Методические рекомендации по самоподготовке

Тема занятия: Эпителии. Покровный эпителий.

Продолжительность изучения темы ___часов

Из них на занятии 2 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа ____часа.

Цель занятия:Изучить классификацию, источники развития, гистофизиологию эпителиальных тканей.

Задачи:

Знать:

1. Определение, классификацию и общие признаки эпителиальных тканей;

2. Выявлять частные признаки эпителия, основываясь на его систематизирующих связях: генез, строение, функции;

3. Источники и возможности физиологической и репаративной регенерации однослойных и многослойных эпителиев, возрастные изменения.

Уметь:

1. Идентифицировать различные виды эпителиев в гистопрепаратах;

Значение изучения темы:

Данным занятием начинается следующий уровень изучения строения человека – тканевой уровень организации. Ткани возникли в процессе исторического развития многоклеточных организмов, и представляют собой комплекс клеток или клеток и их производных.

Ткани являются компонентами органов. Поэтому изучение тканей обеспечит понимание гистофизиологии органов в норме и изменениях, которые они претерпевают с возрастом или при развитии патологического процесса.

Методы морфологического анализа (биопсия, эндоскопия, аутопсия), применяемые в медицинской практике, также требуют знание гистофизиологии тканей.

Изучение эпителиальных тканей необходимо для понимания взаимосвязей между внешней и внутренней средой организма. Кроме того, многие патологические процессы связаны с нарушением целостности эпителиального пласта (спаечная болезнь) либо с изменением структуры пласта, отдельных его клеток, изменением процессов регенерации (опухоли). Поэтому студентам необходимо знать общие и органоспецифические особенности строения, функции, возможности регенерации эпителиев в норме для того, чтобы разобраться в сущности соответствующих вопросов при изучении других дисциплин и в клинической практике.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый уровень знаний:

Из предшествующих курсов и тем: повторить.

1. Морфофункциональная характеристика органелл, принимающих участие в синтетических процессах и секреции клеток.

2. Способы транспорта веществ и выведения их из клетки.

3. Строение оболочки клетки (плазмоллеммы) и клеточных контактов.

4. Структурно-функциональная характеристика органелл специального назначения: микроворсинок, микротрубочек, ресничек.

5. Жизненный цикл клеток.

6. Способы репродукции клеток в зависимости от степени их зрелости и функциональной активности.

7. Эмбриональные источники развития эпителиальных тканей.

По теме занятия: устно

1. Определение ткани, отличие ткани от эмбриональных закладок. Классификация тканей.

2. Классификация эпителиев: морфологическая, генетическая, функциональна.

3. Однослойные эпителии. Особенности строения, происхождения, топография и функции однослойных эпителиев: мезотелий, эндотелий, кубический эпителий, призматический кишечный эпителий, многорядный призматический эпителий.

4. Многослойные эпителии. Особенности строения, происхождения, топография и функции переходного, многослойного плоского неороговевающего эпителия , многослойного ороговевающего эпителия (эпидермис).

5. Источники и возможности регенерации однослойных и многослойных эпителиев. Анизоморфность.

6. Трофика покровных эпителиев.

7. Охарактеризовать общие признаки покровных эпителиев (общий принцип строения эпителиев, понятие о базальной мембране, полярности эпителиоцитов, регенерации, анизоморфности, особенности трофики и иннервации).

8. Понятие о подвижной норме ткани.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Репродукция клеток. Митоз, биологическое значение митоза. Амитоз.

2. Способы регенерации клеток (эндорепродукции - полиплоидия, внутриклеточная регенерация, компенсаторная гипертрофия).

3. Стволовые клетки. Биологические возможности. Роль.

Наши рекомендации