Криминалистическая идентификация и группофикация 17 страница

2. ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Установить место дорожно-транспортного происшествия не представляет большого труда, поскольку всегда имеются какие-то следы, расположение которых определяет границы места происшествия. Обычно это протяженный участок дороги, улицы либо иной территории. Одной из его границ является место, в котором транспортное средство пересекло (вошло в) зону опасной обстановки. Здвс.Ьмогут быть следы начала торможения, вьщавд?ие из. кузова цредме.т.Ы.сдеды сме" щения груза и пассажиров с места. Место, происшествия надо отличГть от места столкновения, наезда и опрокидывания Транспорта, что само по себе является центром места происТшёствия. Здесь расположена основная масса следов: осколки фарного стекла, осыпи грязи с брызговиков, пятна маслаТводы, поврежденные пр.едметьтТтрупТровьсды"

образует центр места- происшествия,_лоторый должен быть зафиксирован с особой тщательностью, Расположение следов обязательно должно быть привязано к осевой линии и бордюрам дорожного полотна. Фотосъемку следует производить масштабным способом с использованием глубинных линейных либо квадратных масштабов (рис. 12). Измерительные снимки позволят экспертным путем определить все истинные размеры предметов и расстояния между ними, т. е. исходные данные, без которых невозможна судебно-автотехническая экспертиза, в частности, решение вопроса о нарушении правил дорожного движения участниками происшествия.

Схема места дорожно-транспортного происшествия составляется только масштабная, иногда на специальных бланках миллиметровой бумаги.

3. ПРИЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ АВТОПРОИСШЕСТВИЯ ПО СЛЕДАМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБРАЗУЮЩИМСЯ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Время образования материальных следов транспортных средств, а следовательно, и время происшествия определяется относительно известного события, происшедшего после. Теоретической предпосылкой для этого служит взаимодействие

410 Раздел V. Следы средств совершения преступлений

Материальных объектов последующета-собьстд.я.с .обстановкой места происшествия, вследствие которого, образовались новые следы, наложенные по времени позже на старые, действительно являющиеся следами преступление. Так, обнаруженный -иа месте-происшествия поврежденный следом колеса телеги след протектора колеса автомашины свидетельствует о последовательности двух временных событий: движения автомашины и телеги, что первое предшествовало второму. Следовательно, всякие изменения, внесенные в следовую «картину» места происшествия, являются точкой отсчета реального времени события преступления.

Таким образом, сущность определения времени конкретного события состоит в установлении наличия в следовой обстановке места происшествия посторонних изменений, следы которых лежат «на поверхности» следов преступления, т. е. образовавшихся позже.

Установив время образования посторонних следов-изменений, судят о приблизительном времени события преступления. Так, свежие следы рейсового автобуса, наложенные на след «юза» (торможения), свидетельствуют о том, что экстренное торможение на дороге было раньше времени прохождения рейсового автобуса. Установив, когда автобус проезжал данное место, судят о происшедшем событии, следствием которого остался след «юза». Залитые водой либо засыпанные снегом следы указывают приблизительное время события, следствием которого они являлись. Сопоставляя степень высыхания влажных следов, можно сделать предположительный вывод о вре» мени образования следов преступления. Поэтому, осматривая место дорожно-транспортного происшествия сдедует"цодвЩЕ" гать "исследованию все виды следов- механического, физидеского, химйчёск6г6~й биологического происхождения. По характеру окисления следов на металлах и последующего наложения микрочастиц на них можно достаточно точно опреде.-_. лять время взаимодействия, естественно, учитывая характер процессов, вносящих изменения в обстановку. Поясним эте примером из практики. \

Ночью на шоссе Баку — Насосная произошло столкновение рейсового автобуса с автомашиной ГАЗ-69, стоявшей на правой стороне дороги. Водитель .автобуса и два пассажира утверждали, что «стоп-сигнал» и лампочка освещения номерного знака на машине ГАЗ-69 не горели в момент аварии, когда водитель автобуса совершил наезд на автомашину. Водитель последней утверждал обратное.

Таким образом, чтобы доказать, кем создана аварийная обстановка, необходимо было установить, горела ли лампа «стоп-сигнала» в момент наезда. Этот вопрос был решен путем

Глава 25. Следы транспортных средств, механизмов, устройств 411

исследования следов химического происхождения, возникающих при нагревании спирали электрической лампочки в вакууме и на открытом воздухе. Если нить лампы нагревать на открытом воздухе, то при температуре выше 700Ї она окисляется и покрывается окалиной бурого цвета. В вакууме нить при нагревании не окисляется, поскольку нет кислорода. Следовательно, если разбить колбу горящей лампы, то спираль ее окислится и превратится в окалину бурого цвета, поскольку она какое-то мгновение была нагретой.

На месте происшествия при осмотре повреждений подфарника была обнаружена спираль разбитой лампы, причем спираль имела бурый цвет, что и послужило ключом к разгадке наезда автобуса под управлением водителя, который подговорил двух пассажиров показать, что световых сигналов не было.

0_ времени происшествия можно судить по изменениям в следах биологического происхождения: пятнах крови, частиц|[х"ткани, трупных явлениях~єГт:"тГ~Таху?О информацию сообщает специалист — судебный медик, либо врач, участвующий ?Госмотре. Окончательное решение выносится на основании тудебно-медицинской экспертизы и всех собранных по делу .доказательств. [

4. ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО СЛЕДАМ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Сбор информации о транспортном средстве для его розыска и (Отождествления производится"" следователем на всем протяжении расследования с использованием различных источников, одним из которых являются материальные следы, остающиеся на месте происшествия! Это следы колес, траков и по;

лозьев, а также отделившиеся от транспортного средства части й детали, осколки фарного стекла, частицы краски,_ маса и т.п. По этим следам определяют тип, марку и модель автомашины, а иногда и производят отождествление.

На месте происшествия чаще всего остаются следы ходовой части транспортного средства, позволяющие установить:

~~? вид ходовой части (колесный, гусеничный, полозьевый);

б) ширину колеи передних и задних колес;

в) базу транспортного средства;__~"

количество колес и осей;

д). модель шины]

След одного правого или левого колеса (трака гусеницы, полозьев саней) называется "беговой дорожкой [рис_.0-й Две параллельно" расположенные беговые дорожки определяют расстояние между колесами, находящимися на одной оси, называются колеёй (рис,,108, к). Транспорт может иметь одну, две и более осей. Расстояние между передней и задней осями называется базой транспортного средства (рис. 108, й).

Для определения вида ходовой части транспорта необходимо измерить ширину беговой дорожки. Она равна ширине обода колеса повозки, гусеничного трака, полоза саней, нарт.

Пневматическая шина по окружности имеет рельефный рисунок, называемый протектором (рис. 108, а). При движении транспорта чаще всегоостается след протектора, ширина которого меньше ширины беговой дорожки. Ширина беговой дорожки зависит от давления в шине и загруженности транспорта. При .большой нагрузке и недостаточном давлении в шине ширина беговой дорожки будет больше, чем при нормальных условиях .эксплуатации транспортного средства. Таким образом, беговая дорожка всегда шире следа протектора. Поэтому в протоколе надо отразить два размера: ширину протектора и ширину беговой дорожки. Ширина протектора — один из признаков модели шины, значение которой находят в справочниках, а ширина беговой дорожки является эксплуатационным признаком, свидетельствующим о состоянии давления в шинах и устройствах, регулирующих его, а также о количестве груза на автомашине.

Рис. 108. Приемы измерения признаков транспортного средства, отображенных в следах:

а-ширина протектора, б-ширина беговой дорожки шины, в-базы автомашины, к — ширина колеи

Ширина колеи является конструктивным признаком транспортного средства - расстоянием между колесами одной оси. На месте происшествия измеряют колею передних и задних колес. Колея передних колес есть расстояние между средними линиями беговых дорожек либо от наружного края протектора одного колеса до внутреннего края следа протектора второго Колеса (рис. 108). Если колеса спаренные, т. е. на одной оси имеется 4 колеса, то ширина колеи определяется линиями, проведенными между беговыми дорожками спаренных колес. Можно измерить ширину спаренных колес иначе: от четко отображенного наружного края, допустим правого колеса, до четко отображенного внутреннего края внутреннего левого колеса (рис. 108, к). Измерения следует производить строго по перпендикуляру к беговой дорожке с точностью до миллиметра, поскольку модели некоторых автомашин лишь на несколько миллиметров отличаются друг от друга по ширине колеи.

При осмотре места происшествия и измерении ширины колеи передних и задних колес надо иметь в виду, что ширина колеи передних колес может быть измерена только по следам стоянки транспорта либо по следам его движения при повороте, когда передние колеса смещаются в противоположную повороту сторону. При прямолинейном движении следы передних колес повреждаются задними, последние наезжают на них. Следовательно, при прямолинейном движении без остановки (транспорт скрылся с места происшествия) остаются следы только задних колес. Следы передних можно исследовать лишь на стоянке либо поворотах транспорта.

База автомашины — это расстояние между осями. Она измеряется по следам проталин, давления, возникающих на месте стоянки или временной остановки в пути. Пятна масла, осыпь грязи позволяют измерить базу автомашины. Иногда базу можно определить по следам разворота транспорта с использованием заднего хода. В этом случае расстояние между точками изменения направления движения задних и передних колес будет базой машины.

Значительную информацию несет след шины, признаки которой отображаются в нем. Основные их них: диаметр шины и ширина протектора, тип и размер рисунка протектора.

До этим признакам определяют модель шины а по ней вид транспорта.

Для определения диаметра шины отыскивают в следе две точки, в которых повторяется один и тот же признак (повреждение, пятно масла, краски), расстояние между ними будет длиной окружности шины. зматОДЬ-Айй.йУокружности ее делят на. 3,14 ниед9 п?.я .получают диаметр шины.

Тип рисунка протектора, его ширину и длину определяют По табличным данным, имеющимся в справочниках, и на основании этого делают вывод о модели шины. Однако вывод о виде транспортного средства по модели шины будет относительным, поскольку модели одной шины используются на различных марках автомашин. В настоящее время имеется свыше 140 видов рисунков для шин авто- и электротранспорта и более 20 для мотоциклов и мотороллеров, они различаются ч" ширине рисунка протектора: мотоциклы, мотороллеры — 70-105 мм, легковые автомобили-92--160мм; грузовые, троллейбусы, автобусы — 140-500 мм.

Длина рисунка называется шагом, размер которого колеблется от 14 до 360 мм. Шаг может быть постоянным, т. е. иметь одинаковую длину и несколько раз повторяться на всей длине окружности шины, что легко проследить при достаточно большое длине следа, когда можно наблюдать повторение одного и того же рисунка несколько раз. При переменном шаге длина рисунка изменяется. Так, модель шины Я-260 для легковых автомобилей «Волга» ГАЗ-21, 22 имеет переменный шаг, равный 52-64 мм. Всего в следе полной окружности 36 шагов, которые чередуются по длине.

Тип рисунка, кроме ширины и шага, характеризуется формой строения выступов (рис. 109). По типу рисунки различают следующим образом: дорожный (а), с тремя съемными кольцами (б), универсальный (в), зимний (г), повышенной проходимости (д), повыштенной проходимости — карьерный (е), повышенной проходимости - арочный (ж).

Рис. 109. Некоторые типы рисунков протекторов шин

Определение вида автомашины по модели шины в настоящее время осложнено в связи с появлением большого количества импортного автотранспорта, использованием шин иностранных фирм на автомашинах отечественного производства и наоборот. Кроме того, на местах происшествия следователи стали меньше выявлять объемных следов, поскольку преобладают дороги с асфальтным покрытием. Объемные следы чаще всего остаются на обочинах дорог при маневрировании и съездах с дороги. Поверхностные следы на асфальте, как правило, недолговечны, легко уничтожаются, по качеству отображения уступают объемным. Поэтому, расширяя границы осмотра места происшествия, следует стремиться отыскать объемные следы, в которых отображаются индивидуальные признаки эксплуатации шины.

Вид и модель транспортного, средства можно определить и по другим следам-предметам, например, утерянной детали, или части ее, материалу (дерево, металл, вид покраски и т.п._ Особое значение имеют осколки фарного стекла, которые, почти всегда остаются на месте происшествия. Для определения типа фарного рассеивателя, которому раньше принадлежали осколки, разработаны специальные методики, которые применяются при производстве экспертизы. Осколки фарного стекла, собранные на месте происшествия, необходимо направить на криминалистическую трасологическую экспертизу.

Однако в некоторых случаях тип фарного рассеивателя можно определить непосредственно на месте происшествия, для чего следует знать основные конструктивные особенности фарного рассеивателя и для каких машин они предназначаются. Эти сведения следователь может получить от специалиста либо из справочников. По виду рельефного рисунка на внешней поверхности рассеивателя можно примерно определить вид рассеивателя.

Наши рекомендации