Нужны ли в Санкт-Петербурге антигололедные реагенты? Итоги зимы 2015-2016

Реферат

по химии

на тему:

Нужны ли в Санкт-Петербурге антигололедные реагенты? Итоги зимы 2015-2016


Санкт-Петербург

Оглавление

Введение 3

Нужны ли в Санкт-Петербурге антигололедные реагенты? Итоги зимы 2015-2016 4

1.1 Отказ от реагентов - эксперименты дорожных служб 4

1.2 Дорожно-транспортные происшествия в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016 5

1.3 Травматизм в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016 7

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Зима 2015-2016 года выдалась экстремальной для Санкт-Петербурга. И дело тут не в низких температурах, а в способе уборки улиц, который предпочло правительство города на Неве.

Фактически не применялись материалы с высокой плавящей способностью. Вместо них использовался технический песок с добавлением небольшого процента соли. До сих пор не ясно, какими соображениями руководствовались власти города, проводя подобный эксперимент, но очевидно, что последствия его были катастрофическими для горожан.

Цель данного реферата: проанализировать итоги зимы 2015-2016 и доказать, что в таком крупном городе, как Санкт-Петербург, обязательно должны применяться химические антигололедные реагенты с высокой плавящей способностью.

Задачи:

  • проанализировать статистику по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) за указанный период;
  • проанализировать статистику по травматизму за указанный период.

Данный реферат состоит оглавления, введения, основной части (включающей в себя три параграфа), заключения и списка использованной литературы.

Нужны ли в Санкт-Петербурге антигололедные реагенты? Итоги зимы 2015-2016

1.1 Отказ от реагентов - эксперименты дорожных служб

Зимой 2015-2016 года Комитет по благоустройству города Санкт-Петербурга решил устроить эксперимент и не применять антигололедные реагенты с высокой плавящей способностью. Если зимой 2014-2015 для плавления снега было использовано 95,7 тысяч тонн натрий хлора, то минувшей зимой по официальным данным - только 20 тысяч тонн. При этом совокупная высота выпавшего снега была примерно одинаковой - около 96 см.

Для борьбы со снегом и льдом применялась пескосоляная смесь, в которой соли - не более 10%. Всего за прошедшую зиму на улицы и тротуары высыпали 72,1 тысячу тонн такой смеси, что на 13 тысяч больше, чем в 2014-2015 годах. Соответственно, когда снег начал таять, песок, впитавший ядовитые промышленные отходы и выбросы автомобилей, поднялся в воздух, загрязняя его. В марте 2016 года среднесуточные концентрации взвешенных веществ в целом по городу составили 2,4 ПДК. А конкретно 15 марта было зафиксировано превышение ПДК м.р. в 6,8 раза в Василеостровском районе. Дорожный смет содержит в себе песок, выхлопные газы автомобилей, споры и плесень, тяжелые металлы, частицы асфальта и резину от шин. Его попадание в легкие является крайне вредным для здоровья людей.

Переход на механическую уборку повлек за собой также повышение расходов бюджетных средств на данные цели. По информации, размещенной на сайте Администрации Санкт-Петербурга, выбранный метод уборки увеличил затраты на содержание дорог в этом зимнем сезоне 2015-2016 на 30%.

Также следует отметить, что зимой 2015-2016 в жилищный комитет города Санкт-Петербурга поступило около 6 тысяч жалоб. Большая часть людей была недовольна работой коммунальных служб на внутриквартальных территориях, нехваткой противогололедных материалов на дороге, занесенными снегом крышами.

Таким образом, можно сказать, что применение пескосоляной смеси (с минимальным содержанием соли) показало себя как неэффективный способ борьбы с гололедом. Статистика дорожно-транспортных происшествий и травматизма в Санкт-Петербурге за минувшую зиму 2015-2016 служит лучшим тому подтверждением. Об этом мы более подробно поговорим в следующих параграфах.

1.2 Дорожно-транспортные происшествия в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016

В соответствии со статьей 3 федерального закона “О безопасности дорожного движения” №169-ФЗ от 15 ноября 1995 года, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
  • программно‐целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Иными словами, лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, обязаны соблюдать технические нормы, правила и стандарты и своими действиями обеспечивать безопасность дорожного движения, приоритетом которого является сохранение жизней и здоровья граждан.

Что же происходило в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016?

Одним из показателей уровня безопасности дорожного движения является число дорожно-транспортных происшествий, произошедших по причине неудовлетворительных дорожных условий (НДУ).

На запрос о количестве ДТП, которые случились в Санкт-Петербурге из-за низкого коэффициента сцепления дорожного покрытия (гололедицы), МВД РФ прислало информацию, которую вы можете увидеть в Таблице 1.

Таблица 1

Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в г. Санкт-Петербурге

  Январь-февраль 2016
ДТП из-за гололедицы
Погибло
Ранено

Число аварий из-за гололедицы на дорогах Санкт-Петербурга зимой 2015 года выросло в 3 раза по сравнению с 2014. А в январе и феврале 2016 по причине неудовлетворительных условий на дорогах произошло в два раза больше ДТП, чем за всю зиму 2015 года.

Согласно официальным данным УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербургу за январь и февраль 2016 года число ДТП из-за НДУ выросло на 75,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших в этих авариях увеличилось на 61,5%, раненых - на 76,4%. Рост числа ДТП зафиксирован и на пешеходных переходах.

О ненадлежащем качестве уборки дорог в зимний период также свидетельствуют многочисленные сообщения о серийных авариях из-за гололеда, а так же наличие 9 и 10-бальных пробок в гололед и снегопад.

Проведем сравнение с ситуацией в столице России - согласно официальной статистике в Москве число ДТП из-за гололедицы, начиная с 2011 года сократилось и продолжает падать. Этой зимой произошло всего 3 аварии из-за гололеда, то есть в 50 раз меньше, чем в Санкт-Петербурге. При этом ежегодный рост числа автомобилей в Москве порядка 200-300 тыс. единиц. В Москве уже более 5 лет для борьбы со снегом и льдом применяются современные многокомпонентные реагенты (например, “Бионорд”).

Учитывая приведенные выше данные, очевидно, что решения и действия Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга не смогли обеспечить безопасное состояние дорог, что привело к росту числа ДТП, повлекло за собой значительный имущественный ущерб и гибель 21 человека. А значит, стратегия отказа от реагентов потерпела полный крах.

1.3 Травматизм в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016

Также зимой 2015-2016 года в Санкт-Петербурге был зафиксирован высокий уровень травматизма среди пешеходов по причине гололеда.

При этом характер травм, полученных пешеходами в этом году, стал тяжелее обычного: нередкими были сложные переломы и серьезные черепно-мозговые травмы. За январь-февраль 2016 в травмпункты из-за падений на льду обратилось около 1000 человек.

По данным Ассоциации травматологов и ортопедов на 100 тысяч человек в Санкт-Петербурге приходится 19,1 пострадавший, что является достаточно высоким показателем. К примеру, в Москве, с населением в 4 раза больше, данный показатель всего 3,5.

Дело в том, что в Москве над разработкой технологии зимней уборки трудилось несколько профильных институтов, специалисты тщательно прописывали действия, которые должны предпринимать дорожные службы в различных погодных условиях.

Учитывались такие факторы, как: уровень засоления почв, их химический состав, подбирались противогололедные реагенты, которые бы не угнетали растительность. Было протестировано, как будут разные виды реагентов взаимодействовать друг с другом. В итоге сейчас в Москве самый низкий уровень травматизма в России. И все благодаря обдуманному и взвешенному подходу к борьбе с гололедом.

Зимой 2015-2016 в Санкт-Петербурге властями было принято неоднозначное решение с января месяца исключить использование химических реагентов, плавящих лед, и практиковать механическую уборку города, а также применять пескосоляную смесь в пропорции: 90% песка, 10% соли. Несмотря на предписания, жалобы и ухудшение погодных условий (увеличение числа переходов через температурный 0, наличие гололеда), Комитет по благоустройству города не изменил методику уборки и не использовал для улучшения ситуации в городе, удаления наледи и повышения уровня безопасности передвижения автомобилистов и пешеходов химические антигололедные реагенты.

Проезжие части в январе-феврале 2016 года по распоряжению Комитета по благоустройству только прометались, а обледенелые участки посыпались песком. Однако использование пескосоляной смеси и механизированная уборка не позволяют полностью очистить от наледи дорожное покрытие, как предписывают нормативные документы и Правила уборки Санкт-Петербурга.

Данный факт подтверждает рост числа ДТП из-за НДУ, а также рост травматизма среди горожан. В службе городской скорой помощи подсчитали, что только за январь 2016 года машины выезжали к 980 пострадавшим от гололеда, причем в первый день оттепели (27 января 2016 года) травмы получили 70 человек.

Единственно возможный вывод - убрать лед и снег с автодорог и тротуаров и, соответственно, обеспечить безопасность горожан, возможно исключительно с помощью плавящих лед реагентов, которые не были использованы в городе Санкт-Петербурге зимой 2015-2016.

Заключение

В ходе написания данного реферата был сделан вывод, что плавящие лед антигололедные реагенты необходимы в Санкт-Петербурге, как и в любом другом крупном городе. От действий и методов уборки, выбранных властями, напрямую зависят жизни и здоровье людей. Решение властей о бессолевой уборке зимой 2015-2016 было необоснованным и причинило вред жителям Санкт-Петербурга.

Отказ от плавящих лед реагентов недопустим в принципе: виды и качество реагентов должны подбираться с учетом экологии города, его инфраструктуры, но они обязательно должны быть предусмотрены в арсенале для борьбы с гололедом.

Дело в том, что использование только песка или пескосоляной смеси с небольшим процентом содержания соли не дает возможности очистить дороги до “черного асфальта”, как того требует законодательство Российской Федерации. Соответственно, увеличивается количество ДТП и наблюдается рост травматизма. К этому и привели зимой 2015-2016 года непрофессиональные и необдуманные действия руководства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

Для предотвращения в будущем году такой ситуации, необходимо, чтобы технология уборки была разработана профильными университетами, в обязательном порядке прошла общественные слушания, ГЭЭ (Государственную Экологическую Экспертизу) и только после этого применялась в городе.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.10 №836 “О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства”

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 октября 2007г №1334 установлены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга (с изменениями на 26 октября 2015 года)

3. ДТП и пострадавшие по видам ДТП за январь и февраль 2016 г с сайта УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербурга

4. Максимова Н., Петербург — столица гололеда. [Электронный ресурс] //spb.mk.ru. URL: http://spb.mk.ru/articles/2016/02/04/peterburg-stolica-gololeda.html

5. Медведев И., Реагенты: совсем не железная логика посыпания. [Электронный ресурс] //www.bfm.ru. URL: https://www.bfm.ru/news/313237

6. Адамович О., Может ли Москва зимой отказаться от реагентов на дорогах. [Электронный ресурс] //www.spb.kp.ru. URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26483.4/3352666/

Наши рекомендации