Действие экологических факторов на организм
§ Монодоминантность — один из факторов подавляет действие остальных и его величина имеет определяющее значение для организма. Так, полное отсутствие, либо нахождение в почве элементов минерального питания в резком недостатке или избытке препятствуют нормальному усвоению растениями прочих элементов.
§ Синергизм — взаимное усиление нескольких факторов, обусловленное положительной обратной связью. Например, влажность почвы, содержание в ней нитратов и освещённость при улучшении обеспечения любым из них повышают эффект воздействия двух других.
§ Антагонизм — взаимное гашение нескольких факторов, обусловленное обратной отрицательной связью: увеличение популяции саранчи способствует уменьшению пищевых ресурсов и её популяция сокращается.
§ Провокационность — сочетание положительных и отрицательных для организма воздействий, при этом влияние вторых усилено влиянием первых. Так, чем раньше наступает оттепель, тем сильнее растения страдают от последующих заморозков.
Влияние факторов также зависит от природы и текущего состояния организма, поэтому они оказывают неодинаковое воздействие как на разные виды, так и на один организм на разных этапах онтогенеза: низкая влажность губительна для гидрофитов, но безвредна для ксерофитов; низкие температуры без вреда переносятся взрослыми хвойными умеренного пояса, но опасны для молодых растений.
Факторы могут частично замещать друг друга: при ослаблении освещённости интенсивность фотосинтеза не изменится, если увеличить концентрацию углекислого газа в воздухе, что обычно и происходит в теплицах.
Результат воздействия факторов зависит от продолжительности и повторяемости действия их экстремальных значений на протяжении всей жизни организма и его потомков: непродолжительные воздействия могут и не иметь никаких последствий, тогда как продолжительные через механизм естественного отбора ведут к качественным изменениям.
Основные этапы эволюции человека (вопрос № 37)
Выделяют 5 основных этапов эволюции человека:
§ Первый из них – стадия протантропа, которая проходила примерно 9 миллионов лет назад. В это время выделяется особая группа прямоходячих – австралопитеки. Они стали основной переходной формой от обезьян к человеку. В это же время австралопитеки начинают активно осваивать первые орудия труда, которыми становятся обычные палки, кости убитых животных и камни. Все больше и больше предков человека объединяются в стада.
§ Вторая стадия– человек умелый. Это первая стадия формирования типа современного человека. Проходила она примерно 2-2,5 миллиона лет назад. Постепенно увеличивается объем мозга и подвижность всего тела. Развиваются лицевые мышцы и формируется современное лица, с меньшим количеством обезьяноподобных гримас. Вместе с ростом мозговой деятельности развивается и культура выращивания зерновых. Для этого изготавливаются орудия труда.
§ Третий этап - эра питекантропа. Основным показателем этой эры считается разделение людей на большие стада и заселение континентов. Были освоены Африка, Китай и Европа. Именно в этот период (1-1,3 миллиона лет тому) был освоен огонь. Объем мозга увеличивается до 1200 см3, что приводит к формированию речи.
§ Четвертая стадия – неандерталец. Объем мозга практически не меняется, но зато активно развивается его деятельность. Орудие труда изготавливаются на достаточно высоком уровне, развиваются разные виды речи. Появляются отдельные семьи. Этот период проходит между 200 и 500 тысячами лет назад.
§ Пятая стадия– неандерталец. Объем мозга практически не меняется, но зато активно развивается его деятельность. Орудие труда изготавливаются на достаточно высоком уровне, развиваются разные виды речи. Появляются отдельные семьи. Этот период проходит между 200 и 500 тысячами лет назад. Последней стадией развития человека стал кроманьонец. В этот период (40-50 тысяч лет назад) окончательно формируется облик современного человека. Появляется структура современного общества и происходит одомашнивание животных. Все данные основаны на научных трудах и не рассматривают космической теории появления человека.
Абиотические и биотические предпосылки антропосоциогенеза (вопрос № 38)