Примеры конкретных заданий на сравнение, сериацию, классификацию, в т.ч. с использованием знаково-символических средств
Дидактические задания для достижения и оценивания метапредметных результатов обучения химии
( по материалам Клиновой М. Н., сотрудника отдела сопровождения ФГОС)
Одной из составляющих метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по химии является использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, моделирование.
Химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с учебными и научно-популярными текстами, ответы на вопросы, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с таблицами, схемами и т.д.) обладает большим потенциалом для развития познавательных способностей. Целенаправленное формирование и развитие универсальных способов деятельности учащихся может и должно быть неотъемлемым компонентом работы каждого учителя химии, органично «встроенным» в систему его работы и реализоваться на каждом уроке и во внеклассных мероприятиях.
Приведены понятия, функции и примеры заданий, формирующих такие логические действия, как сравнение, классификация, сериация и знаково-символические универсальные учебные действия. Эти же задания можно использовать и как средства оценивания достижения определенного уровня образовательных результатов.
Логические УУД – сравнение, сериация, классификация
Сравнение | Сериация | Классификация | |
Что это такое? | количественное или качественное сопоставление свойств (сходств, отличий…) объектов | выстраивание объектов в порядке закономерности (н-р, возрастания или убывания какого-либо признака) | распределение объектов какого-либо рода на классы (группы) по определенным признакам |
Какие задачи решает прием? | - Выявление новых качественных и количественных характеристик объектов. - Упражнение в аргументации своих действий и точности называния признаков сравнения, причин и следствий различий и сходств. | - Выявление закономерностей расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку, обучение алгоритму действия упорядочивания. - Упражнение в аргументации своих действий и точности называния признака сериации. | - Выявление существенных признаков (оснований) для группировки и упорядочивания объектов. - Упражнение в аргументации своих действий и точности называния признака классификации. |
Примеры формулировок заданий на сравнение
1. Сравните А и Б (по нескольким признакам), укажите сходства и различия, сделайте вывод об их причинах.
2. Сравните А и Б. Данные сравнения занесите в таблицу, самостоятельно придумав ее структуру.
3. Рассмотрите …, укажите признаки, которые их объединяют, и признаки, по которым они различны.
4. Установите общий признак для объектов.
5. Укажите, что является «лишним» в приведенном перечне. Объясните причину своего выбора.
Примеры формулировок заданий на классификацию
1. Распределите … на 2 (3,4…) группы по ….
2. По какому признаку … делят на …, …? Выведите определение для … и …
3. Распределите … на 2 (3,4…) группы по …. Укажите признак, по которому вы это сделали.
4. Дополните приведенную схему классификации.
5. Верно ли распределены …, если нужно было…
Примеры формулировок заданий на сериацию
1. Расположите … в порядке увеличения (уменьшения) признака.
2. Назовите признак(и), по которым определена последовательность.
3. Продолжите данную серию, установив признак, по которому построена последовательность.
4. Расположите приведенные для … признаки в порядке уменьшения (увеличения) их общности.
5. Укажите «лишнее» …, не составляющее серию с другими.
Примеры конкретных заданий на сравнение, сериацию, классификацию, в т.ч. с использованием знаково-символических средств
1. Сравните крахмал и целлюлозу по 5-10 признакам. Данные занесите в таблицу:
2. Сравните реакции замещения и обмена. Данные сравнения оформите в виде таблицы (ее структуру придумайте самостоятельно).
3. Установите общий признак для данных объектов:
А) нейтроны, протоны, электроны
Б) нейтроны, протоны
В) протоны, электроны
4. Укажите, какое явление среди перечисленных является «лишним» и объясните причину своего выбора:
- образование крахмала в клубнях картофеля,
- горение газа в бытовой плите,
- потемнение серебряной цепочки,
- высыхание лужи,
- дыхание человека.
5. Проанализируйте приведенные в таблице формулы веществ.
- По какому признаку распределены вещества?
- Составьте определения для простых и сложных веществ.
Вещества | |
простые | сложные |
Al Cl2 Ca О2 Fe P4 S8 | CaC2 NH4Cl H2S NaNO3 Ca3P2 |
6. Расположите бинарные соединения в порядке увеличения их молекулярной массы:
7. Назовите признаки (2-3), по которым определена данная последовательность
Гидроксид калия KOH
Гидроксид кальция Ca(OH)2
Гидроксид алюминия Al(OH)3
*Предложите продолжение данной серии веществ
8.
9.
10.