Кредит-2.Тема№3: Кондуктометрическое титрование. Электропроводность растворов.Электропроводность тканей и биожидкостей организма.Проведение по методике TBL

Кредит-2. Тема №2: Биогенные элементы. Характерные реакции наиболее важных р-, d- элементов. Биологическая роль и применение в медицине их соединений .Проведение по методике TBL

2. Цель: Изучить химию биогенных элементов, их общие свойства и особенности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и биогеохимии. Изучить закономерности распределения биогенных элементов по s-, p-, d-блокам ПСЭ, их топографию в организме человека, биологическое значение и медицинское применение.

Кредит-2.Тема№3: Кондуктометрическое титрование. Электропроводность растворов.Электропроводность тканей и биожидкостей организма.Проведение по методике TBL

2. Цель:Явление электропроводности и био энергетики организма. Электрическая проводимость тканей и биожидкостей организма.

7. Контроль:

Задачи и упражнения:

№1.Вычмслить эквивалентную электропроводность 0,02 моль/л КСI, если удельная электропроводность этого раствора равна 2,77 *10-3ом -1 см-1 . Ответ:136,3 ом -1см 2 моль-1.

№2. Эквивалентная электропроводность слабой одноосновной кислоты при бесконечном разбавлении равна 345 ом -1см 2 моль-1, эквивалентная электропроводность этого раствора равна 1,8 ом -1см 2моль-1 . Вычмслить степень диссоцмации кислоты. Ответ: 0,52 %

№3. Эквивалентная электропроводность при 250С для раствора уксусной кислоты с концентрацией 0,03 моль/л равна 8,2 ом -1 *см 2 * моль-1. Удельная электропроводность этого раствора равна :

1. 8,2 *10-5 ом-1 * см 1* 2.0,82 *10-5 ом-1 * см 1* 3.3 *10-4 ом-1 * см 1 4. 16,4 ом-1 * см 1 5. 16,4 *10-5 ом-1 * см 1

1. 1.Кредит-2. Тема №4:Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН биологических жидкостей. Потенциометрическое титрование. Определение концентрации желудочного сока методом потенциометрического титрования.

2.Цель:ознакомить студента с потенциометрическим методом анализа, выработать навыки самостоятельного проведения исследования и обобщения его результатов.

7. Контроль: Тестовые задания:

1. Задачи и упражнения для оценки входного уровня знаний:

1. Э.Д.С. гальванического элемента составленного из хингидронного и хлорсеребряного электродов равна 0,292 В. Вычислить рН исследуемого раствора при температуре 298 К, если потенциал хлорсеребряного электрода равен 0,222 В, а хингидронного электрода - 0,710 В. Ответ: рН=3,30

2.Вычислить потенциал серебра погруженного в раствор с концентрацией ионов серебра с концентрацией 0,02 моль/л при температуре 25 0С.

е0 (Ag/Ag+)= 0,779 B. Ответ: ≈0,699 В.

3. ЭДС гальванического элемента, составленного из водородного и насыщенного каломельного электродов, при 298 К равна 0,760 В. Потенциал насыщенного каломельного электрода равен 0,246 В. Вычислите водородный показатель раствора. Ответ: рН 8,56.

1. Гальванический элемент составлен из молярного каломельного и водородного электрода, погруженного в кровь, водородный показатель которой равен 7,3. Вычислить Э.Д.С. этого элемента при 298 К. (Ответ: е = 0,154 В)

2. ьванический элемент составлен из молярного каломельного (см. ибораля определения рН.Вычислить потенциал хингидронного электрода, погруженного в буферную смесь с рН=6 при 25 0С. е0Х/Г = 699 мВ. (Ответ: е = 0,35 В)

3. Найти рН раствора, в котором потенциал хингидронного электрода при 298 К равен 0,400В.

4. Гальванический элемент составлен из двух водородных электродов, один из которых погружен в раствор с рН=5, а второй в дистиллированную воду. Вычислить Э.Д.С. этого гальванического элемента при температуре 25 0С.

5. Э.Д.С. гальванического элемента составленного из водородного и хлорсеребряного электродов равна 569,4 мВ. Вычислить рН исследуемого раствора при температуре 25 0С, если потенциал хлорсеребряного электрода равен 222 мВ.

6. Составить схему водородно-каломельного гальванического элемента.

7. Вычислить электродвижущую силу цепи при температуре 20 0С, если водородный электрод заполнен растворам с рН=3, а потенциал насыщенного каломельного электрода составляет 246,6 мВ.

8. Вычислить рН раствора, если электродвижущая сила водородно-каломельной цепи при температуре 25 0С равна 0,854 В. Потенциал насыщенного каломельного электрода равен 0,246 В.

1.Кредит-2. Тема №5:Хроматографический анализ: определение иона железа (III) в пищевых продуктах. Разделение ионов меди (II) и железа (III) в смеси. Применение в медицине.

2. Цель:Познакомиться с методами хроматографии и их применением в медицинской практике.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

1. Методы разделения и концентрирования веществ.

2. Условия применения и физико-химические основы методов

Студент должен уметь:

1. проводить хроматографическое разделение смеси веществ методом колоночной хроматографии,

2. определять ионы железа (III) в пищевых продуктах.

4. Основные вопросы темы:

1. Хроматографический анализ, его сущность.

2. Классификация методов хроматографии.

3. Биологическая роль хроматографии, её значение в биологии и медицине.

7. Контроль:

№1. Среди перечисленных веществ, укажите поверхностно-активные вещества: хлорид натрия, масляная кислота, пентанол–1, глюкоза, холестерин, стеарат натрия.

№2. Расположите в порядке увеличения адсорбционной способности в поверхностном слое следующие нормальные спирты: гексанол, этанол, метанол, октанол, додеканол–1 (С12Н25ОН или лауриновый спирт).

№3. Расположите в порядке увеличения адсорбционный способности на каолине ионы: Nа+ , Сr3+, Ni2+.

№4. Укажите среди перечисленных веществ дифильные молекулы: уксусная кислота, олеат натрия, хлорид кальция, стеариновая кислота, глюкоза.

№5. Пользуясь правилом Траубе–Дюкло, вычислить во сколько раз поверхностная активность масляной кислоты С3Н7СООН больше поверхностной активности уксусной кислоты СН3СООН. (Ответ 10 раз.)

1.Кредит-2. Тема №6:Устойчивость дисперсных систем. Коагуляция, взаимная коагуляция. Коллоидная защита. Определение порога коагуляции золя гидроксида железа (III).

2. Цель:Изучить основы физико–химии дисперсных систем, так как многие жидкости и ткани организма человека относятся к дисперсным системам...

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

1. Классификацию коллоидных систем

2. Способы получения коллоидных растворов

Студент должен уметь

1.получать коллоидные системы различными способами

2. записывать формулы мицелл, определять знак заряда гранулы

3. проводить коагуляцию золя и рассчитывать порог коагуляции.

Задачи и упражнения:

№1. Золь иодида серебра стабилизирован избытком нитрата серебра AgNO3. Написать формулу мицеллы золя йодида серебра, указать гранулу и ее заряд.

№2. Золь хлорида серебра получен при взаимодействии нитрата серебра AgNO3 с избытком хлорида натрия. Написать формулу мицеллы золя. Указать потенциалопределяющие ионы, диффузный слой, противоионы.

№3. Золь иодида серебра, полученный по реакции: КI + AgNO3 = AgI + КNO3, при избытке КI, коагулируют растворами К24 и Са(СН3СОО)2. Объясните коагулирующее действие, какого электролита сильнее. Запишите формулу мицеллы золя.

№4. Написать формулу мицеллы гидрозоля Аl(ОН)3 если стабилизатором является А1С13. Что произойдет при смешивании равных количеств данного золя с «отрицательным» золем берлинской лазури Fе4 [Fe(CN)6]3?

№5.Применяемое в медицине антисептическое средство, гидрозоль окиси серебра получен по реакции: 2AgNO3 + 2КОН = Ag2О + 2КNO3 + Н2О при избытке AgNO3. Написать формулу мицеллы Ag2О.

№6. Строение мицеллы отвечает по формуле:

{[H2SiO3]m∙nSiO32-∙(2n–x)H+}x-∙xH+∙yH2O.Указать ядро, потенциалопределяющие ионы, адсорбционный слой, диффузный слой и гранулу мицеллы золя.

СРСП

1. Кредит-2. Тема:1. Основные принципы качественного химического анализа.

2. Цель: ознакомить студентов с основными принципами и методами химического анализа.

Задачи обучения

Знать основные вопросы темы:

1. Аналитическая химия как фундаментальная наука. Анализ как философское понятие и его неразрывная связь с синтезом. Предмет и задачи аналитиче­ской химии.

2. Химический анализ как метод химии. Прикладные виды химического анализа - технический, сельскохозяйственный, санитарно-химический, биохи­мический.

8.Контроль:

1. Основные разделы химического анализа:

качественный,

количествен­ный,

фазовый,

структурный.

2. Методы анализа:

химические,

инструментальные (физические и физико-химические),

биологические.

3. Основные понятия химиче­ского анализа.

4. Укажите пути попадания свинца в биосферу и методы (реакции) его обнаружения.

5. От чего зависит интенсивность люминесцентного излучения? Как она связана с концентрацией?

6. Каковы преимущества хромато-масс-спектрометрии по сравнению с обычным масс-спектрометрическом методом?

1. Кредит-2. Тема:2. Электрическая проводимость растворов электролитов. Кондуктометрический метод определения степени и константы ионизации слабого электролита.

Цель:Изучить причину возникновения электродных потенциалов. Особенности окислительно-восстановительных потенциалов, применения потенциометрии в медицинской практике.

3.Задачи обучения:научить рассчитывать знание электродных потенциалов и ЭДС элемента; научить определять потенциометрический рН растворов и концентрацию хлороводородной кислоты методом потенциометрического титрования.

4. Задания по теме:

1.Электродные потенциалы. Механизм возникновение электродного потенциала. Формула Нернста.

2. Классификация электродов: электроды определения, электроды сравнения.

3. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы, механизм возникновения и их биологическое значения.

4. Биопотенциалы. Мембранный и дуффузионный потенциалы, их биологическое значения. Биотоки.

5. Гальванический элементы и их ЭДС. Биметаллические и концентрационные (изометаллические) цепи.

6. Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН,

потенциометрическое титрование.

Задачи и упражнения :

№1 Вычислить потенциал медного электрода при 18 ºС , погруженного в раствор своей соли с концентрацией 0,1 моль/л еºCu= + 0.34 В.

№2 вычислить насколько изменится потенциал цинкового электрода, если 1 М раствора ZnSO4 разбавить в 10 раз еºZn= -0.76В

№3. Записать схему медно- сфинцового, гальванического элемента при стандартных условиях e0Cu = +0.34 В. e0Pb = -0.13 B.

№4 Вычислить при 25 ºС потенциал водородного электрода погруженного в дистиллированную воду.

№5. Определить ЭДС медно-цинскового гальванического элемента при

18 ºС, если концентрация иного меди равна 0,1 моль/л, концентрация иного цинка равна 0,001 моль/л, нормальный потенциал меди равна 0,34 В, нормальный потенциал цинка равен 0,76 В.

1. Кредит-2. Тема: №3Электродные потнециалы и их измерение. Потенциометрия. Окислительно – восстановительные процессы в живых организмах.

2. Цель:изучить свойства растворов электролитов и математические зависимости, количественно отражающие их.

3. Форма проведения:решение задач и выполнение упражнений, обсуждение результатов работы

Задания по теме:

1. Степень окисления атомов, правила ее вычисления. Процессы окисления и восстановления. Решение уравнений ОВ реакций.

2. Электродный потенциал.

3. Уравнение Нернста.

4. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы.

5. Уравнение Нернста-Петерса.

6. Диффузный и мембранный потенциалы и их биологическая роль.

7. Роль ОВР в жизнедеятельности организма.

8. Ион-селективные электроды, и их использование для определения концентраций ионов в биологических жидкостях.

9. Потенциометрическое титрование. Применение потенциометрии в медико-биологических исследованиях.

10. Роль электролитов в организме.

Задачи и упражнения для оценки входного уровня знаний:

1. Решить уравнения окислительно-восстановительных реакций. Указать окислитель и восстановитель (2-3 уравнения по выбору преподавателя):

1) S + HNO3 à SO2 + NO + H2O

2) H2S + HNO3 à S + NO + H2O

3) C + H2SO4 à CO2 + SO2 + H2O

2.Определить к какому типу относится каждая из реакций, выраженных следующими схемами:

1) HNO3 ® NO2 + O2 + Н2O

2) Fe(OH)3 ® Fe2O3 + Н2O

3) S + KOH ® K2SO3 + K2S + Н2O

3. Вычислить потенциал медного электрода при 180С, погруженного в раствор своей соли с концентрацией 0,1 моль/л. е0Сu= +0,34 В.

4.Вычислить на сколько изменится потенциал цинкового электрода, если 1 М раствор ZnSO4 разбавить в 10 раз. е0Zn = - 0,76 В.

5. Записать схему медно-свинцового гальванического элемента при стандартных условиях е0Сu = +0,34 В. е0Рb= -0,13 В.

Наши рекомендации