Кредит-2.Тема№3: Кондуктометрическое титрование. Электропроводность растворов.Электропроводность тканей и биожидкостей организма.Проведение по методике TBL
Кредит-2. Тема №2: Биогенные элементы. Характерные реакции наиболее важных р-, d- элементов. Биологическая роль и применение в медицине их соединений .Проведение по методике TBL
2. Цель: Изучить химию биогенных элементов, их общие свойства и особенности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и биогеохимии. Изучить закономерности распределения биогенных элементов по s-, p-, d-блокам ПСЭ, их топографию в организме человека, биологическое значение и медицинское применение.
Кредит-2.Тема№3: Кондуктометрическое титрование. Электропроводность растворов.Электропроводность тканей и биожидкостей организма.Проведение по методике TBL
2. Цель:Явление электропроводности и био энергетики организма. Электрическая проводимость тканей и биожидкостей организма.
7. Контроль:
Задачи и упражнения:
№1.Вычмслить эквивалентную электропроводность 0,02 моль/л КСI, если удельная электропроводность этого раствора равна 2,77 *10-3ом -1 см-1 . Ответ:136,3 ом -1см 2 моль-1.
№2. Эквивалентная электропроводность слабой одноосновной кислоты при бесконечном разбавлении равна 345 ом -1см 2 моль-1, эквивалентная электропроводность этого раствора равна 1,8 ом -1см 2моль-1 . Вычмслить степень диссоцмации кислоты. Ответ: 0,52 %
№3. Эквивалентная электропроводность при 250С для раствора уксусной кислоты с концентрацией 0,03 моль/л равна 8,2 ом -1 *см 2 * моль-1. Удельная электропроводность этого раствора равна :
1. 8,2 *10-5 ом-1 * см 1* 2.0,82 *10-5 ом-1 * см 1* 3.3 *10-4 ом-1 * см 1 4. 16,4 ом-1 * см 1 5. 16,4 *10-5 ом-1 * см 1
1. 1.Кредит-2. Тема №4:Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН биологических жидкостей. Потенциометрическое титрование. Определение концентрации желудочного сока методом потенциометрического титрования.
2.Цель:ознакомить студента с потенциометрическим методом анализа, выработать навыки самостоятельного проведения исследования и обобщения его результатов.
7. Контроль: Тестовые задания:
1. Задачи и упражнения для оценки входного уровня знаний:
1. Э.Д.С. гальванического элемента составленного из хингидронного и хлорсеребряного электродов равна 0,292 В. Вычислить рН исследуемого раствора при температуре 298 К, если потенциал хлорсеребряного электрода равен 0,222 В, а хингидронного электрода - 0,710 В. Ответ: рН=3,30
2.Вычислить потенциал серебра погруженного в раствор с концентрацией ионов серебра с концентрацией 0,02 моль/л при температуре 25 0С.
е0 (Ag/Ag+)= 0,779 B. Ответ: ≈0,699 В.
3. ЭДС гальванического элемента, составленного из водородного и насыщенного каломельного электродов, при 298 К равна 0,760 В. Потенциал насыщенного каломельного электрода равен 0,246 В. Вычислите водородный показатель раствора. Ответ: рН 8,56.
1. Гальванический элемент составлен из молярного каломельного и водородного электрода, погруженного в кровь, водородный показатель которой равен 7,3. Вычислить Э.Д.С. этого элемента при 298 К. (Ответ: е = 0,154 В)
2. ьванический элемент составлен из молярного каломельного (см. ибораля определения рН.Вычислить потенциал хингидронного электрода, погруженного в буферную смесь с рН=6 при 25 0С. е0Х/Г = 699 мВ. (Ответ: е = 0,35 В)
3. Найти рН раствора, в котором потенциал хингидронного электрода при 298 К равен 0,400В.
4. Гальванический элемент составлен из двух водородных электродов, один из которых погружен в раствор с рН=5, а второй в дистиллированную воду. Вычислить Э.Д.С. этого гальванического элемента при температуре 25 0С.
5. Э.Д.С. гальванического элемента составленного из водородного и хлорсеребряного электродов равна 569,4 мВ. Вычислить рН исследуемого раствора при температуре 25 0С, если потенциал хлорсеребряного электрода равен 222 мВ.
6. Составить схему водородно-каломельного гальванического элемента.
7. Вычислить электродвижущую силу цепи при температуре 20 0С, если водородный электрод заполнен растворам с рН=3, а потенциал насыщенного каломельного электрода составляет 246,6 мВ.
8. Вычислить рН раствора, если электродвижущая сила водородно-каломельной цепи при температуре 25 0С равна 0,854 В. Потенциал насыщенного каломельного электрода равен 0,246 В.
1.Кредит-2. Тема №5:Хроматографический анализ: определение иона железа (III) в пищевых продуктах. Разделение ионов меди (II) и железа (III) в смеси. Применение в медицине.
2. Цель:Познакомиться с методами хроматографии и их применением в медицинской практике.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
1. Методы разделения и концентрирования веществ.
2. Условия применения и физико-химические основы методов
Студент должен уметь:
1. проводить хроматографическое разделение смеси веществ методом колоночной хроматографии,
2. определять ионы железа (III) в пищевых продуктах.
4. Основные вопросы темы:
1. Хроматографический анализ, его сущность.
2. Классификация методов хроматографии.
3. Биологическая роль хроматографии, её значение в биологии и медицине.
7. Контроль:
№1. Среди перечисленных веществ, укажите поверхностно-активные вещества: хлорид натрия, масляная кислота, пентанол–1, глюкоза, холестерин, стеарат натрия.
№2. Расположите в порядке увеличения адсорбционной способности в поверхностном слое следующие нормальные спирты: гексанол, этанол, метанол, октанол, додеканол–1 (С12Н25ОН или лауриновый спирт).
№3. Расположите в порядке увеличения адсорбционный способности на каолине ионы: Nа+ , Сr3+, Ni2+.
№4. Укажите среди перечисленных веществ дифильные молекулы: уксусная кислота, олеат натрия, хлорид кальция, стеариновая кислота, глюкоза.
№5. Пользуясь правилом Траубе–Дюкло, вычислить во сколько раз поверхностная активность масляной кислоты С3Н7СООН больше поверхностной активности уксусной кислоты СН3СООН. (Ответ 10 раз.)
1.Кредит-2. Тема №6:Устойчивость дисперсных систем. Коагуляция, взаимная коагуляция. Коллоидная защита. Определение порога коагуляции золя гидроксида железа (III).
2. Цель:Изучить основы физико–химии дисперсных систем, так как многие жидкости и ткани организма человека относятся к дисперсным системам...
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
1. Классификацию коллоидных систем
2. Способы получения коллоидных растворов
Студент должен уметь
1.получать коллоидные системы различными способами
2. записывать формулы мицелл, определять знак заряда гранулы
3. проводить коагуляцию золя и рассчитывать порог коагуляции.
Задачи и упражнения:
№1. Золь иодида серебра стабилизирован избытком нитрата серебра AgNO3. Написать формулу мицеллы золя йодида серебра, указать гранулу и ее заряд.
№2. Золь хлорида серебра получен при взаимодействии нитрата серебра AgNO3 с избытком хлорида натрия. Написать формулу мицеллы золя. Указать потенциалопределяющие ионы, диффузный слой, противоионы.
№3. Золь иодида серебра, полученный по реакции: КI + AgNO3 = AgI + КNO3, при избытке КI, коагулируют растворами К2SО4 и Са(СН3СОО)2. Объясните коагулирующее действие, какого электролита сильнее. Запишите формулу мицеллы золя.
№4. Написать формулу мицеллы гидрозоля Аl(ОН)3 если стабилизатором является А1С13. Что произойдет при смешивании равных количеств данного золя с «отрицательным» золем берлинской лазури Fе4 [Fe(CN)6]3?
№5.Применяемое в медицине антисептическое средство, гидрозоль окиси серебра получен по реакции: 2AgNO3 + 2КОН = Ag2О + 2КNO3 + Н2О при избытке AgNO3. Написать формулу мицеллы Ag2О.
№6. Строение мицеллы отвечает по формуле:
{[H2SiO3]m∙nSiO32-∙(2n–x)H+}x-∙xH+∙yH2O.Указать ядро, потенциалопределяющие ионы, адсорбционный слой, диффузный слой и гранулу мицеллы золя.
СРСП
1. Кредит-2. Тема:1. Основные принципы качественного химического анализа.
2. Цель: ознакомить студентов с основными принципами и методами химического анализа.
Задачи обучения
Знать основные вопросы темы:
1. Аналитическая химия как фундаментальная наука. Анализ как философское понятие и его неразрывная связь с синтезом. Предмет и задачи аналитической химии.
2. Химический анализ как метод химии. Прикладные виды химического анализа - технический, сельскохозяйственный, санитарно-химический, биохимический.
8.Контроль:
1. Основные разделы химического анализа:
качественный,
количественный,
фазовый,
структурный.
2. Методы анализа:
химические,
инструментальные (физические и физико-химические),
биологические.
3. Основные понятия химического анализа.
4. Укажите пути попадания свинца в биосферу и методы (реакции) его обнаружения.
5. От чего зависит интенсивность люминесцентного излучения? Как она связана с концентрацией?
6. Каковы преимущества хромато-масс-спектрометрии по сравнению с обычным масс-спектрометрическом методом?
1. Кредит-2. Тема:2. Электрическая проводимость растворов электролитов. Кондуктометрический метод определения степени и константы ионизации слабого электролита.
Цель:Изучить причину возникновения электродных потенциалов. Особенности окислительно-восстановительных потенциалов, применения потенциометрии в медицинской практике.
3.Задачи обучения:научить рассчитывать знание электродных потенциалов и ЭДС элемента; научить определять потенциометрический рН растворов и концентрацию хлороводородной кислоты методом потенциометрического титрования.
4. Задания по теме:
1.Электродные потенциалы. Механизм возникновение электродного потенциала. Формула Нернста.
2. Классификация электродов: электроды определения, электроды сравнения.
3. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы, механизм возникновения и их биологическое значения.
4. Биопотенциалы. Мембранный и дуффузионный потенциалы, их биологическое значения. Биотоки.
5. Гальванический элементы и их ЭДС. Биметаллические и концентрационные (изометаллические) цепи.
6. Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН,
потенциометрическое титрование.
Задачи и упражнения :
№1 Вычислить потенциал медного электрода при 18 ºС , погруженного в раствор своей соли с концентрацией 0,1 моль/л еºCu= + 0.34 В.
№2 вычислить насколько изменится потенциал цинкового электрода, если 1 М раствора ZnSO4 разбавить в 10 раз еºZn= -0.76В
№3. Записать схему медно- сфинцового, гальванического элемента при стандартных условиях e0Cu = +0.34 В. e0Pb = -0.13 B.
№4 Вычислить при 25 ºС потенциал водородного электрода погруженного в дистиллированную воду.
№5. Определить ЭДС медно-цинскового гальванического элемента при
18 ºС, если концентрация иного меди равна 0,1 моль/л, концентрация иного цинка равна 0,001 моль/л, нормальный потенциал меди равна 0,34 В, нормальный потенциал цинка равен 0,76 В.
1. Кредит-2. Тема: №3Электродные потнециалы и их измерение. Потенциометрия. Окислительно – восстановительные процессы в живых организмах.
2. Цель:изучить свойства растворов электролитов и математические зависимости, количественно отражающие их.
3. Форма проведения:решение задач и выполнение упражнений, обсуждение результатов работы
Задания по теме:
1. Степень окисления атомов, правила ее вычисления. Процессы окисления и восстановления. Решение уравнений ОВ реакций.
2. Электродный потенциал.
3. Уравнение Нернста.
4. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы.
5. Уравнение Нернста-Петерса.
6. Диффузный и мембранный потенциалы и их биологическая роль.
7. Роль ОВР в жизнедеятельности организма.
8. Ион-селективные электроды, и их использование для определения концентраций ионов в биологических жидкостях.
9. Потенциометрическое титрование. Применение потенциометрии в медико-биологических исследованиях.
10. Роль электролитов в организме.
Задачи и упражнения для оценки входного уровня знаний:
1. Решить уравнения окислительно-восстановительных реакций. Указать окислитель и восстановитель (2-3 уравнения по выбору преподавателя):
1) S + HNO3 à SO2 + NO + H2O
2) H2S + HNO3 à S + NO + H2O
3) C + H2SO4 à CO2 + SO2 + H2O
2.Определить к какому типу относится каждая из реакций, выраженных следующими схемами:
1) HNO3 ® NO2 + O2 + Н2O
2) Fe(OH)3 ® Fe2O3 + Н2O
3) S + KOH ® K2SO3 + K2S + Н2O
3. Вычислить потенциал медного электрода при 180С, погруженного в раствор своей соли с концентрацией 0,1 моль/л. е0Сu= +0,34 В.
4.Вычислить на сколько изменится потенциал цинкового электрода, если 1 М раствор ZnSO4 разбавить в 10 раз. е0Zn = - 0,76 В.
5. Записать схему медно-свинцового гальванического элемента при стандартных условиях е0Сu = +0,34 В. е0Рb= -0,13 В.