Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули

1. Учебное пособие, ч. 1, с. 45–47, 50, 51, 112–116.

2. Учебное пособие, ч. 2, с. 134–147.

3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули.

4. Схема ж.-д. станции «К» (учебная).

Условия задания

На сортировочной станции «К», где сосредоточено большое число зданий, сооружений и устройств, обеспечивающих сортировочную работу, пропуск вагонопотоков, работу линейных предприятий, имеется три источника ЧС.[**]

Первый источник ЧС – пункт слива ГСМ в восточной части станции (крайний южный тупик вблизи линии связи 22), куда подается под слив по две цистерны жидкого топлива (всего 120 т).

Второй источник ЧС – пункт погрузки взрывчатых материалов (ВМ) в западной части станции (тупик западнее парка Т – VIII), обслуживающий не более одного вагона (50 т).

Третий (возможный) источник ЧС – железнодорожные цистерны с углеводородным газом массой ≈ 50 т (часто размещаются в парках ж.-д. станции).

Для повышения устойчивости станционных сооружений и устройств и уменьшения вероятности возникновения ЧС на станции необходимо:

· определить избыточное давление ∆Рф во фронте воздушной ударной волны на различном удалении R от источников ЧС;

· проанализировать устойчивости ИТК станции;

· произвести прогноз инженерной обстановки;

· разработать мероприятия, повышающие устойчивость ИТК станции.

Методика выполнения

1. Определение избыточных давлений ∆Рф во фронте воздушной ударной волны на различном удалении R от источников ЧС

Указанная задача сводится к построению графиков ΔΡФ = f(Q,R), которые позволяют определить:

· границы зон ЧС (зон разрушений);

· избыточное давление ∆Рф, действующее на элементы ИТК, а следовательно, степень и объемы их разрушений;

· радиусы функционирования размещенных на ОЖДТ железнодорожных сооружений и устройств.

Графики строят с использованием данных табл. 3.1 и 3.2 (с. 45, уч. пос., ч. 1) соответственно для ВМ и ГВС, составленных для массы взрывоопасных веществ Qт = 1000 т.

Так как табличные значения массы Qт = 1000 т не равны фактическим ( Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru т и Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru т), то используют закон подобия взрывов (ЗПВ) (формула 3.4, с. 46).

Из ЗПВ следует, что:

Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru . (9.1)

Задаваясь значениями ∆Рф = 300, 200, 100, 50, 30, 20 и 10 кПа, по формуле (9.1) определяют соответствующие значения Rфак для фактических значений массы Qфак.

Значение Rфак для углеводородных газов (УВГ) определяют по графикам рис. 3.5 (с. 46 уч. пос. ч.1).

Результаты расчетов заносят в таблицу по форме табл. 9.1.

По данным табл. 9.1 построить графики ΔΡФ = f(R) для Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru =120 т, Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru = 50 т и Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru = 50 т.

Лист миллиметровой бумаги расположить горизонтально. На оси ординат отложить значения ΔΡФ от 0 до 200 кПа (рекомендуемый масштаб: в 1 см – 12,5 кПа). На оси абсцисс отложить значения R от 0 до 1000 м (рекомендуемый масштаб: в 1 см – 50 м).

Таблица 9.1

Результаты расчетов Rфак для ряда значений ∆Рф

Значе-ния ΔΡФ, кПа Расстояние от источника ЧС, м    
Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru =1000* т Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru =50 т Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru =1000 т Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru =120 т Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru =50 т  
    Значения Rт из табл. 3.1 Значения Rфак, рассчи-танные по формуле (9.1)   Значения Rт из табл. 3.2 Значения Rфак, рас-считанные по формуле (9.1) Значения R (L) из графика рис. 3.5, с. 46  
 
 
 
 
 

* Для Учебно-материальное обеспечение. 3. Калькуляторы, линейки, карандаши, лист миллиметровой бумаги, циркули - student2.ru = 1000 т значению ΔΡФ= 300 кПа соответствует RT = 170 м.

Пример расчета и построения графика ΔΡФ= f(Q,R) приведен на с. 47 уч. пос., ч. 1.

Наши рекомендации