходимо размещать ближе к источнику. Искусственные и некоторые естественные источники создают звуковые волны направленного действия, они имеют большую интенсивность и распространяются в определенном направлении. Поэтому для фиксации таких звуковых следов надо прогнозировать место нахождения источника и знать примерно его вид и свойства.
Делимость. Поскольку звуковые следы обладают рассеиваемостью и строго не фиксированы в конкретной точке, так как подвижны, звуковой след можно «разделить» на части,
Глава 18. Следы звука 2¦7
которые будут идентичны целому. Например, можно поместить вокруг источника несколько приемников, и таким образом один и тот же след звука будет зафиксирован несколько раз, т. е. со следа будут получены одновременно несколько «копий»-слепков, отображающих звуковой след. Такие фонограммы по своему информационному значению будут совершенно одинаковы. Отличительные признаки могут возникнуть вследствие различного качества приемников.
Наконец, звуковые следы обладают свойством отражения. Подобно свету звуковая волна может быть направлена специальным отражателем в необходимую точку, т. е. звуковой след можно перенести из одного места в другое, причем свойства следа останутся неизменными,
Звуковой след как физическое движение характеризуется еще рядом свойств, а именно длиной волны, частотой колебаний, амплитудой, периодом колебаний. По длине волны звуки делят на коротковолновые — ультразвуки, и длинноволновые-инфразвуки.
Интенсивность звука зависит от амплитуды, т. е. наивысшего отклонения колеблющейся точки от положения равновесия. Чем выше волна, тем больше шум моря. Поэтому в каждой точке материальной среды, в которой распространяется звуковой след, интенсивность звуковой энергии различна, следовательно, и громкость звука неодинакова. С помощью технических устройств звуковой след можно усилить либо уменьшить его интенсивность без качественных изменений. Как видно, свойства звуковых следов необычны и не могут быть наблюдаемы в обычных материальных следах.
3. СРЕДСТВА И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФИКСАЦИИ ЗВУКОВЫХ СЛЕДОВ
Звуковые следы отличаются от традиционных в трасологии рядом признаков, создающих серьезные трудности их фиксации как в техническом, так и тактическом отношении. Динамичность (подвижность) и рассеиваемость (затухание) звука требуют специальных приемов и средств для обнаружения звуковых следов и их фиксации.
Существует два способа фиксации звука: органолептический и технический.
При органолептическом способе фиксации используются биологические приемники — органы слуха человека. Отображенный органом слуха след звука представляет субъективный образ, недоступный для стороннего наблюдателя. Зафиксированный органолептически звуковой след может быть использован в оперативно-розыскной деятельности для оперативного узнавания по речи либо в ходе следственного дейст-
268 Раздел IV. Следы человека
вия-для опознания человека по его речи. Для фиксации звуковых следов целенаправленно желательно выбирать наиболее близкие от источника точки, желательно на пути распространения звука, чтобы не было препятствий. При восприятии звукового следа, распространяющегося по твердому предмету, среде, необходимо приложить ухо к предмету, например, рельсу, чтобы услышать звук приближающегося поезда, когда по воздуху его еще не слышно. Поскольку звуковая волна рассеивается и постепенно затухает, приемник следует помещать в такой точке, где сила звука не ниже порога чувствительности прибора, человеческого уха. Для установления достоверности показаний свидетелей-очевидцев о восприятии конкретной звуковой информации обычно проводят следственный эксперимент, хотя данное обстоятельство можно установить техническим путем.
Запись техническими средствами. Записывание звука на звуконоситель для создания фонограммы называется звукозаписью. Для звукозаписи применяются различные технические устройства, называемые звукозаписывающей аппаратурой, а для воспроизведения фонограммы — звуковоспроизводящей аппаратурой. В последнее время в следственной и оперативной практике получила распространение портативная импортная звукозаписывающая аппаратура: карманные диктофоны, портативные магнитофоны, магнитолы. Особенно эф-
Рис. 56. Современные минидиктофоны, работающие на микрокассете типа «Националь»:
Є — Сони-ВОР; 2 — Панасоник; 3 — Перлкордер
Глава 18. Следы звука 269
фективны бытовые карманные диктофоны, работающие по системе «Компакт-кассета» (МК-60, например Панасоник, Хитачи и др.), а также использующие микрокассету «Националь» Перлкордер, Стенкорд, диктофоны «Сони-ВОР», «Националь» (рис. 56). Из отечественных следует назвать «Топаз», «Малахит», «Спринт», использующие кассету МК-60.
Сущность звукозаписи состоит в том, что звуковой след, взаимодействующий с техническим устройством, возбуждает в его приемнике синхронные источнику звука колебания, которые различными методами преобразуются в энергетические сигналы, закрепляемые на материальном носителе.
По способу преобразования и закрепления энергетических сигналов звукозапись делят на механическую, магнитную и оптическую (рис. 57, а).
Механическая звукозапись осуществляется сложными техническими устройствами, преобразующими механические колебания (рис. 57, Є) одной среды (газообразной) в объемные изменения другой среды (твердой — грампластинка, металлической-диск, и т.п.). Воспроизведение производится на основе механического принципа (патефоны) либо электрического (электрофоны).
Магнитная запись — наиболее распространенная в бытовой звукозаписывающей технике. Основу ее составляет явление
2 .ЛА-ЛИ
см
а
Рис. 57. Виды звуковых дорожек при различных способах записи
о; Є — аналоговая, механическая на грампластинках; 2 — аналоговая фотвзапись на фотоматериале; 3- цифровая запись по системе кКомпакт-диск»; 4 — магнитная запись на магнитном материале; б — кассета МК и микрокассета «Националь»
2?0 Раздел IV. Следы человека
остаточного намагничивания носителя, движущегося вблизи магнитного поля записывающей головки. Для магнитной записи в качестве магнитного носителя используется магнитная лента, стальная проволока, магнитные диски, барабаны. Магнитная лента представляет собой синтетическую лавсановую основу, на которую нанесен тонкий магнитный слой (рис. 57, 4).
Оптическая запись имеет несколько аналогов. Сущность ее состоит в том, что механический звуковой сигнал преобразуют в оптический, который специальным устройством записывается на светочувствительный носитель. Приведенные системы записи являются аналоговыми, т. е. пишут непрерывный сигнал, поэтому запись страдает многими недостатками.
Последним изобретением является цифровая запись, работающая по системе «Компакт-диск» (1982 г., фирмы «филлипс», «Сони»), Это великое достижение электроники конца века и будущее звукозаписи. Цифровая запись преобразует звуковой сигнал в дискретный и после обработки записывается цифровым кодом (рис. 57, а, 3). Запись сверхвысокого качества, устраняет помехи аппаратуры, а носитель в сто раз компактнее обычной кассеты МК. Однако портативные цифровые магнитофоны пока на рынке не появлялись.
Таким образом, существуют три вида звукозаписи; магнитная, механическая и оптическая, осуществляемые в различных системах — компакт-кассета, компакт-диск и «Националь» (рис. 57, б).
Магнитная лента, дискета без записи звуковых сигналов называется магнитным звуконосителем. Когда на носителе имеется запись звуковых сигналов, звуконоситель называют сигналограммой, а если на нем записана речь человека — фонограммой.
Современные магнитофоны — сложные технические устройства, сочетающие в себе тончайшие механические узлы и сложную электронную базу. Существует несколько классификаций магнитофонов. По целевому назначению их делят на студийные, бытовые, репортерские, специальные и диктофоны (М. В. Гитлис, 1990). В следственной и судебной практике используются бытовые и специальные магнитофоны, которые целесообразно делить на катушечные («Маяк», «Днепр», «Комета» и др.) и кассетные. Первые осуществляют запись на ленту в катушке.
Компакт-кассетные магнитофоны. Почти вся современная бытовая техника звукозаписи, импортная и отечественная, использует стандартную закрытую кассету МК-60, МС и специальные, пишущие звук на микрокассету «Националь». Ширина ленты длякомпакт-кассеты и кассеты «Националь» стандартная — 3,81 мм.
..деды звука 271
Глава 18. С.-------__________________
". веские и тактические особенности звукозаписи
""енной и оперативной практике. В следственной прак-
В СЛ¦ДСТВ
дозапись производится в основном в стадии предва-
хо следствия. При этом с тактической стороны могут рительно-
возникат такие тУT-
, очник звука известен, и им может управлять следо-
апример, запись следственных действий допроса,
Вс?Т¦ЛЬ, Ьє "
ния для опознания, проверки показании на месте и до.;
/-, .очник звука известен, но им невозможно управлять,
?, запись явлений природы (гром, звук прибоя, шум ерип тормозов столкнувшихся транспортных средств);
очник звука неизвестен и им нельзя управлять, наприлсь события преступления, подготовительных дей-
" вступника либо деятельности по сокрытию следов ствии по " "
ения, например, запись хулиганских действии на ули-
"ира в квартире, задержания распоясавшегося хули _»изводственных процессов, происходящих в экстре условиях, переговоров экипажей транспортных
сеТтес? Д11111614111 и т. п.
- веские приемы в каждом случае различны. В первом
огда источником звука можно управлять, место заслучае, выбирает следователь, чаще всего по месту произ-
ПИСИ ЗВУє "
волства следственного действия.
" .цение должно быть относительно изолировано от по-
оме х шумов, предварительно следует выбрать место рассторо ка. источника звука и приемника, попробовать запись. """зместить источник перед микрофоном и проводить атем рэ- дд запись производится в процессе движения источзапись. )0цо используется галстучный микрофон либо раника, то "-фо когда расстояние до источника значительно диомикрс, -р р получении экспериментальных об-
, или уовой среды на месте происшествия в деревообраразцов ЗУ цехе следует с микрофоном пройти по цеху, при-
атываю1- вторив путь преступника. При этом следует убедимерно по цехе работают все те же станки, которые работали ться, что события происшествия, звуковая среда которого в момен? исследуемой фонограмме. При записи звука в усзаписана драддеия источником не рекомендуется предлагать ловиях ураеоу читать протокольную запись перед микрофоном. управляемого источника звука должна быть сплош--
апис д представления в суд может быть изгонои. вмес уборочная фонограмма. При этом сплошная фонотовлена ддна храниться в наблюдательном производстве, рамма Дд,р истребовать ее в любое время.
Раздел IV. Следы человека
Запись в ситуации, когда следователь не может управлять источником звуковых следов, осуществляется в двух технических режимах: дежурном и пороговождущем.
Для записи в дежурном режиме приемник помещают в место вероятного появления источника (на рабочем месте, в жилом помещении, в котором собираются разрабатываемые лица, месте, где предполагается преступление — кража, взлом преграды и т. п.). Магнитофон включают, и запись ведется сплошная до окончания ленты и снятия устройства. Возможен и другой способ: магнитофон включается дистанционно, например, на время работы в офисе, а на ночь его выключают. При сплошной записи фиксируются все звуковые следы в пределах чувствительности устройства. Так именно была случайно записана звуковая среда на месте убийства президента Д. Кеннеди в Далласе. На одном мотоцикле полицейского экскорта случайно оказался включенным в дежурном режиме магнитофон, запись которого автоматически передавалась и записывалась в полицейском управлении города. Впоследствии фонограмма позволила установить количество произведенных выстрелов и расположение стрелявших на месте происшествия.
В ситуациях, не терпящих отлагательств, когда источник звука возникает внезапно, например, при узнавании и задержании разыскиваемого преступника, пресечении хулиганства, доставлении задержанного хулигана в дежурную часть или пункт охраны общественного порядка, запись ведется в дежурном режиме. Известно, какие противоправные действия оказывают задержанные (сквернословят, оскорбляют, оказывают сопротивление), подобные сцены сотрудник уголовного розыска, участковый инспектор обязательно должен записать на диктофон, включая его, как только назревает подобная ситуация. Такая фонограмма является важным доказательством, опровергающим ложные показания задержанного о том, что его избивали, применяли незаконные методы задержания, что он не сквернословил и не оказывал сопротивления и неповиновения. Фонограмма при протокольной форме производства — важный источник доказательственной информации. В связи с этим патрульно-постовые наряды должны снабжаться звукозаписывающей техникой, что позволит избежать незаконных действий должностных лиц во время пресечения и профилактирования правонарушителей, избежать оговора работников дознания.
Современные технические средства позволяют производить запись звуковой информации с телефонного тракта, телевизионных и радиосистем как контактно — путем подключения, так и дистанционно — путем снятия звуковых колебаний с различных объектов (оконных стекол, тонких стенных пере-
Главо 18. Следы звука
городок, работающих агрегатов и т. д.). Подобные операции осуществляют органы дознания на основании постановления, санкционированного прокурором.
4. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКОВЫХ СЛЕДОВ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Использование звуковых следов в следственной и судебной практике стало возможным благодаря достижениям естественных и технических наук, главным образом физики, элект-
роники.
Внедрение звуковых следов в качестве источников доказательственной информации стало возможным благодаря работам В. Л. Шаршунского (1977), А. А. Ложкевича (1977), Г. Рамишвили (1976), С. П. Мохнева (1975), М. В. Салтевского (1982), Ю.Ф.Жарикова (1982), Л. И. Громовенко (1978), П.Ю.Тимошенко (1986) и других исследователей, заложивших основы нового направления криминалистического исследования звуковых следов для целей расследования преступлений и отождествления человека по звуковой речи. Криминалистическая акустика, возникла на основе данных физической акустики.
Криминалистическая акустика — раздел криминалистики, занимающийся изучением физических закономерностей звука и разрабатывающий на этой основе методы и средства собирания, исследования и использования звуковых следов в уголовном судопроизводстве.
Специфической особенностью криминалистической акустики является то, что она исследует звуковые следы как источники доказательств. Поэтому исследуемые следы причинно связаны с событием преступления. Исследование производится в рамках судебной экспертизы, называемой судебноакустической.
Современное состояние судебно-акустической экспертизы в Украине позволяет решать следующие идентификационные " и неидентификационные задачи:
а) устанавливать источник звука (человек, техническое устройство, вид, агрегат, музыкальный инструмент, оружие и т. п.);
б) отождествлять звукозаписывающие устройства (магнитофоны, диктофоны), на которых производилась запись звуковых следов;
в) дешифрировать содержание неразборчивой речевой либо иной звуковой информации;
г) устанавливать различные изменения, умышленно внесенные либо образованные вследствие эксплуатации фонограммы (монтаж, перезапись, уничтожение записи);
274 Раздел IV. Следы человека
д) устанавливать эмоциональное состояние человека по его звуковой речи и выражать эти данные количественными признаками спектральных изменений.
Отождествление источника звуковой информации по его звуковому следу, зафиксированному на магнитном носителе (фонограмме, дискете, диске), составляет предмет фоноскопической экспертизы.
Объектами исследования являются звуковые следы человека, животных, птиц, насекомых, предметов материального мира неорганической природы, станков, машин, средств совершения преступления, явлений природы, а также звукозаписывающие, звуковоспроизводящие устройства и средства трансляции звуковых сигналов (телефон, усилители, радиоустройства). Относительно каждого из них решаются различные задачи, главным образом идентификационная.
Методика акустических исследований в целях отождествления источников звуковых следов несколько отличается от исследования непосредственно звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Поэтому методику акустического идентификационного исследования источников звуковых следов было предложено относить к фоноскопической экспертизе, а неидентификационные исследования материалов звукозаписи считать электроакустической экспертизой (Л. И. Громовенко). Таким образом, акустическое исследование материалов звукозаписи реализуется в рамках двух новых экспертиз фоносколической и электроакустической (Р. С. Белкин, А. И. Винберг, Ю. Ф. Жириков). Эти исследования относятся к криминалистическим.