Практическая часть занятия. Лабораторная работа № 1: Каталитическое действие ионов Fe+3
Лабораторная работа № 1: Каталитическое действие ионов Fe+3.
Ход работы: В две пробирки наливают по 3 мл раствора индиго-кармина. В одну из пробирок добавляют две капли раствора FeCl3 (катализатор), после чего в обе пробирки добавляют по 3 мл 3% раствора Н2О2 и отмечают время, через которое растворы обесцветятся.
время до обесцвечивания | сек-1 | |
без катализатора | ||
с катализатором |
В выводе указать вид катализа и сделать вывод о зависимости скорости реакции от наличия катализатора.
Вывод: ________________
Лабораторная работа № 2:Каталитическое действие MnO2.
Ход работы: В пробирку наливают 2 мл 3% раствора Н2О2 и прибавляют немного порошка диоксида марганца. Наблюдают энергичное разложение пероксида водорода с выделением кислорода (проверить тлеющей лучиной). Реакция протекает по уравнению:
2Н2О2 2Н2О + О2
Отметить наблюдаемые явления. В выводе указать вид катализа и сделать вывод о зависимости скорости реакции от наличия катализатора.
Вывод: ________________
Лабораторная работа № 3: Ферментативный катализ.
Ход работы: Поместите в 2 пробирки по 5 капель 0,5%-ного крахмального клейстера. Добавьте в 1 из них такой же объем собственной слюны и тщательно размешайте. Через 1-2 мин. в обе пробирки добавьте пипеткой 1 каплю очень разведенного раствора йода в йодиде калия (светло-желтый раствор).
В выводе отметить наблюдаемые явления в пробирках №1 и №2. В какой из пробирок отсутствует синяя окраска при добавлении иода и почему? Какой фермент, находящийся в слюне, катализирует реакцию гидролиза крахмала?
Вывод: _____________________
____
Дата ___________ Подпись преподавателя___________
Методические указания
К занятию № 13
Тема:Равновесные электродные процессы. Потенциометрия.
Цель:Сформировать знания о механизмах возникновения электродных потенциалов как основы биоэлектрических явлений, обеспечивающих процессы жизнедеятельности. Освоить метод потенциометрического титрования, широко используемый в клинических лабораториях.
Исходный уровень:
1. Особенности электронного строения атомов металлов, металлическая связь.
2. Диффузия, осмос.
3. Понятие об электролитической диссоциации, электролитах, неэлектролитах.
Вопросы для обсуждения:
1. Металлические электроды, их классификация. Механизм возникновения электродного потенциала
2. Вычисление и измерение электродных потенциалов. Уравнение Нернста для электродов первого и второго рода.
3. Электроды сравнения и определения (стандартный водородный, хлорсеребряный).
4. Диффузионные и мембранные потенциалы. Стеклянный электрод как пример ион-селективных электродов.
5. Потенциометрия.
Рекомендуемая литература для подготовки:
1. Болтромеюк В.В. Общая химия. Минск: Выш. шк., 2012. ст.322-330, 335-339,344-346.
2. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст. 313-321; 327-331, 338-340.
3. Болтромеюк В.В. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2009. ст. 313-321; 327-331, 338-340.
4. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М., Высш. шк., 1975, с. 59-75.
5. Конспект лекций.