Положение о Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Комиссия) является консультативно-совещательным органом и создана в целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.
2. Комиссия осуществляет свои полномочия во взаимодействии с министерствами, иными центральными и местными исполнительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности Республики Казахстан, а также общественными объединениями
3. Основными задачами Комиссии является выработка предложений по:
формированию и проведению единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
формированию системы правовых, экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;
проведению единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определению основных направлений совершенствования и дальнейшего развития Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
организации разработки проектов государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций и координации работ по выполнению этих программ;
координации деятельности министерств, иных центральных и местных исполнительных органов по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
определению основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координации деятельности центральных и местных исполнительных органов, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, направленной на предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий инфекционных болезней и массовых отравлений людей, эпизоотий животных и болезней растений, санитарную охрану границ и территории Республики Казахстан от завоза и распространения особо опасных и карантинных инфекций.
4. Комиссия по поручению Правительства Республики Казахстан имеет право:
вносить предложения по координации действий министерств, иных центральных и местных исполнительных органов, научных, общественных организаций и объединений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участвовать в разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
заслушивать должностных лиц министерств, иных центральных и местных исполнительных органов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
запрашивать у министерств, иных центральных и местных исполнительных органов, хозяйствующих субъектов всех форм собственности информацию по их деятельности, необходимую для работы Комиссии;
проводить анализ выполнения министерствами, иными центральными и местными исполнительными органами государственных целевых программ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе анализ целевого использования средств, выделенных из бюджета на реализацию программных мероприятий;
привлекать специалистов предприятий, учреждений и организаций Республики Казахстан (по согласованию с их руководителями) для выполнения аналитических, экспертных и других работ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Председателем комиссии является Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
6. Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии возлагается на аппарат Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утверждаемым ее Председателем.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Комиссии оформляются протоколом.
По вопросам, требующим решения Правительства Республики Казахстан, Комиссия вносит соответствующие предложения через Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном порядке.
8. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, носят рекомендательный характер.
9. Комиссия систематически информирует Правительство Республики Казахстан по наиболее важным вопросам, рассматриваемым и решаемым Комиссией.
24. Радиационная авария– происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.
По своему масштабу радиационные аварии подразделяются на два крупных класса: промышленные и коммунальные.
К классу промышленных относятся такие радиационные аварии, последствия которых не распространяются за пределы территорий производственных помещений и промплощадки объекта, а аварийному облучению может подвергаться только персонал.
К классу коммунальных относятся радиационные аварии, последствия которых не ограничиваются помещениями объекта и его промплощадки, а распространяются на окружающие территории, где проживает население. Радиационная авария, согласно определению НРБ-99, «потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнениюокружающей среды».
Очаг аварии — территория разброса конструкционных материалов аварийных объектов и действия а-, (3- и у-излучений,|
Зона радиоактивного загрязнения — местность, на которой произошло выпадение радиоактивных веществ.
Типы радиационных аварий, определяются используемыми в народном хозяйстве источниками ионизирующего излучения, которые можно условно разделить на следующие группы: ядерные, радиоизотопные и создающие ионизирующее излучение за счет ускорения (замедления) заряженных частиц в электромагнитном поле (электрофизические). Такое деление достаточно условно, поскольку, например, атомные электростанции (АЭС) одновременно являются и ядерными, и радиоизотопными объектами. К чисто радиоизотопным объектам можно отнести, например, пункты захоронения радиоактивных отходов или радиоизотопные технологические медицинские облучательные установки.
25. В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).
Начальная фаза является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду.
Ранняя фаза (фаза "острого" облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду.
Промежуточная фаза охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду, в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной.
Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения.
В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).
Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду, или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.
Ранняя фаза аварии (фаза "острого" облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.
Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду, в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) длительность промежуточной фазы прогнозируют равной 7 – 10 суткам.
Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.