Тема 6.6. ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА
ВОДЫ И ЭЛЕКТРОЛИТОВ.
Вопросы для самоподготовки
1. Какую биологическую роль выполняет вода в организме?
2. Укажите процентное содержание жидкости в различных компартментах организма.
3. Способы определения жидкости в каждом из компартментов организма.
4. Назовите главный фактор, определяющий количество воды в организме, поддерживающий равновесие между интра- и экстрацеллюлярными объемами жидкости.
5. Назовите ион, от концентрации которого зависит объем циркулирующих и внутриклеточных жидкостей.
6. Назовите ион, преобладающий во внутриклеточной жидкости.
7. Назовите ион, преобладающий во внеклеточной жидкости.
8. Назовите железисто-эпителиальные структуры, участвующие в поддержании водно-солевого баланса.
9. Механизм действия антидиуретического гормона.
10. Укажите точку приложения действия АДГ.
11. Назовите, на какой из факторов, регулирующих осмотическое давление, действует альдостерон.
12. Назовите железисто-эпительальные структуры, через которые реализуется действие альдостерона.
13. Как влияет альдостерон на концентрацию ионов натрия и калия в крови?
14. Назовите фермент, осуществляющий перенос одновалентных ионов натрия и калия. Где в клетке расположен этот фермент?
15. Какие соединения избирательно ингибируют работу этого фермента?
16. Составьте схему действия этого фермента и объясните принцип его работы.
17. Назовите заболевание и его симптомы, возникающие при недостатке АДГ.
18. Где и какими клетками вырабатывается ренин?
19. Охарактеризуйте механизм действия ренин-ангиотензиновой системы.
20. Назовите норму концентрации кальция в крови.
21. Назовите состояние, возникающее при снижении концентрации кальция в крови.
22. Назовите последствия, возникающие при повышении уровня кальция в крови.
23. Пределы физиологических колебаний уровня кальция в крови.
24. Назовите органы и ткани организма, от функционального состояния которых зависит уровень кальция в крови.
25. Роль кишечника в поддержании концентрации кальция.
26. Роль почек в поддержании уровня кальция.
27. Назовите гормоны и витамин, контролирующие уровень кальция в крови.
28. Объясните механизм действия паратгормона.
29. Назовите гормон, снижающий уровень кальция в крови.
30. Объясните механизм действия кальцитонина.
31. Составьте общую схему регуляции уровня кальция в крови. Какое значение в регуляции имеет кальциферол и холекальциферол?
32. Назовите гормоны и органы-мишени, которые обеспечивают кальциевый гомеостаз.
33. Назовите гормон, синтезирующийся клетками паращитовидных желез.
34. Назовите гормон, регулирующий кальциевый обмен и синтезируемый клетками коры надпочечников.
35. Назовите гормон, усиливающий реабсорбцию ионов натрия в почечных канальцах.
36. Как изменится секреция АДГ при гиповолемии?
37. Назовите вещества, обмен которых регулируется вазопрессином.
38. Назовите гормон, недостаток которого приводит к развитию несахарного диабета.
39. Назовите заболевание, развивающееся при гиперсекреции альдостерона.
Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля
1. Выберите гормон, синтез и секреция которого влияет на повышение осмотического давления:
1) альдостерон;
2) кортизол;
3) вазопрессин;
4) адреналин;
5) глюкагон.
2. Подберите каждому из веществ соответствующее место синтеза:
1. вазопрессин; 2. альдостерон; 3. ренин; 4. ангиотензин. | а) печень; б) почки; в) гипоталамус; г) надпочечники. |
3. Укажите соответствие:
1. вазопрессин; 2. альдостерон; 3. оба; 4. ни один. | а) стимул для синтеза и секреции – образование ангиотензина II; б) стимул для синтеза и секреции – повышение ионов натрия; в) органы-мишени – периферические артерии; г) дефицит гормона приводит к полиурии. |
4. Выберите из перечисленных веществ компоненты, составляющие систему ренин-ангиотензин-альдостерон и расположите их в порядке функционирования:
1) ангиотензин I;
2) ангиотензин II;
3) ренин;
4) альдостерон;
5) ангиотензиноген.
5. К указанным гормонам подберите соответствующие органы-мишени:
1. печень; 2. костная ткань и кишечник; 3. почки и костная ткань; 4. почки. | а) альдостерон; б) кальцитриол; в) паратгормон; г) глюкагон. |
6. Выберите положение, правильно отражающие роль кальцитриола:
1) увеличивает скорость всасывания кальция в кишечнике;
2) стимулирует реабсорбцию кальция в почках;
3) стимулирует мобилизацию кальция из костей;
4) стимулирует реабсорбцию натрия в почках;
5) является предшественником 7-дегидрохолестерина.
7. Снижение концентрации кальция в плазме крови вызывает:
1) увеличение секреции паратгормона;
2) ингибирование активности парафолликулярных клеток щитовидной железы;
3) гидроксилирование метаболитов витамина D3;
4) уменьшение экскреции кальция почками;
5) повышение скорости растворения кости.
8. Укажите соответствие:
1. паратгормон; 2. кальцитриол; 3. оба; 4. ни один. | а) участвуют в мобилизации кальция из костей; б) активируется путем частичного протеолиза; в) активная форма образуется в результате гидроксилирования; г) при протеолитическом расщеплении образует С‑концевые биологически активные фрагменты. |
9. Выберите правильные утверждения. Паратгормон:
1) содержит дисульфидную связь;
2) секреция регулируется концентрацией кальция в крови;
3) недостаточность гормона приводит к снижению концентрации кальция;
4) для проявления биологической активности необходима вся молекула гормона целиком;
5) увеличивает эффективность всасывания кальция в кишечнике.
10. Выберите утверждения, правильно характеризующие паратгормон:
1) одноцепочечный пептид;
2) N-концевой пептид проявляет полную биологическую активность;
3) стимулом, вызывающим секрецию гормона, является снижение концентрации ионов кальция;
4) недостаток гормона вызывает снижение концентрации ионов кальция и фосфатов в крови.
Литература
1. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1989. –
С. 358-368, 384-389.
2. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1998. –
С. 358-368, 384-389.
3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1990. – С. 170-203.
4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998. – С. 248-297.
5. Северин Е.С., Николаев А.Я. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 290-298.
6. Задания для самостоятельной работы студентов лечебного и медико-профилактического факультетов.
7. Тестовые задания по биохимии.
8. Лекционный материал.
9. Лабораторная работа. Алейникова Т.В., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высшая школа, 1988. – Лабораторная работа № 108.
Дополнительная литература
Розен В.Б. Основы эндокринологии. – М.: Высшая школа, 1994.
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ.