Лабораторно-практическое занятие №11
Тема: Гликолиз. Синтез глюкозы из неуглеводных компонентов. Обмен других моносахаридов.
Цель:Изучить течение реакций распада глюкозы, их значение в организме. Сформировать представление о механизмах поддержания гомеостаза глюкозы. Рассмотреть метаболизм отдельных моносахаридов (галактоза, фруктоза, манноза), их включение в реакции гликолиза и специфические пути обмена.
Значение:От интенсивности процессов гликолиза и глюконеогенеза зависит содержание АТФ в клетке, кроме того, из углеводов в процессе распада образуется большое число органических соединений, которые служат исходными субстратами для синтеза липидов, аминокислот, нуклеотидов.
Исходный уровень:
1. Классификация углеводов. Биологическая роль моно-, ди- и полисахаридов.
2. Строение гексоз, ПВК, молочной кислоты, гликогена.
3. Химические свойства моносахаридов, понятие о полуацетальном гидроксиле, гликозидных связях.
4. Обмен гликогена, роль в организме. Суточные колебания содержания глюкозы в крови.
5. Аминокислоты, классификация и строение.
6. Классификация липидов, глицерол как один из компонентов липидов.
7. Классификация ферментов. Функции ферментов различных классов.
8. Строение АТФ. Пути синтеза.
9. Электронно-транспортная цепь, роль отдельных звеньев.
10. Общие пути катаболизма (окислительное декарбоксилирование ПВК, ЦТК).
Вопросы для самоподготовки
1. Судьба глюкозы в клетке. Основные пути её использования.
2. Особенности течения реакций гликолиза, локализация процесса в клетке, химизм процесса, энергетическая ценность, биологическая роль. Гликолитическая оксидоредукция.
3. Судьба молочной кислоты. Цикл Кори (глюкозо-лактатный цикл).
4. Значение реакций гликолиза и гликогенолиза в норме и при различных патологических состояниях.
5. Аэробный распад глюкозы. Переключение гликолиза на аэробный путь окисления. Малат-аспартатный челночный механизм. Энергетическая ценность распада глюкозы в аэробных условиях.
6. Процессы брожения, роль в организме. Сходство и различия гликолиза и брожения.
7. Реакции глюконеогенеза, субстраты процесса, его химизм, роль в поддержании уровня глюкозы в крови. Роль фермента глюкозо-6-фосфатазы.
8. Особенности обмена галактозы и фруктозы, биологическая роль данных моносахаридов для организма в различные возрастные периоды. Молекулярная патология моносахаридов.
Литература
Основная
1. Лекции «Гликолиз. Глюконеогенез. Обмен других моносахаридов».
2. Биологическая химия : Учебник / Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов, С.А. Силаева. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – С. 155 – 157; 170 – 192.
3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ме-
дицинское информационное агентство, 2004. – С. 254-259, 264-267, 273-278.
4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998. – С. 327-343, 353, 633.
5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов ле-
чебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 11.
Дополнительная
1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003) – С. 333-355, 364-369.
2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под
ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., перераб. - М.: ВЕДИ, 2005. – С. 162-172.
3. Биохимия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для студентов мед. вузов
/Вавилова Т.П., Евстафьева О.Л. – М.: ВЕДИ, 2005. – С. 49-50.
4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.138-153; 377-381.
5. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.194-207.
6. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.212 – 214;
222-226.
7. Обмен углеводов у плода и новорожденного. Значение плаценты. Ана-
эробный гликолиз и его значение в онтогенезе (Методичка для самостоятель-
ной работы).
8. Наследственные нарушения обмена галактозы, фруктозы, дисахаридов (мальабсорбция). Механизмы развития гликогенозов (Методичка для самостоятельной работы).
Лабораторная работа