Не рекомендуется Рекомендуется

Неправильно Правильно

Температура = 280°С. Температура равна 280°С.

При содержании серы > 0,15% При содержании серы более чугун становится тугоплавким. 0,15% чугун становится туго- - плавким.

Исключение могут составлять знаки плюс (+) и минус (-) в со- провождении цифр. Например:

Температура изменяется от +20 до -45°С.

Не допускается употребление в тексте символов и условных бук- венных обозначений без словесного пояснения. Например:

Неправильно Правильно

t повышается на. 30°С. Температура t возрастает на 30°С.

Величина t возрастает на 30°С

(при вторичном упоминании).

 
 

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru Знаки °С, lg, , In, sin, S, §, Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru , № , % , и т.д. применяют только при цифровых или буквенных величинах. В тексте их пишут словами. Например:

Неправильно Правильно

№ таблицы указывают ... Номер таблицы указывают ...

...в предыдущем §. ... в предыдущем параграфе.

...в графе проставляют % ... в графе проставляют процент

роста. роста.

.. в этот Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru ... ... в этот треугольник ...

В то же время перечисленные выше знаки не следует писать словами, если они стоят при цифровых или буквенных величинах.

Например:

Неправильно Правильно

В опыте номер 6 В опыте № 6

В опыте № шесть

sin угла Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru sin Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

синус Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

Знаки № и % для обозначения множества удваивать не следует. Например:

Неправильно Правильно

Контакты №№ 2, 4 и 5 ... Контакты № 2, 4 и 5 ..

Числа с размерностью следует писать только цифрами. Например:

Неправильно Правильно

Длина труб пять метров Длина труб 5 м

На один кг На 1 кг

Недопустимо отделять единицу физической величины (размер­ность) от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).

Перед числами с размерностью не рекомендуется ставить пред­лог в или знак тире (-).

Например:

Не рекомендуется Рекомендуется

Двигатель мощностью в 200 кВт Двигатель мощностью 200 кВт

Плотность - 1,62 г/см3 Плотность 1,62 г/см3

Числа до девяти без обозначения размерностей следует писать в тексте словами, свыше десяти - цифрами. Дроби пишут всегда цифрами. Например:

Не рекомендуется Рекомендуется

Отметим на кривой 3 точки. Отметим на кривой три точки.

...увеличивается на одну ... увеличивается на 1/5 часть, пятую часть.

Провести испытания 5 труб, Провести испытания пяти

выедая длиной двенадцать метров. труб, каждая длиной 12 м.

Не следует писать числа при единицах измерения, начиная с тысяч смешанным способом.

Например:

Неправильно Правильно

25 тыс. кг, 10 млн. т. 25 000 кг, 10 Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru 106т

Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств изде­лия, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа зна- ков после запятой. Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, (арок и т.п. изделий одного наименования должно быть одинаковым.

Например, если градация какой-либо величины (параметра, по­дателя) имеет интервал 0,25 мм, то весь ряд чисел должен быть указан с точностью до второго десятичного знака:

Неправильно Правильно

Толщина листа k - 1,5; 1,75; Толщина листа h = 1,50; 2 мм 1,75; 2,00 мм

Дробные числа необходимо записывать в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать простой дробью, например, 1/4"; 1/2" (но не 1"/4; 1"/2).

При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать его в виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32; (50А - АС)/(40В + 20).

Порядковые числительные, обозначаемые цифрами, сопро­вождаются буквенными падежными окончаниями, которые пишут через тире. При этом окончание из двух букв пишут, когда числи­тельное и относящееся к нему слово стоят в родительном и да­тельном падежах единственного числа мужского и среднего рода, также в творительном падеже множественного числа любого рода, а из одной буквы - в остальных падежах.

Например:

Неправильно Правильно

2-ого цилиндра, 6-ыми сутками, 2-го цилиндра, 6-ми сутками,

4-ый образец 4-й образец

Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишут без окончаний.

Например:

Неправильно Правильно

II-й сорт, III -й отдел II сорт, III отдел

При нескольких порядковых числительных падежное окончание ставят только после последней цифры.

Например:

Неправильно Правильно

1-я, 2-я, 3-я и 4-я серии опытов 1, 2, 3 и 4-я серии опытов

Количественные числительные, обозначаемые цифрами, пишут без падежных окончаний.

Например:

Неправильно Правильно

Из 15-mu опытов, в 7-ми случаях Из 15 опытов, в 7 случаях

Сложные прилагательные, первой частью которых является числительное, обозначаемое цифрой, пишут без падежного оконча­ния через дефис. Например:

Неправильно Правильно

12-mu метровый, 2-х камерный 12-метровый, 2-камерный

Рекомендуется писать: 25%-ный раствор, 80%-я смесь.

Классы чисел, начиная с пятизначных, разделяют пробелом. Исключение составляют десятичные дроби (цифры справа от запятой Например:

Неправильно Правильно

28.468 или 28468 28 468

0,12 345 0,12345

При дробных числах наименования согласуют с дробью.

Например:

Неправильно Правильно

3,5 частей, 1,5 часов 3,5 части, 1,5 часа

При указании диапазона числовых значений физической ве­личины (от и до), выраженных в одной и той же единице изме­рения, обозначение размерности ставят только один раз после последнего числового значения диапазона.

Например:

Неправильно Правильно

Скорость потока изменяет- Скорость потока изменяет-

ся от 15 м/с до 30 м/с. ся от 15 до 30 м/с.

Температура колеблется в Температура колеблется в

пределах 280°С-360°С. пределах 280-360°С.

Этого же правила придерживаются в случае перечисления ве­личин, имеющих одну и ту же размерность. Рядом стоящие циф­ровые величины отделяют одну от другой точкой с запятой.

Например:

Неправильно Правильно

Скорость движка изменяется на Скорость движка изменяется со- 10 м/с, 15 м/с, 20 м/с и 25 м/с. ответственно на 10; 15; 20 и 25 м/с.

При указании предела между положительными и отрицатель­ными величинами необходимо ставить знаки (+) и (-).

Например:

Неправильно Правильно

Температура изменяется Температура изменяется

от -40°С до 50°С, от -40 до +50°С

Между отрицательными величинами или между отрицательной и положительной величинами, выражающими крайние пределы, не допускается ставить знак тире (-). Предел следует указывать предлогами от и до.

Например:

Неправильно Правильно

Температура колеблется в пре Температура изменяется делах +20..,-15°С или -15°С...+ 20°С от +20 до -15*С или от -15

до +20°С

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин следует применять словосочетания "должно быть не более...", "должно быть не менее...". Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетания "не должно быть более...", "не должно быть менее...".

Например:

Массовая доля углекислого натрия в технической кальциниро­ванной соде должна быть не менее 99,4%.

Пределы, сопровождаемые буквенными обозначениями или зна­ками математических действий, следует заключать в скобки.

Например:

Не рекомендуется Рекомендуется

р0 = 1,8...2,6р - pi р0 = (1,8 - 2,6)р - pi

В градусных обозначениях углов знак градуса, минуты или секунды ставят перед запятой, отделяющей целую часть от дробной.

Например:

Неправильно Правильно

24,2°; 1245,24' 24°,2; 12°15',24

Химические элементы рекомендуется обозначать химически­ми символами. Если названия химических соединений сопровожда­ются формулами этих соединений, а названия химических элемен­тов символами, то знаки препинания между названиями и форму­лами или символами не ставят.

4.2.6, Применение сокращений и условных обозначений

В ПЗ все слова, как правило, должны быть написаны полностью, за включением союза то есть (т.е.), а также словосочетаний: и так далеe (и т.д.), и тому подобное (и т.п.), и другие (и др.), и прочие (и пр. ), которые употребляют в конце фраз после перечислений.

Не следует допускать в тексте, например, таких сокращений:

т.к. – так как; т.наз. – так называемый;

т.о. – таким образом; т.ч. – так что;

п.ч. – потому что; м.б. – может быть;

напр. – например; ур-ние – уравнение;

ф-ла – формула; д/производства – для производства

Сокращение слов в тексте и подписях над иллюстрациями, как правило, не допускается. Исключение составляют сокращения, установ- ленные ГОСТ 2.316, а также приводимые в записке поясняющие над- писи, непосредственно наносимые на изготовляемые изделия (на план­ках, табличках к элементам управления и т.п.). Их выделяют иным шрифтом (без кавычек), например, ВКЛ., ОТКЛ. или кавычками – если надпись состоит из цифр и (или) знаков, например, "+ 12 В".

Наименования команд, режимов, сигналов и т.п. в тексте следует выделять кавычками, например, "Напряжение +12 В включено".

Надо избегать сокращений, представляющих произвольное слияние слов или терминов, как, например:

рацпредложение – рационализаторское предложение;

спецтехнология – специальная технология;

техосмотр – технический осмотр.

При введении условных сокращений технических терминов необхо- димо сохранять их единообразие на протяжении всей записки. Не допус-кается один и тот же термин сокращать по-разному или писать его в одном месте полностью, в другом - сокращенно. Все не общепринятые сокращения следует оговорить при первом упоминании или в перечне условных обозначений и сокращений (обычно в начале текста).

Сокращения сложных терминов, образованные из начальных букв входящих в термин слов, пишут строчными буквами с точкой.

Например:

к.п.д. – коэффициент полезного ц.д. – центр давления;

действия;

э.д.с. - электродвижущая сила; н.ч. – низкая частота; ц.м. - центр масс; в.ч. – высокая частота.

Общеупотребительные сокращения нарицательных имен сущест­вительных, читаемые не по названиям букв, а по слогам, пишут строчными буквами слитно.

Например:

вуз - высшее учебное заведение;

втуз - высшее техническое учебное заведение.

Сокращенные названия учреждений, предприятий, индексы изделий, марки машин и материалов, состоящие из начальных букв слов, вхо­дящих в название, пишут прописными буквами без точек и кавычек.

Например:

НИИ – научно-исследовательский институт;

ТУ – технические условия;

ВАЗ – Волжский автомобильный завод.

Малоизвестные сокращения необходимо пояснять при первом упоминании.

Цифры в марках изделий отделяют от буквенных сокращений дефисом, если цифра стоит после букв, и пишут слитно с буквами, если цифры предшествуют буквам.

Например:

сборочный станок РС-2А автомобиль ВАЗ-2110

поршневой насос НСП-50А станок токарный 1К 62 Б

В марках материалов буквенные сокращения и цифровые знаки пишутся слитно.

Например:

магниевый сплав МЛ5, алюминиевый сплав В95, легированная сталь XI8H9T, но титановый сплав ВТ-6, ВТ АО и т.д.

При указании перед фамилиями ученой степени, должности или профессии допускаются такие сокращения:

акад. – академик;

д-р (или док.) тех. наук – доктор технических наук;

к. т. н. – кандидат технических наук;

доц. – доцент;

проф. – профессор.

При ссылках на иллюстрации, таблицы и части текста (с ука­занием их номера) обязательно делают сокращение.

Например:

с. – страница (с. 45, с. 82 - 90,);

см. – смотри (см. рисунок 9, см. таблицу 14, см. раздел 2);

ср. – сравни (ср. уравнение (8), ср. рисунок 7)

Без указания номера эти слова пишутся в тексте полностью.

Например:

Неправильно Правильно

На этом рис. Изображено… На этом рисунке изображено... Данные этой табл. пока- Данные этой таблицы пока­-

зывают… зывают...

В предыдущем п. рассмот-В предыдущем пункте рас-

рены.. смотрены...

Изображенный на страни - Изображенный на с. 4 рису-

це 4 рис. 5… нок 5 ...

Слова год и век после дат сокращают, оставляя букву г., в., а после нескольких дат (во множественном числе) ставят две буквы гг., вв. (точку между ними не ставят). Например:

В 1966 г., в 1965 - 1970 гг., XX в., вXVIII - XIX вв.

В примечаниях, сносках и в библиографии допускаются такие сокращения, как, например:

англ. – английский; изд-во – издательство; вып. – выпуск;

Русс. – русский; сб. – сборник; изд. – издание;

Нем. – немецкий; т. – том; кн. – книга;

Л. – Ленинград; журн. – журнал; отд. – отдел;

М. – Москва; ч. – часть; рец. – рецензия, рецензент.

В основном тексте все эти слова следует писать полностью.

4.2.7. Использование индексов буквенных обозначений

Применяемые в тексте ПЗ условные буквенные обозначения ме­ханических, физических, химических и математических величин должны соответствовать действующим стандартам.

При необходимости отметить различие между несколькими вели­чинами, обозначаемых одной и той же буквой, применяютиндексы.Индексами при буквенных обозначениях могут быть:

- цифры, обозначающие порядковые номера и последователь­ность процессов или операций, например:Р1, Р2,Р3 – давление газов;

- строчные буквы русского алфавита, соответствующие одной или нескольким начальным буквам термина, например: рП – дав­ление газов на поршень; Nnoл – полезная мощность насоса; ηмех – механический к.п.д.;

- буквы латинского, греческого или русского алфавитов, ука­зывающие на связь с символом или с обозначаемой величиной, на­пример: Cq - удельная теплоемкость прн постоянном давлении; Vx - составляющая скорости в направлении оси х;

- символы химических элементов или веществ, например:

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru .

Индексы, представляющие собой сокращение одного русского слова, пишут без точки на конце.

Например:

Ррасч – расчетное давление.

Индексы, составленные из двух-трех сокращенных русских слов, пишут с точками после всех сокращений, кроме последнего.

Например:

Qн.ср - средняя подача насоса;

Ηв.п - к.п.д. винтовой пары.

Индексы, составленные из цифры, латинской или греческой буквы и сокращения русского слова, точкой не разделяют.

Например:

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru .

Если в состав индекса входит несколько цифр или букв латин­ского алфавита, то их следует отделять запятой.

Например:

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru .

4.2.8. Применение ссылок на иллюстрации, таблицы, формулы, части текста и литературу

Все иллюстрации в ПЗ, независимо от их содержания (диаграм­мы, фотографии, чертежи, схемы и др.), называют рисунками.

При ссылках в тексте на рисунки, а также на таблицы и стра­ницы, указывают их порядковый номер.

Например:

рисунок 18, таблица 14, с. 75.

При ссылках на иллюстрации следует писать "в соответствии с рисунком 2..." при сквозной нумерации и "в соответствии с ри­сунком 1,2..." при нумерации в пределах раздела.

Слово страница пишут в тексте полностью, если дальше не ука­зан порядковый номер.

В ссылках на иллюстрации и таблицы рекомендуется избегать оборотов: дает,.., даны..., представлены...

Вместо них предпочтительнее писать: изображены..., показаны..., построены..., нанесены... (об иллюстрациях) и приведены... (о таблицах).

Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в со- ответствующем месте текста, без указания см. (смотри).

Например:

Гидравлический привод тормоза (рисунок 19.) характеризуется...

Хуже, когда пишут так:

На рисунке 19 представлена схема гидравлического привода тормоза, который характеризуется...

Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают сокра­щенным словом смотри, например, см. рисунок 3.

Приводимые в тексте буквенные и цифровые обозначения де­талей иллюстрации (их называют позиции) не следует за­ключать в скобки или кавычки.

Например:

Неправильно Правильно

В точке "С" кривой А - В... В точке С кривой АВ...

В поддоне двигателя закреп- В поддоне двигателя закреп­лены кронштейн (А) с насосом лены кронштейн 4 с насосом 5 и (5) и фильтром заборником (6). фильтром заборником 6.

При ссылке в тексте на формулы указывают их порядковые но­мера в скобках, не опуская или не сокращая предшествующие номеру слова: уравнение.,., выражение..., формула..., соотношение... и т.п.

Например:

Неправильно Правильно

Подставляя (3) в (6) полу- Подставляя выражение (3) в

чим... формулу (6), получаем...

Решая совместно ур-я (9) и Решая совместно уравнения

(5) находим... (5) и (9), находим...

Из соот-я (ф-лы, ур-я) (7) Из соотношения (формулы,

следует, что... уравнения) (7) следует, что...

С учетом (16) ф-ла (13) С учетом соотношения (10) фор

принимает вид... мула (13) преобразуется к виду...

Используя завиалмостъ (1.45) Используя зависимость (1.45)

(или см. (4), с. 35), будем иметь... работы [4], получаем...

Ссылки в тексте на разделы, подразделы и пункты пишут с указанием их порядкового номера.

Например:

раздел 2, подраздел 2.3, пункт 2.3.1.

При необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений указывают строчную букву в кавычках или его порядковый номер.

Например:

пункт "б" , пункт2.

Ссылку в тексте на отдельные части записки, не входящие в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впе­реди сокращение см. (смотри).

Например:

Определение оптимального значения диаметра поршня (см. раз­дел2, пункт2.3.1) связано с выбором рабочего давления в двигателе.

При ссылке на ненумерованные части текста или на отдельные пункты других разделов необходимо указывать номер страницы.

Например:

Принятое при решении системы уравнений допущение (см. пункт 3, с. 29) о пренебрежении величиной...

В тексте записки допускаются ссылки только на официальные из­дания литературы, отчеты по НИР , стандарты и другие документы. В этом случае после ссылки в квадратных скобках указывают порядковый номер источника по списку использованной литературы.

Например:

Исследования по упрочняющей обработке [23] проводили на цилиндрических винтовых пружинах из углеродистой проволоки.

Не допускается оперировать номерными ссылками на источники как словами для построения фраз.

Например:

Неправильно Правильно

В [5] и [6] подтверждается, Исследования [5] и [6] под- что ... тверждают, что ...

Полученные результаты хо- Полученные результаты хо­- рошо согласуются с [6]. рошо согласуются с выводами

работы[6].

При ссылках на стандарты и технические условия в тексте записывают только их обозначение, без указания наименования.

Например:

Марки углеродистой качественной конструкционной стали определены ГОСТ 1050-74.

Не рекомендуется делать ссылки в тексте на неопубликованные материалы и конспекты лекций.

4.3. Оформление иллюстраций

4.3.1. Общие требования к иллюстрациям

Все иллюстрации, помещаемые в П3, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены.

Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не по­ясняются. Количество иллюстраций в записке должно быть доста­точным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации обычно располагаются возможно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте ПЗ.

Иллюстративный материал и таблицы вспомогательного харак­тера допускается давать в виде приложений (Оформление при­ложений см. подраздел 4.5).

В оформлении иллюстраций необходимо соблюдать едино­образие всех надписей и принятых условных обозначений, размер­ных и выносных линий.

Все размещаемые в ПЗ иллюстрации, за исключением иллюст­раций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей записки, например: Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела л порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации должны иметь тематическое наименование, а при необходимости и пояснительные данные (подрисуночный текст), со­ответствующие содержанию иллюстрации.

Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необ­ходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.

Если в тексте ПЗ имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть ука заны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за ис­ключением повторяющихся позиций, а для электро- и радиоэлемен­тов - позиционные обозначения, установленные в схемах данного изделия.

Допускается, при необходимости, номер, присвоенный составной части изделия на иллюстрации, сохранять в пределах ПЗ.

Следует иметь в виду, что чертежи, помещаемые в запис­ке - это иллюстрации, а не обычные рабочие чертежи, и поэтому они должны быть выполнены упрощенно. Подобные иллюстрации необходимо разгружать от ненужного для понимания материала: деталей, сечений, размеров, надписей и лишних проекций. Рекомен­дуется выносить на чертеже, в более крупном масштабе, детали или сборочные единицы для лучшего понимания текста.

Технические рисунки выполняются в аксонометрии с соблю­дением правил черчения и требований стандартов. Обводить рисун­ки можно карандашом или черной тушью. Не очень сложные сбо­рочные единицы для большей наглядности выгодно изображать в разобранном виде, чтобы отчетливо были видны все детали, из ко­торых они состоят.

При вычерчивании схем и диаграмм допускается применение цветной тунга. Следует подбирать такие краски, которые четко от­личаются друг от друга. Надписи и обозначения на цветных схемах следует наносить только черной тушью. Условные обозначения цве­тов рекомендуется пояснить на самой схеме или диаграмме.

Некоторые иллюстрации к тексту можно представить в виде фо­тографий (микро- и макро снимки, репродукции, фотографии об­щего вида и т.д.). Фотоиллюстрации должны быть с четким конт­растным черно-белым или цветным изображением, чтобы все детали (особенно те, к которым проводятся линии-выноски) были хорошо видны (читаемы). Фотографии крупного размера, а также осцилло­граммы следует наклеивать на отдельные листы, нанося клей только вдоль одной стороны фотографии.

Надписи и обозначения – важная составная часть иллюстра­ции, требующая тщательного выполнения. Число надписей должно быть минимальным, а их содержание – кратким. Неясные и нераз­борчивые буквы, цифры или условные обозначения на иллюстрации затрудняют ее чтение и нередко приводят к недоразумениям и различным ошибкам.

Составные части иллюстраций обозначают цифрами в строгой последовательности. Номера позиций в пределах данной иллюстрации проставляют по порядку номеров слева направо, сверху вниз или по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла (рисунки 1 и 2).

Неправильно

 
  Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

В картер

Рис. 1. Гидравлические насосы:

а) – пластинчатый: 1 – корпус; 2 – входной патрубок; 3 – цилиндр;

4 – пластины; 5 – выходной патрубок; 6 – пружина;

б) – шестеренный: 1 – входной патрубок; 2 – корпус: 3 – шестерни;

4 – выходной патрубок; 5 – шарик; 6 – пружина;

7 – предохранительный клапан

Для электро- и радиоэлементов указывают позиционные обозна- чения, установленные в схемах данного изделия. Исключение составляют электро- и радиоэлементы, являющиеся органами регулировки или настройки, для которых (кроме номера позиции) дополнительно указывают в подрисуночном тексте назначение каждой регулировки или настройки, позиционное обозначение и надписи на соответствующей планке или панели.

Подрисуночный текст под иллюстрацией должен содержать пояснения нумерованных позиций. Их начинают с новой строки и ведут в строчку. Номера позиций отделяют от пояснений знаком тире, а в конце каждого пояснения ставят точку с запятой. В конце подрисуночного текста ставят точку.

Слово «Рисунок», его номер и наименование помещают после пояснительных данных. Наименование рисунка отделяют от номера знаком тире. Наименование начинают с прописной буквы, в конце подписи точку не ставят.

Правильно

 
  Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

а) б) В картер

а – пластинчатый; б – шестеренный: 1 – статор; 2 – ротор; 3 – пружина: 4 – пластина; 5 – шарик ; 6 – пружина клапана; 7 – предохранительный клапан; 8 – зубчатое колесо; 9 – корпус; А – напорный канал; Б – всасывающий канал.

Рисунок 2 – Гидравлические насосы

При ссылке в тексте на отдельные элементы деталей (отвер­стия, пазы, канавки, буртики, приливы и др.) их обозначают про­писными буквами русского алфавита, например: А, Б, В и т.д.

На кинематических, электрических и гидравлических схемах (принципиальных, функциональных и др.) буквенно-цифровые пози­ционные обозначения указывают по соответствующему стандарту (при­ложение Ф) и, при необходимости, номинальное значение величины.

Выносные линии проводят без стрелок, полок и кружков на концах, по кратчайшему расстоянию к месту обозначения так, чтобы они были прямыми (без изломов), не пересекались между собой, не были параллельны линиям штриховки и пересекали при этом наи­меньшее количество деталей и контурных линий иллюстрации. На схемах выносные линии проводить не рекомендуется. Выносная ли­ния должна обязательно заходить на обозначаемую деталь. Одни и те же детали на изображениях в нескольких видах или проекциях обозначают одними и теми же номерами.

4.3.2. Выполнение диаграмм

Диаграммы представляют собой наиболее простой, удобный и наглядный способ изображения функциональной зависимости двух или более переменных величин в системе координат. Однако не всег­да студенты достаточно умело пользуются этими видами иллюст­раций. Часто в ПЗ помещают случайные, нечеткие и плохо со­гласованные с текстом диаграммы, допускают разнобой в их графи­ческом выполнении, усложняют и перегружают их надписями и раз­ного рода обозначениями. Поэтому необходимо знать основные пра­вила построения диаграмм, изложенные в рекомендациях Р 50-77-88 ЕСКД "Правила выполнения диаграмм". Однако эти рекомендации не распространяются на диаграммы, полученные на регистрирующих приборах и на ЭВМ, например, средствами Excel для Windows.

Диаграммы для информационного изображения функцио­нальных зависимостей допускается выполнять без шкал. Оси ко­ординат таких диаграмм заканчивают стрелками, указывающими на­правления возрастания значений величин (рисунок 3).

 
  Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

Рисунок 3 – Диаграмма для информационного изображения функциональной зависимости двух переменных

   

Обозначения переменных величин размещают вблизи стрелки. На осях координат числовые значения не ставят, если диаграмма поясняет принципиальную картину какого-либо процесса, явления, характер изменения функций и т.д.

Значения величин, связанных изображаемой функциональной за­висимостью, откладывают на осях координат диаграммы в виде шкал.

В прямоугольной системе координат независимую пере­менную откладывают на горизонтальной оси (оси абсцисс). Положи­тельные значения величин указывают на осях вправо и вверх от точ­ки начала отсчета (рисунок 4).

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

Рисунок 4 – Диаграмма в прямоугольной системе координат с равномерной шкалой и пояснительным текстом

В полярной системе координат начало отсчета углов (угол 0°) должно находиться на горизонтальной или вертикальной оси (рису­нок 5). При этом положительное: направление угловых координат долж­но соответствовать направлению против вращения часовой стрелки.

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

Рисунок 5 – Диаграмма в полярной системе координат

 
  Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

При выполнении диаграмм в прямоугольной (пространствен­ной) системе трех координат функциональные зависимости изоб­ражают в аксонометрической проекции по ГОСТ 2.317-69 (рисунок 6).

Рисунок 6 – Диаграмма в прямоугольной (пространственной) системе трех координат

В диаграммах со шкалами оси координат следует заканчивать стрелками за пределами шкал или обозначать самостоятельными стрелками, после указания изменяемой величины, параллельно оси координат (см. рисунок 6).

Значения переменных величии откладывают на диаграмме в линейном (см. рисунки 4 и 5) или нелинейном (например, логариф­мическом, рисунок 7) масштабах изображения.

В качестве шкалы используют координатную ось или линию коор­динатной сетки, которая ограничивает поле диаграммы (см. рисунок 7).

 
  Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

Рисунок 7 – Диаграмма с линейным (ось абсцисс) и логарифмическим (ось ординат) масштабами изображения

В диаграммах, изображающих несколько функций различных переменных, допускается использовать в качестве шкал координат­ные оси, линии координатной сетки и (или) прямые, расположен­ные параллельно координатным осям (рисунок 8).

 
  Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru

Рисунок 8 – Использование в качестве шкал линий координатной сетки и прямых, параллельных координатной оси

Координатные оси, как шкалы, следует разделять на гра­фические интервалы одним из следующих способов:

- координатной сеткой (см. рисунки 5, б, 7)

- делительными штрихами (см. рисунок 4);

- сочетанием координатной сетки и делительных штрихов (см. рисунок 8).

Шкалы, расположенные параллельно координатной оси, разде­ляют только делительными штрихами (см. рисунок 8).

Размер графического интервала (расстояния между делительны­ми штрихами или линиями координатной сетки) следует выбирать с учетом назначения диаграммы и удобства отсчета с интерполяцией.

Рядом с делениями сетки или делительными штрихами, соответствую­щими началу и концу шкалы, должны быть указаны соответствующие числовые значения (значения величин). Если началом отсчета шкал является нуль, то его указывают один раз у точки пересечения шкал.

Частоту нанесения числовых значений и промежуточных деле­ний шкал выбирают с учетом удобства пользования диаграммой (ри­сунок 9). Делительные штрихи, соответствующие кратным графи­ческим интервалам, допускается удлинять (см. рисунок 4).

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru Неправильно Правильно

Рисунок 9 – Сокращение частоты числовых значений на оси координат

Числа у шкал размещают вне поля диаграммы и располагают го­ризонтально (см. рисунки 4, 5, 6). Допускается наносить числа у шкал внутри поля диаграммы (см. рисунок 5).

Многозначные числа предпочтительно выражать как кратные 10", где n - целое число. Коэффициент 10n указывают для данного диа­пазона шкалы (рисунок 10).

Не рекомендуется Рекомендуется - student2.ru Неправильно Правильно

Рисунок 10 – Обозначение многозначных чисел по оси ординат через постоянный коэффициент

Наши рекомендации