Согласно положенным на него заданиям, МЧС
Украины:
фготовит предложения относительно формирования и обеспечения внедрения государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, последствий Чернобыльской катастрофы, спасательного дела, пожарной безопасности, создания и функционирования системы страхового фонда документации, обращения с радиоактивными отходами, профилактики травматизма непроизводственного характера;
Щь координирует мероприятия, осуществляемые центральными и местными органами
исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, по вопросам обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, пожарной безопасности;
ф осуществляет государственный пожарный присмотр в населенных пунктах и на объектах всех форм собственности и государственного присмотра и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, а также за готовностью к действиям в условиях таких ситуаций;
ф организует и координирует работы из осуществления мероприятий на территории зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения, других радиоактивное загрязненных территориях, решение вопросов их финансирования, здравоохранения персонала, который работает на этих территориях, участие в охране общественного порядка на соответствующих территориях.
ф разрабатывает проекты государственных программ и прогнозов относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, гражданской обороны, предотвращения чрезвычайных ситуаций, социальной защиты граждан, которые от них пострадали, и контролирует выполнение утвержденных программ;
ф предпринимает меры для снижения уровня облучения и обеспечения нормальной жизнедеятельности населения на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях;
ф подает в пределах своих полномочий предложения относительно проекта Государственного бюджета Украины, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств;
ф руководит работами, связанными с ликвидацией последствий больших за масштабами аварий и катастроф техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций и обеспечивает готовность сил и штабов гражданской обороны и сил с чрезвычайных ситуаций до действий по назначению;
ф осуществляет организационно методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, которые пострадали от радиационных аварий и катастроф или принимали участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территорий;
ф принимает участие в рассмотрении и прорабатывании предложений относительно строительства, расширения и реконструкции хозяйственных объектов на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях и в местах компактного переселения из этих территорий граждан;
ф осуществляет государственный надзор и контроль за выполнением требований гражданской обороны и техногенной безопасности, мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, состоянием готовности сил и средств гражданской обороны к проведению спасательных и другим безотлагательным работам в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
ф принимает участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства техногенно опасных объектов в части сдержки требований гражданской обороны и техногенной безопасности;
ф координирует деятельность центральных органов исполнительной власти относительно проведения поиска и спасания людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации излияния нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ в окружающую среду;
ф оповещает население об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивает надлежащее функционирование территориальных и локальных систем оповещения;
ф прогнозирует вместе с заинтересованными организациями вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера, моделирует их, районирует территории Украины за наличием потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийного бедствия, определяет показатели риска на объектах народного хозяйства и территориях;
4/е обеспечивает разрабатывание, согласовывает или утверждает программы подготовки специалистов, должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях, учебы населения, организует и проводит аттестацию спасателей и аварийно-спасательных формирований;
<$. обеспечивает безопасность лиц, которые вовлекаются в работу в районах чрезвычайных ситуаций, и сохранение грузов, которые доставляются в районы беды;
ф налаживает в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к его полномочиям, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт, проводит внешнеэкономическую деятельность согласно действующему законодательству, принимает участие в подготовке международных договоров Украины, заключает международные договоры межведомственного характера;
Для более качественной и организованной работы Министерства и
но полномочия распределены между руководящим составом Министерства и структурными подразделениями центрального аппарата.
Поскольку значительного количества катастроф и опасных явлений избежать невозможно, Министерство прилагает усилия относительно усовершенствования системы реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий. К сожалению, усилие относительно преодоления последствий аварий и катастроф естественного и техногенного характера, давая позитивные результаты по делам устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека в случае конкретной чрезвычайной ситуации, в целом для страны становятся все менее эффективными. Поэтому актуальной остается проблема всестороннего усовершенствования системы реагирования на чрезвычайные ситуации с постепенным перемещением акцентов и центра внимания на устранение причин их возникновения.
Министерство и гражданская оборона в целом уже сегодня могут реагировать на чрезвычайные ситуации на функциональных принципах, что же относительно предотвращения, то это в большей степени прерогатива местных органов исполнительной власти, отраслевых министерств и ведомств.