Тема: Химия сложных белков
ЦЕЛЬ: 1. Изучить классификацию и структуры сложных белков, иметь представление об их функциональном значении в организме.
2. Контроль знаний студентов по теме: «Строение и свойства белков».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Основные биологические функции белков в организме.
2. Классификация белков. Химия простых белков (протамины, гистоны, альбумин, глобулины).
3. Классификация сложных белков.
4. Отличие продуктов гидролиза простых и сложных белков.
5. Характеристика фосфопротеидов, важнейшие представители. Как связаны остатки фосфорной кислоты с белком?
6. Характеристика гликопротеидов, важнейшие представители, их биологическая роль.
7. Характеристика липопротеидов, важнейшие представители, их биологическая роль.
8. Характеристика хромопротеидов, строение гемоглобина и его производных, их биологическая роль.
9. Характеристика металлопротеидов, важнейшие представители.
10. Общая характеристика нуклеопротеидов: основные белковые компоненты и простетические группы.
11. Продукты последовательного гидролиза нуклеопротеидов, нуклеиновых кислот.
12. Практическое значение для медицины определения содержания сложных белков в биологических жидкостях.
13. Составьте таблицу ‘‘Классификация белков по функциям’’
Примеры белков | Функции белков |
В состав таблицы включить белки: коллаген, альбумин, иммуноглобулины, гемоглобин, инсулин, актин, миозин, кератин, трансферрин, церулоплазмин, каталаза, пепсин. Функции: структурная, сократительная, защитная, каталитическая, транспортная, рецепторная, регуляторная.
АУДИТОРНАЯ РАБОТА.
Для выполнения контрольной работы по теме ‘‘Строение и свойства белков’’необходимо знать:
1. Структурные формулы и классификацию аминокислот по физико-химическим свойствам.
2. Цветные реакции и их механизмы для белков и отдельных аминокислот.
3. Уровни структурной организации белковой молекулы, связи, стабилизирующие каждый уровень.
4. Физико-химические свойства белков (факторы устойчивости белковой молекулы в растворе, электрические свойства, денатурация белков, применение осадочных реакций).
5. Методы и механизмы выделения и очистки индивидуальных белков.
6. Уметь написать пептиды из заданных аминокислот, назвать их, определить заряды, направление движения в поле постоянного электрического тока при различных значениях рН, определять зону нахождения изоэлектрической точки белка.
7. Классификацию белков, характеристику основных представителей.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
1. Турбидиметрический метод определения уровня серогликоидов в сыворотке крови.
Принцип метода. При добавлении к сыворотке крови раствора хлорной кислоты белки выпадают в осадок, а серогликоиды остаются в растворенном реактиве, из которого могут быть выделены путем осаждения фосфорновольфрамовой кислотой. По степени помутнения раствора судят о содержании серогликоидов в исследуемом материале.
Порядок выполнения работы: 0,5 мл сыворотки крови смешивают с 4,5 мл 0,85 % раствора хлорида натрия и добавляют по каплям 2,5 мл раствора (1,8 моль/л) хлорной кислоты. Содержимое пробирки тщательно перемешивают стеклянной палочкой, оставляют на 10 мин при комнатной температуре, центрифугируют 15 мин при 3000 об/мин. Отбирают 5,0 мл ценрифугата, к которому добавляют 1,0 мл раствора фосфорнофольфрамовой кислоты и через 15 мин определяют оптическую плотность смеси при красном светофильтре ФЭКа в кювете толщиной слоя 10мм. Результаты сравнивают с показателями контрольной пробы, которую готовят смешиванием 3,3 мл раствора хлорида натрия с 1,7 мл раствора хлорной кислоты и с 1,0 мл раствора фосфорновольфрамовой кислоты. Разница в значениях (единицы абсорбции, учтенные до третьего знака после запятой) отражает содержание серогликоидов в сыворотке крови.
Уровень серогликоидов в сыворотке крови практически здоровых взрослых людей составляет 0,130-0,200 усл. ед. (ед. абсорбции).
2. Выделение муцина из слюны.
Порядок выполнения работы: В пробирку собирают 1 – 2 мл слюны и по каплям приливают концентрированную уксусную кислоту (10 – 20 капель). Выпадает осадок муцина. Осторожно сливают жидкость, сгусток слегка подсушивают фильтровальной бумагой. Со сгустком проделывают реакцию Молиша, доказывающую присутствие углеводного компонента в белке. Для чего к сгустку добавляют 5 – 10 капель 1% спиртового раствора тимола, перемешивают и по стенке пробирки осторожно добавляют 20 – 30 капель концентрированной серной кислоты. При встряхивании на дне пробирки образуется продукт конденсации розового цвета. Можно провести вторую реакцию на выявление углеводного компонента. Для этого к сгустку добавляют 5 – 10 капель 0,2% спиртового раствора a-нафтола и 20 – 30 капель концентрированной серной кислоты. Появляется розово-фиолетовое окрашивание.
3. Качественная реакция на геминовую группу гемоглобина.
Принцип метода: Реакция обусловлена способностью гемоглобина катализировать окисление бензидина перекисью водорода. Бензидин при этом окисляется в парахинондиимин, и жидкость приобретает зелёную окраску. Реакция очень чувствительна и служит для обнаружения
минимальных количеств крови в биологических жидкостях и других объектах.Порядок выполнения работы: Берут две пробирки, в одну из них вносят воду, в другую разведенную кровь (по 5 капель). В обе пробирки добавляют по 5 капель 1% раствора бензидина и по 5 капель 3% раствора перекиси водорода. Отмечают изменение окраски в пробе с кровью.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:
- Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 78-95.
- Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 56-73.
- Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 29-30, 42-48.
Дополнительная литература: