Этика и эстетика: управление мышлением
Физики относятся к этике и эстетике так же, как сибирский лесоруб к балерине: с известной долей изумления, некоторым пренебрежением и совершенно без вожделения. И поэтому теряют очень важные сигналы, которые посылает им само Целостное Бытие.
Этические и эстетические категории являются мысле-порождающими, они ориентируют мышление и направляют его течение в определенном направлении.
Эстетика и этика для научного исследователя то же самое, что запас продовольствия и карта для горного туриста. Они должны обязательно действовать одновременно, чтобы привести к успеху! Эстетика пробуждает и синхронизирует все внутренние энергии, а этика направляет течение объединенного потока. Если их разъединить, то восхождение на вершину заменяется сидением у костра и разглядыванием карты, либо неукротимым марш-броском по перевалам, но по неизвестно какому маршруту.
Этика и эстетика – это формы, которые обретает наше сознание перед тем, как начать действовать. Это – скрытые инструменты действия.
Если утреннее солнце будит меня, и прекрасный природный вид пробуждает во мне творческую мощь, то в этом случае будет справедливым признать, что природная среда выступила соавтором или даже источником тех творческих мыслей или произведений, которые будут созданы к концу дня. Этика и эстетика – вовсе не поле словесной брани, где упражняются философы-профессионалы и искусствоведы. Это основа культурности каждого творческого человека, без которой он рискует превратиться в «технаря», подобного заводной игрушке: столь же неукротимого, сколь и безумного в своих устремлениях.
Тому, кто не сумел обрести внутреннее бытие в культуре, нельзя давать доступа к знаниям и технологиям. Это неотвратимо породит если уж не конец света, то наверняка конец этой цивилизации.
Мультимир
В этом слове «Мир» понимается в значении «покой», «единство», «собор». А в результате получается понятие, обозначающее одновременно и целостность, и множественность в их единстве, и поэтому тождественное самому Бытию.
Позвольте мне описать, как я вижу Мультимир.
Он подобен многомерно-объемному цветку, центр которого приходится изображать точкой – потому что мышление и бродящие в нем слова не имеют на него проекции. Центр то поглощает все понятия и формы, подобно черной дыре, то испускает принципы нового существования, становясь тем самым «белой дырой». Центр окружен сияющей сферой, которая есть Сама Жизнь – юная, искрящаяся, всемогущая. Принципы существования подобны ветвям деревьев – на каждый из сучьев нанизываются множественные проявления – своеобразная «листва». Происходит комбинаторное сочетание одной бесконечности с другой – но сочетания заранее ограничены руслами заданных потоков. Потому что не из каждой встречи вырастает цветок!
То, что расцвело, своим собственным центром соединено с изначальным Центром, Напрямую, нелокально и таинственно.
Цветение есть достижение цели: информация выполнила свою работу, и нисхождение обратилось в восходящий поток. Хаотические энергии объединились, стали когерентными и являют собой присутствие Центра. Вот это и есть синергетика. Выдох есть управление, а вдох – питание, ассимиляция.
Может возникнуть впечатление, что способ существования МультиМира – это пульсации «изнутри» «наружу», и обратно. Но это не так! То, что расцвело, уже никогда не погаснет. Оно перейдет в более высокую, архетипическую форму, а потом вновь распустится из нее сонмом новых цветений. Поэтому существование МультиМира с его собственной точки зрения есть непрерывное расширение, в процессе которого ветви роста то распускаются во множественность, то соединяются в единство. Поэтому Центр, как сам Принцип Единства, как высочайшая организация, присутствует повсюду. На рисунках мы традиционно изображаем его точкой, потому что поднимаясь к нему, наше мышление утончается до иглы.
Как же изучать этот Центр? Очень просто: надо найти поблизости то, что только что расцвело, и дальше отправиться вместе с ним.