Контроль выполнения лабораторной работы. 1. Каков общий принцип метода открытия йода в щитовидной железе?
1. Каков общий принцип метода открытия йода в щитовидной железе?
2. Какие вещества являются предшественниками тироксина?
3. Какова химическая природа инсулина?
4. Почему раствор инсулина дает положительные реакции (биуретову и Фоля)?
5. Почему при проведении ксантопротеиновой реакции раствор инсулина окрашивается в оранжевый цвет?
Темы рефератов:
1. Янус-киназы, их роль в трансдукции сигналов.
2. NО – сигнальная молекула клетки.
3. Резистентность к гормонам.
4. Пути десенситизации гормонов.
5. Йоддефицитные заболевания и интеллект.
6. Остеопороз, остеомаляция и рахит.
7. Инсулиноподобные факторы роста, роль в организме.
8. Роль инсулина и глюкагона при голодании.
Лабораторно – практическое занятие № 26
Тема: Механизмы регуляции обмена веществ (Часть 2)
Цель:Изучить структуру, судьбу, особенности механизма действия гормонов надпочечников, половых желез. Сформировать представления о классификации, природе, регуляторном влиянии гормонов гипофиза, факторов гипоталамуса.
Значение:Гормоны коры надпочечников и половых желёз являются стероидами, их амфифильность позволяет им проникать внутрь не только клетки, но и ядра, воздействовать на ГЧЭ определённых генов. Остальные гормоны (мозгового вещества надпочечников), аденогипофиза, факторы гипоталамуса свою трансдукцию осуществляют через second messengers.
Все эти БАВ тесно связаны друг с другом, например, кортиколиберин гипоталамуса стимулирует секрецию АКТГ, последний же усиливает выброс ГКС, но увеличение концентрации последних подавляет выделение кортиколиберина. Нарушение баланса гормонов приводит к развитию тяжёлых заболеваний (бронзовой болезни, синдрому Иценко-Кушенга, альдостероме, гипофизарному нанизму, несахарному диабету, синдрому Пархона, акромегалии и др.).
Исходный уровень:
1. Строение желез внутренней секреции. Иерархия эндокринной системы.
2. Классификация гормонов. Виды рецепции.
3. Вторичные посредники, природа, роль в качестве эффекторов.
4. Строение, свойства, функции белков.
5. Ферменты, классификация, механизм действия, регуляция активности.
6. Строение, биосинтез нуклеиновых кислот, регуляция их генеза. Структура транскриптона.
7. Виды синтеза биополи- и олигомеров.
8. Стероиды, строение, функции.
9. Обмен и функции углеводов, липидов, аминокислот.
10. Понятие о стрессе, неспецифическом синдроме адаптации.
11. Мембраны, строение, свойства.
12.Особенности строения различных тканей (мышечной, соединительной,
эпителиальной, нервной), их функции.
Вопросы для самоподготовки
1. Гормоны коры надпочечников; классификация, схема синтеза, строе-
ние.
2. Глюкокортикостероиды, транспорт к клеткам–мишеням, вид рецепции.
Механизм влияния на углеводный, липидный, азотистый обмены. Роль АКТГ; применение ГКС в клинике.
3. Альдостерон, строение, органы–мишени, вид рецепции, механизм дей-
ствия. Система ренин – ангиотензин – альдостерон. Na+-уретический предсердный пептид, функция.
4. Катехоламины, химическая природа, последовательность реакций синтеза.
Медиаторный и гормональный эффекты. Механизм трансдукции сигнала, виды рецепторов, окончательные эффекты в клетках – мишенях. Биохимия стресса. Инактивация катехоламинов.
5. Патология надпочечников (синдром Иценко – Кушинга, синдром Конна,
феохромоцитома, бронзовая болезнь, кортикоэстрома, адреногенитальный синдром), механизмы развития специфических симптомов страданий.
6. Половые гормоны. Места выработки, химическая природа, способ транс-
порта, органы–мишени, вид рецепции. Роль гонадотропных гормонов гипофиза.
7. Мужские половые гормоны (андростерон, тестостерон), биологическая
роль. Влияние на психо–эмоциональное состояние. Применение синтетических аналогов в клинической практике.
8. Цикличность действия женских половых гормонов. Эстрогены, гестагены,
схема синтеза, строение, влияние на различные обмены веществ, на психологическое состояние.
9. Гипофиз. Классификация гормонов аденогипофиза (семейство проопио
меланокортина, гормоны - гликопротеиды, гормоны – белки со сходной аминокислотной последовательностью).
10. Гормоны продукты гидролиза ПОМК (АКТГ, МСГ, энкефалины, эндор
фины, β- липотропин), химическая природа, органы–мишени, механизмы трансдукции сигнала, биологическая роль. Участие в обеспечении памяти.
11. Гормоны – гликопротеиды (ТТГ, ФСГ, ЛГ), особенности строения, влияя
ние на органы – мишени.
12. СТГ, лактотропный гормон, хорионический гонадотропин; сходство в
строении и механизме действия.
13. Патология (гигантизм, акромегалия, болезнь Иценко – Кушинга и др.),
основные симптомы.
14. Гормоны нейрогипофиза, место синтеза. Клетки – мишени, виды рецеп
ции; механизм действия вазопрессина в органах–мишенях. Симптомы несахарного диабета. Окситоцин, его участие в акте родов, предположительная роль в иммунитете.
15. Гормоны эпифиза, химическая природа, вид рецепции, органы– мишени,
биологическая роль.
16. Факторы гипоталамуса (либерины и статины), химическая природа, виды
рецепции, регуляция функций гипофиза.
Литература
Основная:
1.Лекции «Гормоны коры и мозгового слоя надпочечника. Половые гормоны.
Гормоны гипофиза. Патология».
2. Биологическая химия : Учебник / Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов, С.А. Силаева. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – С. 304 - 313.
3.Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 380-383, 350-395, 402-405.
4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – С. 251-262, 272-287.
5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Л.П.Никитина, А.Г.Гомбоева, Н.В.Соловьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 26-27.
6. Патохимия наследственных болезней. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. – Чита, 2008. – С.89-92.
7. Биохимия. Биологически активные вещества: витамины и гормоны: Учебное пособие / под ред. Б.С. Хышиктуева. – Чита: ЧГМА, 2009. – С. 69 – 124.
Дополнительная:
1. Биохимия / Под ред. Е.С.Северина.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2005(2003).-С. 545-591; 597-603; 609-615.
2. Биохимия (в вопросах и ответах) (Учебное пособие для студентов мед. вузов в вопросах и ответах) / Т.П.Вавилова, О.Л.Евстафьева. – М.: ВЕДИ, 2005.- С.115-128.
3. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студ. мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.263-295.
4. Биохимия. Тестовые вопросы: Учебное пособие/ Под ред. Д.М.Зубаирова. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – С.106-130.
5. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Н.И. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.227-236.
6. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. член-корр. Е.С.Северина, А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.268-299; 423-430.
7. Биохимия человека: в 2-х томах. Т.2: Пер. с англ./ Р.Марри, Д.Греннер, П.Мейес, В.Родуэлл. – М.: Мир, 2004. – С.147-169; 186-205; 247-267.
8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- С. 273-280, 282-285, 302-307, 311-316.
9.Надпочечники (в помощь студенту).
10.Гормон роста, строение, функции (Методичка для самостоятельной работы).
11.Гормоны гипофиза: строение, функция, патология (в помощь студенту).
12.Изменение метаболизма при гипер- и гипокортицизме (феохромоцитоме, андростероме, кортикостероме, альдостероме, бронзовой болезни). Получение и практическое применение гормонов. (Методичка для самостоятельной работы).
Лабораторная работа