Приступая к изучению биологической химии, внимательно ознакомьтесь со структурой настоящих методических рекомендаций
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
П О С О Б И Е
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО,
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
КУРСК – 2003
УДК 57:54(072) | Печатается по решению |
ББК 28,072я7 | редакционно-издательского |
совета КГМУ |
Задания на самоподготовку по биологической химии для студентов лечебного, медико-профилактического, педиатрического факультетов / Под ред. проф. А.И. Конопли и проф. Л.Г. Прокопенко. - Курск: КГМУ, 2003. - 132 с.
Рецензенты:
д.б.н., профессор, зав. кафедрой биоорганической химии Г.А. Чалый
к.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии А.П. Должиков
Учебное пособие содержит 7 разделов, разработано на кафедре биологической химии в соответствии с действующей учебной программой. Пособие содержит детально разработанный план изучения учебного материала по темам. В пособии дана ориентировочная основа действия студентов во время самоподготовки и ориентировочная основа действия на практическом занятии. В него включены вопросы и задачи для самоконтроля, которые помогут применять знания в ситуациях, приближенных к клиническим. Работа с пособием позволит студентам более углубленно изучить материал, развивать логическое мышление, систематизировать теоретические знания с соответствующим преломлением их для целей практической медицины.
ISBN 5-7487-0721-7 | ББК 28,072я7 |
Ó Коллектив авторов, КГМУ, 2003 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | Л.Г. Прокопенко………………………………………………. | |
Раздел I | Химия белков. Ферменты.Л.С. Авдеева, А.И. Конопля, Ю.О. Яхонтов………………………………….……………… | 10 |
Тема 1.1 | Стуруктура и свойства аминокислот. Аминокислотный состав белков………………………………………………….. | 11 |
Тема 1.2 | Структура, свойства и функции белков……………………… | |
Тема 1.3 | Структура и свойства ферментов…………………………….. | |
Тема 1.4 | Кинетика ферментативных реакций…………………………. | |
Тема 1.5 | Ингибиторы и активаторы ферментов. Регуляция активности ферментов……………………………………………………… | 24 |
Вопросы к итоговому занятию. Химия белков. Ферменты……………. | ||
Раздел II | Биоэнергетика.А.И. Конопля, Л.С. Авдеева………….....… | |
Тема 2.1 | Биологическое окисление…………………………………….. | |
Раздел III | Обмен углеводов.Г.Н. Рыжикова…………………………. | |
Тема 3.1 | Гликолиз. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы…… | |
Тема 3.2 | Цикл трикарбоновых кислот………………………………….. | |
Тема 3.3 | Глюконеогенез. Гликогенолиз. Гликогенез…………………. | |
Тема 3.4 | Регуляция и патология углеводного обмена………………… | |
Вопросы к итоговому занятию. Биологическое окисление. Обмен углеводов…………………………………………………………………….. | ||
Раздел IV | Обмен липидов. Г.Н. Рыжикова, М.Ю. Смахтин………... | |
Тема 4.1 | Обмен триацилглицеринов…………………………………… | |
Тема 4.2 | Обмен холестерина, фосфолипидов, кетоновых тел. Простагландины………………………………………………. | 51 |
Тема 4.3 | Регуляция и патология липидного обмена…………………... | |
Тема 4.4 | Взаимосвязь обмена углеводов и липидов………………….. | |
Вопросы к итоговому занятию. Обмен липидов………………………... | ||
Раздел V | Обмен азотсодержащих соединений. Н.А. Быстрова, Л.П. Чалая, Г.Н. Рыжикова…………………………………. | 61 |
Тема 5.1 | Азотсодержащие соединения пищи. Общие пути обмена аминокислот…………………………………………………… | 62 |
Тема 5.2 | Пути обезвреживания аммиака………………………………. |
Тема 5.3 | Обмен глицина, серина, цистеина, метионина, триптофана, аргинина………………………………………………………... | 69 |
Тема 5.4 | Обмен фениланина, тирозина, аспарагиновой и глутамино- вой кислот, валина, лейцина и изолейцина………………….. | 73 |
Тема 5.5 | Структура и биосинтез нуклеиновых кислот………………... | |
Тема 5.6 | Матричный биосинтез белков………………………………... | |
Вопросы к итоговому занятию. Обмен азотсодержащих соединений… | ||
Раздел VI | Биохимия витаминов и гормонов.Л.П. Чалая, Н.Н. Кедровская, Н.А. Быстрова……………………………. | 83 |
Тема 6.1 | Обмен и функции витаминов. Причины нарушения обмена витаминов. Принципы диагностики нарушений обмена и функций витаминов. Обмен витминов В1, В2, В3…………… | 84 |
Тема 6.2 | Обмен и функции витаминов В5, В6, В7, В9, В12, С………….. | |
Тема 6.3 | Химическая природа, биосинтез, секреция и катаболизм гормонов……………………………………………………….. | 92 |
Тема 6.4 | Механизм действия гормонов………………………………… | |
Тема 6.5 | Гормональная регуляция обмена белков, углеводов и липидов..……………………………………………………….. | 98 |
Тема 6.6 | Гормональная регуляция обмена воды и электролитов…….. | |
Вопросы к итоговому занятию. Обмен витаминов и гормонов……….. | ||
Раздел VII | Биохимия крови и печени.Н.А. Быстрова, Л.П. Чалая, А.И. Конопля, Л.С. Авдеева, М.Ю. Смахтин………………… | 107 |
Тема 7.1 | Белки плазмы крови. Ферменты……………………………… | |
Тема 7.2 | Структура, свойства и функции иммуноглобулинов……….. | |
Тема 7.3 | Структура гемоглобинов. Нарушение синтеза гема. Метаболизм порфиринов. Желтухи………………………….. | 113 |
Тема 7.4 | Кислотно-основное равновесие………………………………. | |
Тема 7.5 | Небелковые соединения плазмы крови……………………… | |
Вопросы к итоговому занятию. Биохимия крови и печени……………. | ||
Перечень типовых экзаменационных вопросов………………………... |
ВВЕДЕНИЕ
Современная медицина развивается на базе достижений медико-биологических отраслей науки. Важная роль в этом процессе принадлежит биологической химии, являющейся теоретической основой для выявления закономерности функционирования многих физиологических систем в норме и патологии.
Целью изучения биологической химии в медицинских вузах является формирование у будущего врача четких представлений о взаимосвязи между структурой, свойствами, обменом и функциями различных соединений в живой клетке и целостном организме; механизмах регуляции и нарушения обмена и функций различных соединений; принципах биохимической диагностики и коррекции нарушений обменных процессов.
ПРИСТУПАЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ, ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ СО СТРУКТУРОЙ НАСТОЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.
Задание на самоподготовку по каждой теме состоит из: мотивационной установки, формулировки цели и задач изучения темы, необходимых для усвоения данной темы перечня литературы, вопросов и упражнений для самоконтроля.
МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ показывают значение данной темы для усвоения последующих тем биологической химии и подготовки квалифицированного врача.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫопределяют конечный результат, который должен быть достигнут в результате самоподготовки и работы на практическом занятии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ТЕМЫпредставляет собой детально разработанный план изучения, который позволит выделить и усвоить наиболее существенный учебный материал.