Огнеопасность и электризация ТСМ
В практической деятельности АТП пожары чаще всего происходят от воздействия на эксплуатационные материалы открытого пламени, разрядов статического электричества, искры при ударе или курении, а также от попадания горючих жидкостей на нагретую поверхность. Разрабатываемая на каждом АТП система противопожарных мероприятий увязывается с общегосударственной и ведомственной системами и законоположениями по пожарной безопасности.
В эксплуатационных условиях наибольшую опасность представляет собой пустая тара из-под бензина, так как достаточно испарения из 200-литровой бочки 10...50 г бензина, чтобы получить взрывоопасную бензовоздушную смесь. Вот почему запрещается открывать ударами молотка или ключа пробку пустой стальной бочки из-под бензина или подходить к ней с огнем. При ремонте тары, если неизбежно использование открытого огня, необходимо принимать меры для предотвращения взрывов бензиновых паров, смешанных с воздухом. Это относится не только к бочкам, но и к топливным бакам автомобилей. Для устранения опасности взрыва при ремонте тары применяют следующие меры: заливают ее водой и в таком виде ремонтируют; пропаривают горячей водой, промывают, а затем ремонтируют; заполняют углекислым газом и затем ремонтируют. Эти же меры безопасности обязательны и при обращении с другими видами нефтепродуктов.
Некоторые топлива способны самовоспламеняться при контакте с кислородом воздуха и каталитическом воздействии металлической тары и поэтому требуют особой осторожности при применении.
Этиленгликоль и глицерин образуют опасные смеси с марганцевокислым калием.
Известно, что статическое электричество накапливается на наружной поверхности проводника, т.е. электризованные частицы топлива отдают свои заряды поверхности тары или трубопровода. Если они не заземлены, то для образования искры и взрыва достаточно даже 300... 500 В. Электризация топлива зависит от материала, с которым оно контактирует, продолжительности и скорости движения топлива, его качества, влажности и температуры воздуха.
Для предупреждения возникновения взрыва и пожара от разрядов статического электричества необходимо:
тщательно заземлять все перекачивающие средства, трубопроводы, цистерны, топливозаправщики и резервуары;
не допускать налива топлива открытой струей и его разбрызгивания;
не допускать перемешивания топлива с воздухом и водой;
при заполнении автомобильных цистерн и других емкостей опускать наливную трубу до их днища и пока нижний конец трубы не погрузится в топливо, соблюдать минимальную скорость заполнения емкости;
соблюдать осторожность, если на дне резервуара или любой другой емкости под нефтепродуктом имеется вода;
обязательно заземлять металлическим штырем шланг (рукав) для заправки автомобилей и пистолет (раздаточный кран);
на рамах автоцистерн, перевозящих топливо, укреплять заземляющую цепь, касающуюся земли на стоянке и при движении.
Опасность электризации топлив эффективно снижается при добавлении в них антистатической присадки. Однако в бензины и дизельные топлива антистатические присадки пока не добавляют.
При работе двигателя на этилированном бензине часть этиловой жидкости и продуктов ее разложения попадает в картер и загрязняет смазочное масло. Поэтому меры пожарной безопасности необходимо соблюдать и при сливе отработавшего масла из картера.
Огнеопасность нефтепродуктов характеризуется их температурой вспышки, т.е. такой температурой, при которой пары нефтепродукта образуют с воздухом смесь, вспыхивающую от поднесенного пламени. Температура вспышки топлив зависит от содержания в них легкоиспаряющихся фракций и давления насыщенных паров: чем выше давление насыщенных паров топлива, тем ниже температура вспышки. Температура вспышки различных бензинов, определяемая в приборе с закрытым тиглем, колеблется в пределах 30... 45 °С, и по этому показателю бензины относят к первому классу огнеопасности.
Вследствие низкого давления насыщенных паров и малой летучести дизельные топлива значительно менее огнеопасны, чем бензины. Минимальные температуры образования взрывоопасных смесей дизельных топлив 57...70°С, т.е. они значительно выше температур, при которых эксплуатируются автомобили с дизельными двигателями, и поэтому образование взрывоопасных концентраций паров топлива с воздухом в обычных условиях маловероятно.
Температура вспышки топлив для быстроходных автотракторных дизельных двигателей различных марок, определяемая в приборе с закрытым тиглем, не ниже следующих значений:
легкие дизельные топлива.........................................30...35°С
зимние топлива...........................................................35...50°С
летние топлива............................................................40...65°С
специальные топлива................................................. 90 °С
По этому показателю дизельные топлива отнесены ко второму и третьему классам огнеопасности.
Пожарную опасность представляет собой туман из распыленного в воздухе дизельного топлива. В этом случае концентрация топлива даже при низких температурах воздуха может обеспечить возникновение воспламенения и от случайно образовавшейся искры, например при ударе металла о металл, может произойти сильнейший взрыв.
Температуры самовоспламенения дизельных топлив (300... 400 °С) ниже температур самовоспламенения бензинов, т.е. контакт дизельного топлива, находящегося в любом состоянии, с поверхностями, нагретыми несколько выше этих температур, может вызвать воспламенение.
Взрывоопасные бензовоздушные смеси образуются лишь при определенных концентрациях и температурах. Минимальная температура, при которой в замкнутом сосуде, например бочке или топливном баке, возможно образование взрывчатой смеси соответствует температуре вспышки. Следовательно, даже при очень низких зимних температурах возможны взрывы баков с бензином при неосторожном использовании источников пламени или искрении. Повышенную взрывоопасность представляют собой бочки или другая тара с остатками бензина: в парогазовой фазе практически всегда находится взрывчатая бензовоздушная смесь.