Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой
- Закономерности адаптации организма человека к различным условиям.
- Взаимосвязь человека с окружающей средой. Сенсорные системы человека и окружающая среда.
- Управление факторами среды.
Занятие № 2
Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой» (круглый стол в интерактивной форме)
2. Форма организации занятия: практическое / клиническое занятие.
3. Значение изучения темы: состояние здоровья населения всё чаще признаётся показателем конечного воздействия факторов окружающей среды на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные воздействия.
Оценка устранимости отрицательного воздействия на здоровье людей приобретает особенно важное значение при разработке проектов и планов освоения новых районов, новой бытовой техники, новых технологий, синтезировании новых химических соединений, производстве продуктов питания.
Устранение или ослабление отрицательного воздействия факторов окружающей среды достигается с помощью инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, адаптации, в том числе и социальной.
4. Цели обучения:
- общая обучающийся должен обладать ОК-1 и ОК-8: изучить воздействие опасностей на организм человека и как организм адаптируется к воздействию отрицательных факторов, обучить студентов проведению мероприятий по устранению или ослаблению воздействия отрицательных факторов на человека, выработать у студентов уверенность в необходимости, эффективности и целесообразности в изучении и проведении работ по обеспечению безопасности для человека.
- учебная: знать психологию безопасности, какие психические процессы и состояния влияют на безопасность,. уметь провести мероприятия по безопасности, владеть методами повышения безопасности.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Основные понятия и положения темы.
1. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности.
Зрительная система.
Для правильной ориентации в окружающей среде у человека имеются глаза, т.е. зрительные анализаторы. Они позволяют получить представление о предмете о его цвете, величине, находится ли он в движении, расстояние до него и представляет ли он опасность для нас. Но зрение ограничено, так называемым полем зрения. Поле зрение – это пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и тела. Глаза способны принимать раздражения на различных расстояниях – аккомодация, приспосабливаться к световым условиям, обеспечивают остроту зрения, минимальную разность яркостей рассматриваемого предмета, фона (контрастность), скорость узнавания предмета, деталей предмета.
Ощущение, вызванное световым сигналом, сохраняется в глазу в течение некоторого времени несмотря на исчезновение сигнала. Эта инерция зрения находится в пределах от 0,1 до 0,3 сек. При определённой частоте мелькания световой сигнал начинает восприниматься как постоянный источник света. Такую частоту называют критической частотой слияния мельканий.
Инерция зрения обуславливает стробоскопический эффект (иллюзия замедления или неподвижности объекта, иллюзия вращения в противоположную сторону). Цвет – это результат аналитической оценки зрением светового потока. Ощущение света возникает в результате отклонения спектра света от нейтрального (дневного) и в нём возникают участки различного спектрального состава (различные длины волн). У людей с нарушенным восприятием цвета предметы кажутся серыми, которые не различают отдельные цвета – дальтонизм. «Куриная слепота» человек теряет зрение с наступлением темноты.
Безопасность глаз обеспечивается веками, ресницами, слёзной жидкостью, но при опасных для глаз условий человек вынужден применять защитные средства, а для лучшего восприятия цвета дополнительно использовать освещение.
Слуховая система.
Мир наполнен звуками. Одни ласкают наш слух, другие раздражают. Некоторые звуки выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценивает мир звуков человек с помощью органа слуха.
Ухо человека состоит из трёх «основных» частей: наружного уха, среднего уха и внутреннего уха. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятие звука.
Бинауральный эффект это способность нашей слуховой сенсорной системы распознавать местонахождение источника звука и имеющее прямое отношение к безопасности. Сущность этого эффекта заключается в том, звук достигает более удалённое ухо позже и с меньшей силой и разница в 1дб и запаздывание в 0,0006 с улавливается слуховой сенсорной системой. Бинауральный слух помогает выделять полезные звуки из фонового шума, т.е. позволяет сосредоточиться на нужном разговоре (при многолюдном собрании).
Вестибулярная система.
Данная система обеспечивает поддержание нужного положения тела и соответствующие глазодвигательные реакции. Равновесие поддерживается рефлекторно.
Выделяют статические и статокинетические рефлексы. Статические рефлексы обеспечиваютадекватное взаиморасположение конечностей, а также устойчивую ориентацию тела в пространстве. Статокинетические рефлексы – это реакция на двигательные стимулы, самовыражающиеся в движениях, например, движения человека, восстанавливающего равновесие после того, как он споткнулся.
Сильные раздражения вестибулярного аппарата вызывают неприятные ощущения: головокружение, тошноту, рвоту, усиленное потоотделение, тахикардию и т.д.
У современных людей статокинетическая устойчивость снижается вследствие уменьшения доли физического труда. При нарушении функции вестибулярного аппарата в той или иной степени снижается работоспособность, а следовательно, снижается и безопасность движения, если речь идёт о водительском составе. У лиц, страдающих заболеваниями с.с.с., возможны осложнения.