Железнодорожный транспорт и автомобильные дороги
Транспорт обслуживающий промышленные предприятия делят на внешний (рельсовый, безрельсовый и водный) и внутризаводской.
Железнодорожный транспорт применяют на крупных предприятиях с суточным грузооборотом более 10 вагонов, при этом рельсовые пути прокладывают в складской зоне и вводят в производственные здания.
Автомобильные дороги проектируют с твердым покрытием с шириной проезжей части 3,5-9,5м. Въезд автотранспорта предусматривают со стороны противоположной от железнодорожного ввода. К зданиям по всей их длине устраивают подъезд пожарных машин: односторонний (пролет 18м) или двусторонний при большей ширине здания. Между стенами здания и проезжей части дорог должно быть не менее 25м. Внутризаводскую сеть автодорог проектируют с кольцевым проездом, оборудованных тупиками для разворота автотранспорта.
Пешеходные пути прокладывают по кратчайшим направлениям в виде тротуаров шириной не менее 1,5м. край тротуара от проезжей части дорог располагают не ближе 2м, а от зданий – не ближе 1,5м (неорганизованный водоотвод).
Вдоль дорог, тротуаров, между цехами, около бытовых помещений высаживают зеленые насаждения. Деревья и кустарники выбирают исходя из вредности производств. Ширина озеленения должна быть не менее 2м. площадь озеленения должна составлять 15-20% всей территории предприятия.
22. Чугун— черный металл, представляющий собой сплаву железа с углеродом (более 2 %) и некоторым количеством марганца, кремния, серы, фосфора и других элементов. Основная доля получаемого в доменных печах чугуна предназначается для передела в сталь и такой чугун называют передельным. Кроме того, выплавляется литейный чугун и ферросплавы — специальные чугуны с увеличенным содержанием кремния, алюминия, хрома, ванадия, никеля, титана. Ферросплавы применяются для раскисления и легирования сталей. Присутствие в чугуне свободного углерода С (графита) проявляется в сером цвете излома, и такой чугун называют серым, а углерод находится в связанном состоянии, т.е. в виде карбида железа Fe3C, то излом чугуна будет светлым, блестящим и чугун называют белым. Серый чугун является основным материалом машиностроения благодаря хорошим литейным свойствам, малому удлинению, пониженной чувствительности к нагреву, хотя прочность и износостойкость его невысоки. Из этого чугуна преимущественно отливают детали достаточно сложной формы, к которым не предъявляются жесткие требования к сохранению заданных габаритных размеров, и толщина стенок изделий определяется не условиями прочности, а технологией производства. Серые чугуны малой прочности обладают лучшими литейными свойствами, характеризуются меньшими механическими напряжениями и короблением, чем серые чугуны повышенной прочности. Отливки из серых чугунов средней прочности наиболее широко применяют в машиностроении для изготовления корпусных и опорных деталей станков и машин. Для таких целей используют марок СЧ10, СЧ15, СЧ18 ,здесь буквы «СЧ» - серый чугун, цифры — предел прочности при растяжении, кгс/мм2 (Предел прочности определяется в Н/мм2 или в МПа. Для пересчета используется соотношение: 1 кгс/мм2 = 10 МПа или 10 Н/мм2).
23. легированные и углеродистые стали.
Стали качественные бывают легированные и углеродистые. Обозначение марок легированных сталей включает в себя примерный химический состав стали. Первые цифры в обозначении, например, конструкционных сталей — среднее содержание углерода в сотых долях процента, а в обозначении инструментальных сталей — в десятых долях процента. Легирующие элементы обозначаются следующими буквами русского алфавита: азот (не в конце марки) — А, алюминий — Ю, бор — Р, ванадий — Ф, вольфрам — В, кремний — С, марганец — Г, медь — Д, молибден — М, никель — Н, титан — Т, хром — X и др. Цифры, стоящие в марке после букв, указывают примерное процентное содержание соответствующего легирующего элемента. Если содержание элемента около или менее 1 %, то цифра не указывается. Высококачественные легированные стали дополнительно отмечают буквой «А» в конце марки, которая указывает, что в данной стали суммарной содержание вредных примесей — фосфора и серы — содержится менее 0,05 %. Буква «Л» в конце марки — литейная.
Конструкционные качественные углеродистые стали широко применяют в машиностроении для изготовления разных деталей как термически обрабатываемых, так и необрабатываемых термическим способом. При маркировке этого материала после слова «сталь» указывают двухзначную цифру — среднее содержание углерода в сотых долях процента. Марки этой стали: 08; 10; 15; 20; 25; 30; 35; 40; 45; 50; 55; 58; 60; 65; 70. Считается, что закалку принимает сталь, содержащая 0,30...0,35 % углерода. Когда необходимо иметь твердую поверхность и мягкую сердцевину, то используют низкоуглеродистую качественную сталь (например, 20). Из этой стали изготовляют детали, которые подвергают цементации и закалке до получения твердости 60...64 HRC, после чего их обрабатывают окончательно.
Среднеуглеродистая качественная сталь (например, сталь 45) закалку принимает, но твердость при этом будет 42... 44 HRC. Для деталей, изготовляемых на токарных автоматах, используют так называемые автоматные стали с повышенным содержанием фосфора и серы. Эти стали обозначают буквой «А» и двухзначным числом — содержание углерода в сотых долях процента. Например, автоматная сталь А12 содержит в среднем 0,12% углерода. Детали из автоматных сталей имеют калиброванный наружный диаметр (для зажима прутка из таких сталей цангой) с малой шероховатостью, они хорошо обрабатываются резанием, образуя обычно мелкую стружку скалывания.
Из конструкционной стали производится большой ассортимент сортового проката простого и фасонного профиля: холоднокатаные (толщиной 0,05...3,6 мм) и горячекатаные (2,2...3,6 мм) ленты, (0,2...4 мм) и толстый (4... 160 мм) лист, полоса (4...8 мм), экая полоса (6...60 мм), изделия круглого, квадратного, шестигранного сечений, уголки (равнобокие и неравнобокие), швелеры, двутавры, фасонный прокат, трубы (электросварные, бесшовные, волоченые) и др.
Для изготовления стальных изделий методом литья использут специальные углеродистые стали. По свойствам получаемые отливки разделяют на три группы: I — обыкновенного, II — повышенного и III — особого качества. Стальные отливки, как правило, имеют несколько худшую структуру и соответственно более низкие механические свойства, чем стальные изделия, изготовленные давлением.
Легированная сталь— это сталь, в которой наряду с обычными примесями (углерод, кремний, марганец, сера, фосфор) содержатся специально вводимые легирующие элементы кремний или марганец в повышенном количестве. При суммарном содержаний легирующих элементов до 2,5 % сталь считается низколегированной,2,5... 10% — среднелегированной и более 10% — высоколегированной. Легирующими элементами служат хром, никель, молибден, вольфрам, ванадий, марганец, титан. По основным легирующим элементам стали называют соответственно хромистыми, никелевыми, хромоникелевыми, молибденовыми и др. и указывают легирующие элементы в марке. Например, в конструкционной высококачественной (буква «А» в конце марки) хромоникелевой стали марки 40ХН2МА содержится 0,4 % углерода, примерно 1 % хрома, примерно 2 % никеля и примерно 1 % молибдена.
Цветные металлы. Медь.
Медь— вязкий пластичный металл, имеет плотность 8 920 кг/м3, плавится при температуре 1083 С. На воздухе медь окисляется и приобретает более темный цвет, а в присутствии влаги покрывается зеленоватым налетом, при нагревании до 200... 375 °С окисляется до черного цвета оксида меди. Медь широко используется в промышленности как в чистом виде, так и в виде многочисленных сплавов. Важнейшими сплавами меди являются латуни, бронзы, медно-никелевые материалы и дюралюмин. На производство указанных сплавов расходуется более 30 % всей добываемой меди. Электропромышленность потребляет 30... 40 % выплавляемой меди для производства проводников, теплообменников, холодильников, деталей плазматронов и на другие цели. Медь образует много солей, которые все ядовиты. Поэтому медную посуду необходимо всегда лудить, чтобы предотвратить возможность образования токсичных солей.