Виды нарушений процесса сгорания и факторы их определяющие.
Детонация.
При воздействии на рабочую смесь излишне высоких для применяемого топлива температуры и давления сгорание ее в двигателе в некоторых случаях может принять взрывнуюформу, называемую детонационным сгоранием, или детонацией.
Рис.25.Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя при детонации
Причиной детонации являются промежуточные продукты окисления углеводородных молекул топлива - активные перекиси. Эти весьма нестойкие соединения способны вызвать цепную реакцию окисления большого числа молекулсразу. Такие реакции имеют место втопливе и до воспламенения (активация топлива), но в незначительных размерах. Процесс активации быстро развивается при движении фронта пламени, когда еще несгоревшая часть смеси оказывается под воздействием повышенных температур и давлений. Особенно быстро протекает активация последней порции смеси, наиболее удаленной от источника зажигания. В результате чрезмерного повышения концентрации активных перекисей эта частьсмеси воспламеняется и сгорает со скоростью, в десятки раз превышающей обычную. При этом резко повышаются температура и давление. Наряду с волной горения появляется волна высокого давления - ударная волна, скорость распространения которой достигает 1500-2000 м/с. С такой же скоростью распространяется и фронт пламени в детонирующей части смеси. Многократно ударяясь о стенки цилиндра, головки и поршня, ударные волны вызывают их вибрацию. Поэтому детонация сопровождается хорошо слышимыми металлическими стуками.
Вследствие интенсивной теплоотдачи при детонации резко повышается температура стенок камеры сгорания и поршня, увеличивается теплоотвод в охлаждающую среду, уменьшается мощность и ухудшается экономичность двигателя. Значительное повышение температуры вызывает диссоциацию газов с выделением углерода, который, быстро охлаждаясь в процессе расширения, не успевает сгореть и выбрасывается из цилиндров при выпуске в виде клубов черного дыма с искрами. Температура отработавших газов на выхлопе при этом повышается. Длительная сильная детонация может привести к прогоранию днищ поршней и разрушению подшипников коленчатого вала. Поэтому работа двигателя с детонацией недопустима.
Детонацию следует отличать от преждевременной вспышки смеси, которая может возникнуть до момента зажигания вследствие местного перегрева деталей или образования на них нагара. При преждевременной вспышке сгорание протекает с нормальной скоростью, но смещается во времени и осуществляется при иных положениях поршня, чем при нормальном сгорании
При преждевременной вспышке смеси значительно возрастают давление в конце такта сжатия и работа, затрачиваемая при совершении этого такта. Соответственно уменьшается мощность двигателя, а он работает жестко, со стуком. Различить детонацию и преждевременную вспышку можно выключением зажигания. Двигатель, работавший с детонацией, при этом останавливается, если он не был перегрет (т. е. если он, кроме детонации, не имел еще и преждевременной вспышки). Если в двигателе была только преждевременная вспышка, то после выключения зажигания он продолжает работать (имеет место калильное зажигание).
Рис.26.Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя при преждевременной вспышке
Детонационное сгорание и преждевременная вспышка смеси зачастую взаимосвязаны. Перегрев двигателя, работающего с детонацией, может явиться причиной преждевременной вспышки смеси, и наоборот, сгорание самовоспламенившейся смеси иногда сопровождается детонацией. Появление детонации в основном является результатом неправильной эксплуатации двигателя. Следует помнить, что возникновению детонации способствуют все факторы, сокращающие период задержки воспламенения последней порции смеси, наиболее удаленной от источника зажигания.
Факторы, влияющие на детонацию.
Повышение степени сжатия увеличиваеттемпературу и давление в процессах сжатия и сгорания, что усиливает активацию смеси и способствует возникновению детонации.
Увеличение частоты вращения коленчатого вала уменьшает склонность двигателя к детонации вследствие сокращения времени для химической подготовки последней порции смеси, снижения коэффициента наполнения и увеличения коэффициента остаточных газов. Уменьшение нагрузки также приводит к снижению коэффициента наполнения и увеличению количества остаточных газов в цилиндре. Кроме того, снижается температура стенок камеры сгорания, что увеличивает период задержки воспламенения последней порции смеси. Поэтому при дросселировании детонация может перейти в нормальное сгорание.
При увеличении угла опережения зажигания сгорание последней порции смеси протекает при более высоких температуре и давлении, что способствует наиболее интенсивной активации ее и возникновению детонации. Позднее зажигание уменьшает склонность двигателя к детонации. Поэтому, если двигатель работает на бензине меньшим октановым числом, чем требуется для данного двигателя, для того чтобы не возникла детонация, следует уменьшить угол опережения зажигания.
Детонация наиболее характерна для обогащенных рабочих смесей . Такие смеси хотя и сгорают с большей скоростью, но в еще большей степени вследствие возрастания давления и температуры интенсифицируется активация последней порции таких смесей. При более бедных или богатых смесях возможность двигателя детонировать меньше.
При увеличении сопротивления на впуске и выпуске растет содержание остаточных газов в цилиндре и снижается склонность двигателя к детонации. Последняя увеличивается при повышении давления и температуры на впуске, способствующем активации последней порции смеси. Поэтому для двухтактных карбюраторных двигателей требуется топливо с большим октановым числом, чем для четырехтактных при одинаковой действительной степени сжатия.
Недостаточное охлаждение наиболее нагретых участков головки и клапанов способствует возникновению детонации. Наличие нагара на поверхностях камеры сгорания ухудшает условия тепло отвода от наиболее нагретых стенок камеры сгорания и способствует детонационному сгоранию смеси.
Детонационное сгорание у двигателей с заранее известными конструктивными параметрами и эксплуатационными факторами зависит главным образом от сорта применяемого топлива. Детонационная стойкость различных топлив оценивается по шкале октановых чисел.
Октановым числом (ОЧ) называется объемное содержание (в процентах) изооктана в смеси с нормальным гептаном , которая имеет такую же стойкость к детонации, как исследуемое топливо. Октановое число чистого изооктана принимается за 100, гептана — за 0. Например, бензин А-76 начинает детонировать при тех же условиях, что и смесь, состоящая из 76 % изооктана и 24 % гептана.
Одной из причин, по которой в карбюраторных двигателях ограничивается степень сжатия, является необходимость применять высокооктановое топливо.