Опыт 2. Изменение температуры замерзания и температуры кипения растворов
Лабораторная работа № 4
РАСТВОРЫ
Цель работы: Изучение физико-химической природы процесса растворения, свойств растворов, освоение навыков приготовления растворов заданной концентрации и методики их количественного анализа.
Теория: Истинные растворы и механизм процесса растворения. Классификация растворов. Растворимость. Влияние различных факторов на растворимость. Тепловые эффекты при растворении. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Концентрация растворов, способы ее выражения.
Оборудование и реактивы: Ареометры, бюретки (50 мл), колбы (250 мл), мерные цилиндры, пипетки (20–25 мл), пробирки, стеклянные трубки, спиртовка, спички, термометры, технические весы с разновесами, штатив, химические стаканы; реактивы: гидроксид натрия NaOH (к), хлорид натрия NaCl (к), нитрат аммония NH4NO3 (к), хлорид кальция CaCl2 (к); растворы: серная кислота H2SO4 (разб.) или соляная кислота HCl (разб.), хлорид натрия NaCl (10%), титрованный гидроксид натрия NaOH (0,1 М), охладительная смесь (лед + NaCl).
Экспериментальная часть
Опыт 1. Тепловые эффекты при растворении
1.1. В пробирку с 5 мл воды (измерьте заранее ее температуру t1 = _______°С) внесите немного твердого NaOH (или КОН), помешайте стеклянной палочкой и отметьте изменение температуры (t2 = _______°С).
1.2. Проведите аналогичный опыт с NH4NO3 (к) (t = __________°С).
Опыт 2. Изменение температуры замерзания и температуры кипения растворов
2.1. Две пробирки наполните наполовину: одну водой, другую – 10%-ным раствором NaCl. Поместите их в стакан с охладительной смесью (лед с солью) и отметьте температуру замерзания Н2О (tзам = __________°С) и раствора NaCl (tзам =__________°С).
2.2. Две пробирки наполните наполовину водой, а одну из них внесите 1 г СаСl2. Нагрейте до кипения и измерьте температуру кипения Н2О (tкип = _________°С) и раствора СаСl2 (tкип = __________°С).
Опыт 3. Приготовление растворов с определенной массовой долей из твердого вещества и воды
Задание: I вариант – приготовьте 50 г раствора NaCl с массовой долей вещества в растворе 5%; II вариант – приготовьте 50 г раствора NaCl с массовой долей вещества в растворе 3%.
Расчитайте массу NaCl, необходимого для приготовления 50 г 5%-ного (или 3%) раствора NaCl по формуле вычисления массовой доли:
Масса воды, необходимая для приготовления 50 г 5%-ного (или 3%) раствора NaCl:
m(H2O) = m(раствора) – m(соли)
Взвесьте на технических весах необходимое количество соли, отмерьте мерным цилиндром нужный объем воды и растворите приготовленную соль. Затем налейте в цилиндр 40 мл полученного раствора NaCl и измерьте плотность ареометром, сравните ее с данными таблицы. Плотность полученного раствора составляет __________ г/мл. После измерения ареометр промойте водой, осторожно вытрете досуха и поставьте в набор. Рассчитайте молярность и нормальность полученного раствора.
Опыт 4. Приготовление раствора заданной концентрации из более концентрированного раствора и воды
Задание: I вариант – приготовьте 50 мл 0,1 М раствора H2SO4 (или HCl) из раствора, имеющегося в лаборатории; II вариант – приготовьте 50 мл 0,2 М раствора H2SO4 (или HCl) из раствора, имеющегося в лаборатории.
Измерите плотность исходного раствора кислоты ареометром (ρ =_________г/мл). По табличным данным определите массовую долю кислоты (ω = __________%), соответствующую найденной плотности раствора.
Таблица плотности растворов некоторых
неорганических кислот и щелочей в воде при 20°C
Рассчитайте, какое весовое количество этой кислоты нужно для приготовления 50 мл 0,1 М раствора, а затем пересчитайте полученную величину на объем:
1) найдем, сколько граммов вещества кислоты содержится в 50 мл 0,1 М раствора исходя из формулы:
СM = m(в-ва) / M(в-ва) • V(р-ра)
2) найдем массу исходного раствора кислоты исходя из формулы:
ω = m(в-ва) • 100% / m(р-ра)
3) найдем объем раствора по формуле V = m / ρ
Отмерьте маленьким цилиндром (или градуированной пипеткой) рассчитанный объем исходного раствора H2SO4 и вылейте его в мерную колбу с небольшим количеством воды, а затем доведите уровень воды (по каплям) до метки 50 мл. Перемешайте раствор. Расчет молярной концентрации (молярности) полученного раствора (моль/л):
_________
Расчет нормальной концентрации полученного раствора (моль/л):
_________
В следующем опыте установите концентрацию полученного раствора H2SO4 титрованием 0,1 М раствором NaOH.
Опыт 5. Титрование
Заполните бюретку до нулевой отметки титрованным 0,1 М раствором NaOH. Налейте в коническую колбу пипеткой 10 мл раствора серной кислоты, полученного в предыдущем опыте, и добавьте 2–3 капли фенолфталеина.
Под бюреткой на белый лист бумаги поставьте коническую колбу с раствором кислоты так, чтобы носик бюретки входил внутрь колбы, а шарик в резиновом шланге находился немного выше горла колбы. Приливайте небольшими порциями раствор щелочи к раствору кислоты при непрерывном перемешивании раствора в колбе. Титруйте до появления устойчивой розовой окраски, не исчезающей в течение 30 с.
Установка для титрований:
1 – штатив; 2 – бюретка; 3 – резиновая трубка;
4 – олива; 5 – носик бюретки; 6 – колба
Запишите объем израсходованного раствора щелочи с точностью до 0,1 мл положение уровня раствора в бюретке.
Титрование повторите 3 раза. Объемы израсходованной щелочи не должны отличаться больше чем на 0,2 мл (в расчетах используйте среднее значение).
Титрование | V р-ра NaOH, мл | Среднее значение V р-ра NaOH, мл |
Рассчитайте нормальность раствора кислоты по формуле:
V1 / V2 = CH2 / CH1
Пересчитайте нормальность кислоты на молярность. Высчитайте процент ошибки по формуле: П = (СМ теор – СМ пр)∙100% / СМ теор
Контрольные вопросы к допуску на лабораторную работу:
1. Дайте определение раствору (устно и письменно)?
2. Из каких компонентов состоит раствор (устно и письменно)?
3. Что такое растворение (устно и письменно)? На какие стадии делится растворение кристаллических веществ (устно)?
4. Что такое концентрация (устно и письменно)?
5. Какие существуют способы выражения концентрации растворов? Запишите формулы (устно и письменно).
6. Дайте определение растворимости (устно и письменно). На какие классы делятся вещества по растворимости (устно).
7. Что такое насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный растворы? Приведите примеры (устно).
Контрольные задания к защите лабораторной работы:
Пример. Вычислите: а) массовую долю растворенного вещества (ω,%); б) нормальность (СН); в) молярность (СМ); г) моляльность (Cm); д) титр (Т) раствора H3PO4, полученного при растворении 18 г H3PO4 в 282 см3 воды, если относительная плотность полученного раствора составляет 1,031 г/см3.
Дано: mв-ва(H3PO4) = 18 г; V(H2O)= 282 см3; ρ=1,031 г/см3
Найти: СН – ? ω – ? СМ – ? Cm – ? Т – ?
Решение:
а) m (H2O) = V(H2O) = 282 г;
m р-ра(H3PO4) = 18 + 282 = 300 г.
Из формулы: ω = m(в-ва) / m(р-ра) • 100%
ω(H3PO4) = (18 / 300) • 100 = 6%
б) СН = m / (mЭ • V) или СН = m / (М • Э • V)
Масса кислоты в 1 л раствора составит:
m(H3PO4) = 1031 • 18 / 300 = 61,86 г
mЭ(H3PO4) = М(H3PO4) / 3 = 97,99 / 3 = 32,66 г/моль
Cн(H3PO4) = 61,86 / 32,66 = 1,89 моль/л;
в) СМ = ν / V = m / (M • V);
СМ(H3PO4) = 61,86 / 97,99 = 0,63 моль/л
г) Сm = m(в-ва) • 1000 / М • m(растворителя)
Сm(H3PO4) = 18 • 1000 / 98 • 282 = 0,65 моль/кг
д) Т = m / V,
Т(H3PO4) = 61,86/1000 = 0,06186 г/см3.
Ответ: ω(H3PO4) = 6%; Cн(H3PO4) = 1,89 моль/л; СМ(H3PO4) = 0,63 моль/л; Сm(H3PO4) = 0,65 моль/кг; Т(H3PO4) = 0,06186 г/см3.
1. Сколько граммов NaNO3 и воды необходимо для приготовления 1,6 кг раствора массовой долей 10%?
2. Какова массовая доля вещества в растворе, полученном при растворении 45 г ВаСl2 в 300 мл воды?
3. Сколько хлороводорода содержится в 40 мл 38,16%-ного раствора соляной кислоты плотностью 1,195 г/мл?
Ответы на контрольные задания и вопросы: |
Отчет по экспериментальной части лабораторный работы №4
номер и название опыта | реагенты (формулы) | ход работы (результаты наблюдений, гипотеза) | уравнения реакции (расчеты,рисунки,проверка гипотезы) | выводы (алгоритм протекания реакции) |
номер и название опыта | реагенты (формулы) | ход работы (результаты наблюдений, гипотеза) | уравнения реакции (расчеты,рисунки,проверка гипотезы) | выводы (алгоритм протекания реакции) |