Практическая часть занятия. Садачи для самостоятельного решения
Садачи для самостоятельного решения.
Для заданий №1–5: напишите формулу комплексного соединения, найдите заряд комплексного иона, укажите координационное число комплексообразователя и дентантность лиганд, напишите уравнение для полной константы нестойкости комплексного иона в соединении:
1. тетрагидроксодиамминкобальтат (III) калия
2. тригидроксотрицианохромат (III) калия
3. сульфат диаквадикарбонилмеди (II)
4. дибромотетрацианоаллюминат (III) натрия
5. гидрофосфат диамминсеребра (I)
Для заданий №6–10: назовите комплексное соединение, определите степень окисления центрального атома, найдите заряд комплексного иона, укажите координационное число комплексообразователя и дентантность лиганд, напишите уравнение для полной константы нестойкости комплексного иона в соединении:
6. [Co(NH3)4Cl2]2SO4
7. [Pt(NH3)2Cl2I2]
8. [Zn(NH3)4](NO3)2
9. K2[Ru(CN)5NO]
10. [Pt(NH3)4Br2]Cl2
11. Комплексное соединение родия содержит 26,14 мас% Rh, 10,66 мас.% N, 60,91 мас% Br и водород (относительная атомная масса родия равна 103). Комплекс не заряжен, а внешняя сфера отсутствует. Определите число лигандов, окружающих центральный атом.
12. Комплексное соединение палладия содержит 50,24 мас% Pd, 13,27 мас.% N, 33,65 мас% Cl и водород (относительная атомная масса палладия равна 106, хлора – 35,5). Комплекс не заряжен, а внешняя сфера отсутствует. Определите число лигандов, окружающих центральный атом.
2.Лабораторная работа № 1: Образование и диссоциация соединений с комплексным катионом.
Ход работы:
Метод основан на способности ионов меди(II) и серебра (I) объединяться с молекулами аммиака с образованием комплексных ионов.
Получить обменными реакциями осадки хлорида серебра и гидроксида меди (II). Для этого необходимо слить по две-три капли растворов AgNO3 и NaCl (1 пробирка), CuSO4 и NaOH (2 пробирка). В обе пробирки к полученным осадкам (отметить их цвет) добавить по каплям раствор конц. NH4OH до полного растворения осадка. При этом происходит образование комплексных соединений серебра(I) в 1 пробирке и меди(II) во 2 пробирке (аммиакаты). Составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Дать названия полученным комплексным соединениям. Объяснить происходящие явления.
Аммиачный раствор комплексного соединения серебра необходимо оставить для следующего опыта.
____________________________________
Вывод: ____________________________
Лабораторная работа № 2: Прочность и разрушение комплексных ионов.
Ход работы:
Аммиачный раствор комплексного соединения серебра(I), полученный в опыте № 1 разлить в две пробирки: а) в первую пробирку к этому раствору по каплям добавить раствор HNO3 (1:1) до выпадения осадка AgCl. Объяснить наблюдаемые явления, исходя из того, что константа нестойкости ионов [Ag(NH3)2]+ и [NH4]+ соответственно равны 6,8 · 10-8 и 6 · 10-10.
б) во вторую пробирку к этому раствору добавить кусочек металлического цинка. Что наблюдается? Записать уравнение реакции образования комплексного соединения аммиаката цинка, учитывая, что координационное число Zn2+ равно 4. Объяснить, пользуясь константами нестойкости комплексных ионов серебра и цинка (6,8 · 10-8 и - 3,5 · 10-10), причину вытеснения серебра из его комплексного иона.
_____________________________________
В выводе объяснить, на чем основано разрушение одних комплексов и образование других, опираясь на значения констант нестойкости соответствующих комплексных ионов.
Вывод: ____________________
________
Дата ___________ Подпись преподавателя___________
Методические указания
К занятию № 11
Тема:Основы химической кинетики.
Цель:Сформировать знания основных закономерностей протекания химических реакций, об их скорости и факторах, влияющих на нее.
Исходный уровень:
1. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях, молярной концентрации вещества в растворе, средней скорости химических реакций.
Вопросы для обсуждения:
1. Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Понятие о средней и истинной (мгновенной) скорости химических реакций. Закон действующих масс для истинной скорости химических реакций, константа скорости.
2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: концентрация исходных веществ, природа исходных веществ, температура. Правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса для константы скорости химической реакции. Понятие об энергии активации и переходном комплексе.
3. Кинетическая классификация химических реакций, молекулярность и порядок простых и сложных химических реакций.
Рекомендуемая литература для подготовки:
1. Болтромеюк В.В. Общая химия. Минск: Выш. шк., 2012. ст. 166-196.
2. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст. 162-193.
3. Болтромеюк В.В. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2009. ст. 162-193.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М., 1989, С.55-67, 70-73
5. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В.Физическая и коллоидная химия. М.,1975, ч. 1 гл.VI, § 1-8, ГЛ. VII.
6. Бабков А.В. Практикум по общей химии с элементами количественного анализа. М., 1978. Работа № 14.
7. Конспект лекций.