Осмотр вещественных доказательств.
Вещественные доказательства поступили на экспертизу с нарочным в неупакованном виде.
На экспертизу поступил предмет, являющийся по внешнему виду реактивным пехотным огнеметом РПО-А (в дальнейшем - "изделие") (см. фото1).
Изделие состоит из контейнера (см. фото2) и размещенной в нем сборки оболочки со снаряжением и двигателя (см. фото3) (в дальнейшем - "сборка"). Контейнер предназначен для производства выстрела и обеспечения герметичной упаковки оболочки со снаряжением и двигателя, и состоит из трубы с фланцем, ударно-спускового механизма (УСМ), прицельного устройства, герметизирующих крышек и узлов соединения во вьюк.
Труба (см. фото2 отметка а) длиной 900 мм, наружным диаметром 100 мм, внутренним диаметром 93 мм изготовлена из полимерного материала, окрашена в зеленый (защитный) цвет с разводами желтого цвета. Верхний и нижний торцы трубы закрыты круглыми герметизирующими крышками диаметром 102 мм из серебристо-белого немагнитного металла толщиной 0.8 мм (см. фото2 отметка б). В крышки по периметру вмонтированы резиновые кольца. На трубе крышки крепятся при помощи армированных гаек (см. фото2 отметка в) наружным диаметром 111 мм, шириной 26 мм с резьбой М106х2.5.
В верхней части трубы при помощи стяжки, состоящей из двух винтов М5 и двух штифтов с резьбой, закреплен передний бандаж (см. фото2 отметка г) шириной 40 мм, изготовленный из серебристо-серого магнитного металла. На бандаже закреплена поворотная подпружиненная передняя рукоятка (см. фото2 отметка д), изготовленная из черного полимерного материала. Кроме того на бандаже приварены кронштейн с отверстиями, являющийся узлом крепления во вьюк и кронштейн с мушкой прицельного приспособления.
В средней части трубы при помощи стяжки, состоящей из двух винтов М5 и двух штифтов с резьбой, закреплен средний бандаж (см. фото2 отметка е) шириной 40 мм, изготовленный из серебристо-серого ферромагнитного металла. На бандаже закреплены поворотная подпружиненная рукоятка (см. фото2 отметка ж), изготовленная из черного полимерного материала, УСМ и прицельное приспособление планочного типа с резиновым наглазником.
В задней части трубы при помощи стяжки, состоящей из двух винтов М5 и двух штифтов с резьбой, закреплен задний бандаж (см. фото2 отметка з) шириной 40 мм, изготовленный из серебристо-серого магнитного металла. На бандаже закреплена задняя втулка УСМ и приварен кронштейн с отверстиями, являющийся узлом крепления во вьюк.
На трубе лакокрасочным материалом черного цвета при помощи трафарета нанесена маркировка:
"МО.1 0200
4-91 /\
675 " - между верхним и средним бандажами;
«2-91
35629 " - около нижнего бандажа.
На левую сторону трубы наклеена этикетка, на которой кратко изложены приемы стрельбы и указания по мерам безопасности. На бандажах ударным способом нанесена маркировка:
"3179" - на верхнем бандаже;
"9837" - на среднем бандаже;
"4219" - на нижнем бандаже.
Кроме того, на боковой поверхности трубы, бандажей и на крышках нанесена внутризаводская маркировка и клейма ОТК.
Таким образом, данное изделие изготовлено промышленным способом с соблюдением технических условий. Целостность промышленной сборки изделия не нарушена.
На момент осмотра УСМ опломбирован и находится в не взведенном состоянии, что свидетельствует о том, что изделие не приводилось в боевое положение.
После осмотра произведен демонтаж изделия. Для этого:
- из задней втулки УСМ вывернута заглушка;
- из задней втулки УСМ извлечен усилитель;
- отвернуты передняя и задняя армированные гайки и сняты герметизирующие крышки;
- с заднего торца трубы извлечена шпонка, препятствующая проворачиванию сборки;
- с заднего торца трубы извлечены два вкладыша, препятствующие продольному перемещению сборки;
- извлечена сборка в направлении, противоположном направлению выстрела.
Сборка состоит из двигателя и оболочки со снаряжением.
Двигатель (см. фото4 отметка2) представляет собой ступенчатый цилиндрический предмет максимальным диаметром 93 мм и максимальной длиной 245 мм, окрашенный в зеленый (защитный) цвет.
В верхней части двигателя расположена цанга (см. фото4 отметка а) длиной приблизительно 40 мм, служащая для соединения двигателя и оболочки со снаряжением. Цанга состоит из полусферической мембраны толщиной 1 мм, шести лепестков толщиной 1 мм и шириной 5 мм и гайки толщиной 5 мм с наружным диаметром 32 мм и внутренним диаметром резьбы 17 мм. Лепестки крепятся к гайке при помощи заклепок. Все детали цанги выполнены из серебристо-серого магнитного металла. Цанга крепится к двигателю при помощи отгиба лепестков и мембраны в проточки верхней бобышки двигателя.
Камера двигателя (см. фото4 отметка б) максимальным диаметром 79.5 мм изготовлена из серебристо-серого магнитного металла и выступает из корпуса двигателя приблизительно на 55 мм. Верхний торец камеры выполнен в виде части сферы.
Корпус двигателя (см. фото4 отметка в) максимальным диаметром 93 мм и длиной приблизительно 129 мм изготовлен из белого полимерного материала. Сверху и снизу на корпусе закреплены два кольца (см. фото4 отметка г) из серебристо-серого ферромагнитного металла наружным диаметром 93 мм шириной 15 мм, выполняющие роль центрующих утолщений. На расстоянии, приблизительно 12 мм, от верхнего торца нижнего кольца в корпус ввернут ниппель из серебристо-серого магнитного металла с отверстием диаметром 7.5 мм, служащий для передачи форса пламени от усилителя УСМ к воспламенительному заряду двигателя. Отверстие ниппеля закрыто прозрачным лавсановым кружком.
В нижний торец двигателя ввернут сопловой блок, изготовленный из серебристо-серого ферромагнитного металла, с восемью соплами диаметром 12 мм. Сопла закрыты заглушками из серебристо-белого не магнитного металла. В блок ввернут клапан из серебристо-серого ферромагнитного металла с девятнадцатью отверстиями диаметром 5.5 мм. Отверстия клапана закрыты мембраной из серебристо-белого неферромагнитного металла.
Сопловой блок поджимает гильзу (см. фото4 отметка д) из серебристо-серого ферромагнитного металла с внешним диаметром 92 мм, внутренним диаметром 90 мм, высотой 16 мм. На боковой поверхности гильзы выполнены четыре паза длиной 19 мм, шириной 1 мм. Для предотвращения проворота гильзы ее лепесток вставлен в паз нижнего центрующего утолщения.
На верхнем торце камеры двигателя ударным способом нанесено клеймо: "76-7435-66-I"
На торце соплового блока двигателя ударным способом нанесены клейма: "08-74"; "01"; "4".
На боковой поверхности камеры двигателя лакокрасочным материалом черного цвета при помощи трафарета нанесена маркировка:
" МО.1.02.00.02.150
01-91-1133-01 "
На боковой поверхности корпуса двигателя лакокрасочным материалом черного цвета нанесена маркировка:
" МО.1.02.00.02.000
91 "
Кроме того на боковой поверхности камеры и корпуса двигателя, на торце соплового блока нанесена внутризаводская маркировка и отметки ОТК.
Таким образом данный двигатель изготовлен промышленным способом с соблюдением технических условий. Целостность промышленной сборки двигателя не нарушена. Двигатель пригоден для использования по своему непосредственному назначению в качестве порохового двигателя изделия РПО-А, отделяемого от оболочки в стволе, с истечением части пороховых газов в заснарядное пространство ствола. Штатным снаряжением двигателя являются заряды дымного и бездымного порохов - взрывчатых веществ метательного действия.
Оболочка со снаряжением представляет собой цилиндрический предмет максимальным диаметром 93 мм и длиной 552 мм.
В верхней части оболочки при помощи винта М4 с полукруглой головкой крепится полусферический обтекатель (см. фото4 отметка е) радиусом 45 мм, выполненный из серебристо-белого не магнитного металла с покрытием зеленого цвета.
Корпус оболочки (см. фото4 отметка ж) диаметром 90 мм, длиной 401 мм изготовлен из серебристо-белого не магнитного металла. В верхней, центральной и нижней частях корпуса выполнены центрующие утолщения шириной 20 мм, 10 мм и 16 мм соответственно (см. фото4 отметки з). Диаметр центрующих утолщений составляет 93 мм.
К нижнему торцу корпуса при помощи задней гайки из серебристо-белого неферромагнитного металла закреплен цилиндрический стакан (см. фото4 отметка и) длиной 105 мм, наружным диаметром 88.5 мм и внутренним диаметром 86.5 мм, изготовленный из серебристо-серого магнитного металла. На боковой поверхности стакана выполнены окна: 4 прямоугольных (размерами 20х18 мм), 8 параллелограммных (4 размерами 18х9 мм и 4 размерами 13х8 мм) и 4 эллипсных (размерами 34х5 мм). В параллелограммные и эллипсные окна вставлены лепестки перьев стабилизатора.
Перья стабилизатора (4 штуки) (см. фото4 отметка к) "Л"- образной формы изготовлены из листового магнитного материала толщиной 0.5 мм. Хорды пера составляют 49 мм и 78 мм. Перья дополнительно закреплены на стакане заклепками и расположены под углом к центральной оси оболочки для предания последней вращательного движения на траектории.
В заднюю гайку ввернута крышка из серебристо-белого ферромагнитного металла. На торце крышки имеется бобышка с резьбой М18 (высота бобышки составляет 7 мм), служащая для соединения оболочки с двигателем. На торце крышки выполнены четыре глухие отверстия диаметром 5 мм глубиной 5 мм.
На боковой поверхности корпуса оболочки лакокрасочным материалом черного цвета при помощи трафарета нанесена маркировка:
" 762-4-94
МО.1.02.05.000 "
Кроме того, на боковой поверхности оболочки, стакана и перьях стабилизатора нанесена внутризаводская маркировка и клейма ОТК.
Таким образом, данная оболочка со снаряжением изготовлена промышленным способом с соблюдением технических условий. Целостность промышленной сборки оболочка не нарушена. Оболочка является оперенным артиллерийским снарядом, проворачивающимся на траектории и пригодна для использования по своему непосредственному назначению. Штатным снаряжением оболочки является заряд огнесмеси ОМ-100 МИ.
2.Техническое исследование.
Проводилось в специально оборудованном помещении с целью определения способности к выстрелу представленного на экспертизу РПО-А. Для этого в заднюю втулку УСМ вставлен извлеченный ранее усилитель и завернута вывернутая ранее заглушка. У трубы со снятыми крышками взведен УСМ посредством поворота рукоятки на 90 градусов в направлении против хода часовой стрелки. При нажатии на спусковой крючок УСМ был слышен сильный хлопок, свидетельствующий о срабатывании капсюля-воспламенителя. Одновременно с хлопком был виден форс пламени на выходе из отверстия в трубе, расположенном в месте размещения усилителя, что свидетельствует о штатном срабатывании огневой цепи УСМ.
Таким образом, на основании проведенных исследований установлено, что представленное на экспертизу изделие является штатным реактивным пехотным огнеметом РПО-А, относится к категории боеприпасов. Огнемет пригоден к использованию по своему непосредственному назначению, а именно для поражения укрытых огневых точек противника (ДОТ, ДЗОТ, укрепленное здание, блиндаж, наземное или полууглубленное строение из камня, кирпича или бетона), вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, укрытой и открыто расположенной живой силы противника.
В Ы В О Д:
Представленное на экспертизу изделие является штатным реактивным пехотным огнеметом РПО-А, относится к категории боеприпасов. Огнемет пригоден к использованию по своему непосредственному назначению, а именно для поражения укрытых огневых точек противника (ДОТ, ДЗОТ, укрепленное здание, блиндаж, наземное или полууглубленное строение из камня, кирпича или бетона), вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, укрытой и открыто расположенной живой силы противника.
Огнемет содержит в своем составе заряды бездымного и дымного порохов - взрывчатые вещества метательного действия и заряд огнесмеси - взрывчатого вещества.
Вариант №3.
Обстоятельства дела: 13.12.97. около 16 часов в г. Ноябрьске по пр. Мира напротив здания Ноябрьского филиала сбербанка в автомашине ВАЗ-2106 г/н Н 141 АМ 89 произошел взрыв, в результате которого находившийся в указанной автомашине пассажир Бушков Э.П. погиб на месте.
На экспертизу представлено: электронная плата с проводами, элементы батарей питания, батареи питания, обломки кузова, пучок проводов, утеплитель, куски поролона, куски металла, куски пластмассовой детали, кусок полиэтиленового покрытия, различные металлические и пластмассовые части, фрагмент профиля, фрагмент заднего сидения, смывы с автомашины, соскобы окопчений, изъятые при осмотре автомашины, фрагменты ткани и утеплителя, брюки, принадлежавшие Бушкову Э.П. Все эти объекты, упакованы в две коробки.
На разрешение экспертизы поставлены вопросы:
1. Какова природа взрыва и техническая причина его возбуждения?
2. Где в автомашине находится эпицентр взрыва?
3. Имеются ли на представленных на исследование объектах остатки взрывчатого вещества, если да, то каковы его свойства и область применения?
4. Какова конструкция и способ изготовления взрывного устройства и его основных элементов?
5. Каков способ подрыва взорванного устройства и последовательность его осуществления?
6. Какова мощность взрыва в эквиваленте по массе взорванного тротила и каковы поражающие свойства взорванного устройства?
7. Если взорванное устройство самодельного изготовления, то каковы профессиональные навыки во взрывном деле лица, его изготовившего?
8. Относится ли взрывное устройство к категории боеприпасов?
И С С Л Е Д О В А Н И Е.