Лабораторно-практическое занятие №11

Тема: Гликолиз. Синтез глюкозы из неуглеводных компонентов. Обмен других моносахаридов.

Цель:Изучить течение реакций распада глюкозы, их значение в организме. Сформировать представление о механизмах поддержания гомеостаза глюкозы. Рассмотреть метаболизм отдельных моносахаридов (галактоза, фруктоза, манноза), их включение в реакции гликолиза и специфические пути обмена.

Значение:От интенсивности процессов гликолиза и глюконеогенеза зависит содержание АТФ в клетке, кроме того, из углеводов в процессе распада образуется большое число органических соединений, которые служат исходными субстратами для синтеза липидов, аминокислот, нуклеотидов.

Исходный уровень:

1. Классификация углеводов. Биологическая роль моно-, ди- и полисахаридов.

2. Строение гексоз, ПВК, молочной кислоты, гликогена.

3. Химические свойства моносахаридов, понятие о полуацетальном гидроксиле, гликозидных связях.

4. Обмен гликогена, роль в организме. Суточные колебания содержания глюкозы в крови.

5. Аминокислоты, классификация и строение.

6. Классификация липидов, глицерол как один из компонентов липидов.

7. Классификация ферментов. Функции ферментов различных классов.

8. Строение АТФ. Пути синтеза.

9. Электронно-транспортная цепь, роль отдельных звеньев.

10. Общие пути катаболизма (окислительное декарбоксилирование ПВК, ЦТК).

Вопросы для самоподготовки

1. Судьба глюкозы в клетке. Основные пути её использования.

2. Особенности течения реакций гликолиза, локализация процесса в клетке, химизм процесса, энергетическая ценность, биологическая роль. Гликолитическая оксидоредукция.

3. Судьба молочной кислоты. Цикл Кори (глюкозо-лактатный цикл).

4. Значение реакций гликолиза и гликогенолиза в норме и при различных патологических состояниях.

5. Аэробный распад глюкозы. Переключение гликолиза на аэробный путь окисления. Малат-аспартатный челночный механизм. Энергетическая ценность распада глюкозы в аэробных условиях.

6. Процессы брожения, роль в организме. Сходство и различия гликолиза и брожения.

7. Реакции глюконеогенеза, субстраты процесса, его химизм, роль в поддержании уровня глюкозы в крови. Роль фермента глюкозо-6-фосфатазы.

8. Особенности обмена галактозы и фруктозы, биологическая роль данных моносахаридов для организма в различные возрастные периоды. Молекулярная патология моносахаридов.

Литература

Основная

1. Лекции «Гликолиз. Глюконеогенез. Обмен других моносахаридов».

2. Биологическая химия : Учебник / Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов, С.А. Силаева. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – С. 155 – 157; 170 – 192.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ме-

дицинское информационное агентство, 2004. – С. 254-259, 264-267, 273-278.

4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998. – С. 327-343, 353, 633.

5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов ле-

чебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 11.

Дополнительная

1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003) – С. 333-355, 364-369.

2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под

ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., перераб. - М.: ВЕДИ, 2005. – С. 162-172.

3. Биохимия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для студентов мед. вузов

/Вавилова Т.П., Евстафьева О.Л. – М.: ВЕДИ, 2005. – С. 49-50.

4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.138-153; 377-381.

5. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.194-207.

6. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.212 – 214;

222-226.

7. Обмен углеводов у плода и новорожденного. Значение плаценты. Ана-

эробный гликолиз и его значение в онтогенезе (Методичка для самостоятель-

ной работы).

8. Наследственные нарушения обмена галактозы, фруктозы, дисахаридов (мальабсорбция). Механизмы развития гликогенозов (Методичка для самостоятельной работы).

Лабораторная работа

Наши рекомендации