Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний: Внемитохондриальные виды окисления
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
- Внемитохондриальные виды окисления. Активные формы кислорода: образование, токсическое действие.
- Перекисное окисление мембранных липидов. Механизмы защиты от токсического действия кислорода. Прооксиданты и антиоксиданты.
- Бактерицидное действие фагоцитирующих лейкоцитов.
- Микросомальное окисление, особенности, физиологическое значение.
Задания для СРС во внеучебное время:
I. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. Реакцию, идущую по схеме АН2 + SН + О2 → А + SОН + Н2О катализируют
а) оксидазы б) пероксидазы в) монооксигеназы
2. Микросомальное окисление осуществляется ферментными системами, локализованными преимущественно
а) в наружной мембране митохондрий б) в эндоплазматическом ретикулуме
в) в цитозоле г) в матриксе митохондрий
3. Установить соответствие:
Тип окисления Роль кислорода
1. митохондриальное а) непосредственно внедряется в окисляемое вещество
2. микросомальное б) является конечным акцептором электронов и протонов
4. Выберите правильные ответы. Функциональная роль микросомального окисления состоит:
а) в использовании энергии окисления для синтеза АТФ
б) в образовании кислородсодержащих органических соединений с пластическими целями
в) в гидроксилировании гидрофобных соединений с детоксикационными целями
5. Каталаза и пероксидаза локализуются преимущественно
а) в митохондриях б) в микросомах
в) в лизосомах г) в пероксисомах
6. Выберите правильные ответы. Супероксидные радикалы токсичны для организма потому, что
а) спонтанно ускоряют цепные реакции ПОЛ
б) гидроксилируют гидрофобные эндогенные соединения
в) реагируют с белками и ДНК, вызывая изменения их конформации и разрыв цепи
г) уничтожают фагоцитированные микроорганизмы
7. Реакцию 2О2- + 2Н+ → Н2О2 + О2 катализирует фермент:
а) пероксидаза б) каталаза в) оксидаза г) супероксиддисмутаза
8. Выберите правильные ответы. Гем в качестве простетической группы не содержат
такие ферменты- антиоксиданты, как
а) супероксиддисмутаза б) каталаза
в) пероксидаза г) глутатионпероксидаза
9. Выберите правильные ответы. В систему микросомального окисления входят:
а) цитохром С б) цитохром Р450
в) НАДФН2 г) пероксидаза д) каталаза
10. Какой из перечисленных витаминов не участвует в ингибировании
свободно-радикального окисления биомолекул?
а) каротиноиды б) токоферол
в) аскорбиновая кислота г) пантотеновая кислота
II. Переписать таблицы в рабочую тетрадь:
Таблица 1. «Факторы, влияющие на интенсивность ПОЛ»
Факторы, активирующие ПОЛ | Факторы, тормозящие ПОЛ |
Нарушение функций митохондриального окисления: гипоксия, действие ингибиторов ЦПЭ, наркотиков, разобщителей. Гипероксигенация Гиподинамия Ионизирующее излучение Активация фагоцитоза Стресс(за счет гипоксии) Прооксиданты окружающей среды: диоксиды серы, азота, озон, табачный дым, гербициды, пестициды, выхлопные газы и др. | Ферменты система АОЗ Незаменимые факторы питания: - витамины (Е, С, А, Р) - аминокислоты и другие метаболиты, содержащие SH- группы - микроэлементы (селен и др.) Стабильная структурно-функциональная организация клеточных мембран (содержание холестерина, ПНЖК и др.) |
Таблица 2. «Антиоксиданты и их действия»
Антиоксиданты | Действие |
Антиоксиданты - ферменты: Супероксиддисмутаза (СОД) Глутатионпероксидаза (ГПО) Глутатионредуктаза, каталаза Антиоксиданты - витамины: Е, А, каротиноиды, С, Р, К Антиоксиданты–микроэлементы: Se, S, Cu, Mn, Zn, Mg, V Антиоксиданты растений (биофлавоноиды, полифенолы): черника, клюква, калина, малина, земляника, чернослив, ежевика, красное вино и др. | ● Лечебно-профилактическое действие при ряде заболеваний ● Замедление процессов старения организма, износа клеточных мембран ● Повышение устойчивости организма к воздействию радиации и других вредных факторов внешней среды ● Усиление иммунитета ● Нормализация функций сердечно - сосудистой системы ● Антиканцерогенное действие ● Выраженный косметический эффект |
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
1. Какие условия обеспечивают осуществление микросомального окисления на физиологическом уровне?
2. Какую роль выполняет микросомальное окисление в процессах анаболизма?
3. Какие побочные явления могут сопровождать детоксикацию ксенобиотиков при микросомальном окислении?
4. Какие витамины и минеральные вещества участвуют в микросомальном окислении?
5. Покажите возможную связь микросомального окисления с канцерогенезом.
6. Что такое свободные радикалы? Какие свободные радикалы образуются в организме?
7. Какова физиологическая функция свободно-радикального окисления (СРО)?
8. Какие факторы способствуют увеличению объема СРО в организме?
9. Назовите последствия увеличения объема СРО в организме.
10. Объясните связь СРО с процессами старения.
11. Какие факторы активизируют, а какие тормозят ПОЛ мембран клеток?
12. Объясните связь между увеличением объема ПОЛ и заболеваемостью.
13. Назовите основные звенья антиоксидантной защиты (АОЗ).
14. Какое значение имеет разработка проблемы «ПОЛ-АОЗ» для практической медицины?
15. Назовите экзогенные факторы, увеличивающие защитную функцию АОЗ.
16. Какие витамины и микроэлементы являются антиоксидантами?