Контроль выполнения лабораторной работы. 1. Каков общий принцип метода открытия йода в щитовидной железе?

1. Каков общий принцип метода открытия йода в щитовидной железе?

2. Какие вещества являются предшественниками тироксина?

3. Какова химическая природа инсулина?

4. Почему раствор инсулина дает положительные реакции (биуретову и Фоля)?

5. Почему при проведении ксантопротеиновой реакции раствор инсулина окрашивается в оранжевый цвет?

Темы рефератов:

1. Янус-киназы, их роль в трансдукции сигналов.

2. NО – сигнальная молекула клетки.

3. Резистентность к гормонам.

4. Пути десенситизации гормонов.

5. Йоддефицитные заболевания и интеллект.

6. Остеопороз, остеомаляция и рахит.

7. Инсулиноподобные факторы роста, роль в организме.

8. Роль инсулина и глюкагона при голодании.

Лабораторно – практическое занятие № 26

Тема: Механизмы регуляции обмена веществ (Часть 2)

Цель:Изучить структуру, судьбу, особенности механизма действия гормонов надпочечников, половых желез. Сформировать представления о классификации, природе, регуляторном влиянии гормонов гипофиза, факторов гипоталамуса.

Значение:Гормоны коры надпочечников и половых желёз являются стероидами, их амфифильность позволяет им проникать внутрь не только клетки, но и ядра, воздействовать на ГЧЭ определённых генов. Остальные гормоны (мозгового вещества надпочечников), аденогипофиза, факторы гипоталамуса свою трансдукцию осуществляют через second messengers.

Все эти БАВ тесно связаны друг с другом, например, кортиколиберин гипоталамуса стимулирует секрецию АКТГ, последний же усиливает выброс ГКС, но увеличение концентрации последних подавляет выделение кортиколиберина. Нарушение баланса гормонов приводит к развитию тяжёлых заболеваний (бронзовой болезни, синдрому Иценко-Кушенга, альдостероме, гипофизарному нанизму, несахарному диабету, синдрому Пархона, акромегалии и др.).

Исходный уровень:

1. Строение желез внутренней секреции. Иерархия эндокринной системы.

2. Классификация гормонов. Виды рецепции.

3. Вторичные посредники, природа, роль в качестве эффекторов.

4. Строение, свойства, функции белков.

5. Ферменты, классификация, механизм действия, регуляция активности.

6. Строение, биосинтез нуклеиновых кислот, регуляция их генеза. Структура транскриптона.

7. Виды синтеза биополи- и олигомеров.

8. Стероиды, строение, функции.

9. Обмен и функции углеводов, липидов, аминокислот.

10. Понятие о стрессе, неспецифическом синдроме адаптации.

11. Мембраны, строение, свойства.

12.Особенности строения различных тканей (мышечной, соединительной,

эпителиальной, нервной), их функции.

Вопросы для самоподготовки

1. Гормоны коры надпочечников; классификация, схема синтеза, строе-

ние.

2. Глюкокортикостероиды, транспорт к клеткам–мишеням, вид рецепции.

Механизм влияния на углеводный, липидный, азотистый обмены. Роль АКТГ; применение ГКС в клинике.

3. Альдостерон, строение, органы–мишени, вид рецепции, механизм дей-

ствия. Система ренин – ангиотензин – альдостерон. Na+-уретический предсердный пептид, функция.

4. Катехоламины, химическая природа, последовательность реакций синтеза.

Медиаторный и гормональный эффекты. Механизм трансдукции сигнала, виды рецепторов, окончательные эффекты в клетках – мишенях. Биохимия стресса. Инактивация катехоламинов.

5. Патология надпочечников (синдром Иценко – Кушинга, синдром Конна,

феохромоцитома, бронзовая болезнь, кортикоэстрома, адреногенитальный синдром), механизмы развития специфических симптомов страданий.

6. Половые гормоны. Места выработки, химическая природа, способ транс-

порта, органы–мишени, вид рецепции. Роль гонадотропных гормонов гипофиза.

7. Мужские половые гормоны (андростерон, тестостерон), биологическая

роль. Влияние на психо–эмоциональное состояние. Применение синтетических аналогов в клинической практике.

8. Цикличность действия женских половых гормонов. Эстрогены, гестагены,

схема синтеза, строение, влияние на различные обмены веществ, на психологическое состояние.

9. Гипофиз. Классификация гормонов аденогипофиза (семейство проопио

меланокортина, гормоны - гликопротеиды, гормоны – белки со сходной аминокислотной последовательностью).

10. Гормоны продукты гидролиза ПОМК (АКТГ, МСГ, энкефалины, эндор

фины, β- липотропин), химическая природа, органы–мишени, механизмы трансдукции сигнала, биологическая роль. Участие в обеспечении памяти.

11. Гормоны – гликопротеиды (ТТГ, ФСГ, ЛГ), особенности строения, влияя

ние на органы – мишени.

12. СТГ, лактотропный гормон, хорионический гонадотропин; сходство в

строении и механизме действия.

13. Патология (гигантизм, акромегалия, болезнь Иценко – Кушинга и др.),

основные симптомы.

14. Гормоны нейрогипофиза, место синтеза. Клетки – мишени, виды рецеп

ции; механизм действия вазопрессина в органах–мишенях. Симптомы несахарного диабета. Окситоцин, его участие в акте родов, предположительная роль в иммунитете.

15. Гормоны эпифиза, химическая природа, вид рецепции, органы– мишени,

биологическая роль.

16. Факторы гипоталамуса (либерины и статины), химическая природа, виды

рецепции, регуляция функций гипофиза.

Литература

Основная:

1.Лекции «Гормоны коры и мозгового слоя надпочечника. Половые гормоны.

Гормоны гипофиза. Патология».

2. Биологическая химия : Учебник / Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов, С.А. Силаева. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – С. 304 - 313.

3.Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 380-383, 350-395, 402-405.

4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – С. 251-262, 272-287.

5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Л.П.Никитина, А.Г.Гомбоева, Н.В.Соловьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 26-27.

6. Патохимия наследственных болезней. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. – Чита, 2008. – С.89-92.

7. Биохимия. Биологически активные вещества: витамины и гормоны: Учебное пособие / под ред. Б.С. Хышиктуева. – Чита: ЧГМА, 2009. – С. 69 – 124.

Дополнительная:

1. Биохимия / Под ред. Е.С.Северина.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2005(2003).-С. 545-591; 597-603; 609-615.

2. Биохимия (в вопросах и ответах) (Учебное пособие для студентов мед. вузов в вопросах и ответах) / Т.П.Вавилова, О.Л.Евстафьева. – М.: ВЕДИ, 2005.- С.115-128.

3. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студ. мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.263-295.

4. Биохимия. Тестовые вопросы: Учебное пособие/ Под ред. Д.М.Зубаирова. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – С.106-130.

5. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Н.И. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.227-236.

6. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. член-корр. Е.С.Северина, А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.268-299; 423-430.

7. Биохимия человека: в 2-х томах. Т.2: Пер. с англ./ Р.Марри, Д.Греннер, П.Мейес, В.Родуэлл. – М.: Мир, 2004. – С.147-169; 186-205; 247-267.

8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- С. 273-280, 282-285, 302-307, 311-316.

9.Надпочечники (в помощь студенту).

10.Гормон роста, строение, функции (Методичка для самостоятельной работы).

11.Гормоны гипофиза: строение, функция, патология (в помощь студенту).

12.Изменение метаболизма при гипер- и гипокортицизме (феохромоцитоме, андростероме, кортикостероме, альдостероме, бронзовой болезни). Получение и практическое применение гормонов. (Методичка для самостоятельной работы).

Лабораторная работа

Наши рекомендации