Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой

1. Опасность алкоголя.

2. Опасность наркомании.

3. Опасность табакокурения.

Занятие № 7

1. Тема: «Биологические опасности».

2. Форма организации занятия: практическое / клиническое занятие.

3. Значение темы: при увеличении частоты ЧС мирного времени санитарно-эпидемическое состояние территории становится неблагополучным или чрезвычайным, что требует выполнения мероприятий по ликвидации ЧС и мероприятий по недопущению массовых заболеваний среди населения. Это становится одной из важнейших задач государства в деле защиты населения в условиях ЧС. В связи с этим специалисты должны знать биологические опасности, мероприятия по защите населения и уметь организовать их проведение.

4. Цели обучения:

- общая:обучающийся должен обладать ОК и ПК : ОК -1, ОК- 2, ОК -11

- учебная: знать виды патогенных микроорганизмов, грибы, растения, животные, уметь идентифицировать (распознавать) опасности, владеть основными методами медико-социальной помощи

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Основные понятия и положения темы.

яОкружающий человека мир делится на живой и не­живой. Отличительной особенностью живых объектов является их способность расти и размножаться.

Биологическими (от греч. bios - жизнь) называются опасности, происходящие от живых объектов.

Все объекты живого мира можно условно разделить на несколько царств, а именно: микроорганизмы (Protista), грибы, растения (Plal1tae), животные (Аl1iшаliа). Люди от­носятся к отдельному виду живого мира.

Наука, изучающая закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах, называется биологией.

Живой мир очень разнообразен. Но есть одно общее очень важное свойство у всех живых существ - это их клеточное строение. Клет­ки - это кирпичики, из которых состоят все живые существа, их тка­ни, органы и организмы в целом.

Клетка - это наименьшая форма организованной живой мате­рии, способная в подходящих для нее среде и условиях существовать самостоятельно. Клеточное строение живых объектов открыл англи­чанин Роберт Гук в 1665 г.

Растения, животные, люди являются многоклеточными, а микро­организмы, как правило, существа одноклеточные.

Между различными живыми существами идет постоянная борьба.

В этой борьбе человек не всегда выходит победителем.

Носителями, или субстратами, биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительность и животный мир, сами люди, искусственный мир, созданный человеком, и другие объекты.

Биологические опасности могут оказывать на человека различное действие - механическое, химическое, биологическое и др.

Следствием биологических опасностей являются различные болез­ни, травмы разной тяжести, в том числе смертельные.

Значение биологических опасностей - одно из условий успешной защиты человека от опасностей вообще и биологических в частности.

В каждом царстве живых существ различают несколько типов, подразделяющихся на отряды; в отрядах – несколько классов классе – несколько порядков; последние делятся на семейства, состоящие из родов, а роды делятся на виды.

Каждый живой объект имеет свое название, которое на латинском языке состоит из двух слов. Первое слово, пишущееся с заглавной бу­квы, обозначает название рода данного организма, а второе является его видовым эпитетом. Такую бинарную номенклатуру ввел шведский ученый Карл Линней. Например, бацилла туберкулеза носит научное название Мусоbасtегium tuberculosis, дрожжи - Saccharomyces сеrе­visiae, бацилла столбняка - Clostridiurn tetani.

Некоторые микробы напоминают своими свойствами животных, другие - растения. Чтобы понять сущность и характер биологических опасностей, рассмотрим подробнее каждое царство живых существ.

Наши рекомендации