Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения деятельности студентов (СДС) в учебное время
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к лабораторному занятию
Модуль №1 «Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем».
учебной дисциплины Химия
для специальности 31.05.03 «Стоматология»
курс ____I___семестр _I___
Составитель: преподаватель Мищук В.А.
Рецензент: ст.преподаватель Усова М.Г.
Владивосток, 2016
1.Тема занятия.«Способы выражения концентрации растворов. Приготовление раствора заданной концентрации».
2.Мотивация изучения темы.Приготовление растворов позволяют раскрыть возможности для решения теоретических и практических проблем в:
-фармакология: изучение качественного и количественного состава веществ;
-общей хирургии:использованиехимических антисептиков, направленных на уничтожение микроорганизмов в ранах;
-биохимии:оценка качества пищевых белков;
-микробиологии: приготовление питательных сред при культивировании бактерий и проведение иммунологических исследований;
-санитарно – гигиенических исследованиях:контроль степени загрязнения объектов окружающей среды, пищевых продуктов и др.
Цели занятия.
3.1 Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОПК-7.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» -способы выражения концентрации растворов, правила техники
безопасности работы в химической лаборатории.
«Уметь» - рассчитывать титр, массовую долю, концентрацию, пользоваться законом эквивалентов, а также готовить растворы заданных концентраций.
«Владеть» -навыками решения задач, с использованием способов выражения концентрации и методами приготовления растворов заданных концентраций.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Растворы. Концентрации растворов (общее среднее образование).
2. Реакции нейтрализации (общее среднее образование)
5. Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию:
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1.Общие представления о растворах.
2.Вода как растворитель и её роль в жизнедеятельности организма.
3.Классификация растворов.
4.Использование растворов в фармацевтической практике.
5.Способы выражения концентрации растворов.
6.Взаимосвязь различных способов выражения концентраций растворов.
7.Способы приготовления растворов
5.2. Задания для СРС во внеучебное время.
Задача №1.
Рассчитайте количество вещества магния в 0,486 г магния.
Задача №2.
Рассчитайте молярную массу эквивалента KMnO4 в реакции с FeSO4, если известно, что KMnO4 принимает 5ē.
Задача №3.
Хлорид натрия (масса навески 2,34 г) растворили в 50см3 воды. Плотность полученного раствора ρ=1,04 г/см3. Определить молярную концентрацию раствора, молярную концентрацию эквивалента раствора, титр раствора, массовую долю.
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию.
Вариант теста №1
Определить число эквивалента для Al2(SO4)3:
а) 3; б) 2;
в) 6; г) 1.
Вариант теста №2
Размерность титра:
а) моль; б) моль/л;
в) г/см3; г) г/моль.
Вариант теста №3
Массовую долю растворенного вещества можно рассчитать по формуле:
а) m = v·ρ;
б) m(в–ва)=m(р–ра)–m(H2O);
в) C=n(вещества)/V(р–ра);
г) ω= m(в–ва)/ m(р–ра)·100%.
6. Этапы проведения лабораторного занятия.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время мин. |
I. Вводная часть занятия | |||
Организационная часть занятия | Мобилизация внимания на данное занятие | ||
Определение темы, мотивации, целей и задач занятия. | Формирование мотивации данного занятия, значимости его в подготовке врача. | ||
II. Основная часть занятия | |||
Контроль исходных ЗУН | Выявление сходного уровня ЗУН, обеспечение исходного уровня. | ||
Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время. | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности | ||
Методика выполнения лабораторной работы (ООД). | Ознакомление с ООД к лабораторной работе. Соблюдение ТБ в процессе работы. | ||
Управляемое СДС в учебное время | Обработка экспериментальных данных, выводы, подготовка отчёта. Индивидуальная беседа по результатам эксперимента. Выполнение эксперимента. Овладение общими профессиональными компетенциями ОПК-7 | ||
Контроль достижения поставленных целей. | Закрепление приобретенных ЗУН, выявление ошибок и их корректировка. | ||
III. Заключительная часть занятия | |||
Подведение итогов занятия. | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. | ||
Задания на СДС во внеучебное время. | Указания по самоподготовке студентов к следующему занятию «Установление концентрации растворов. Определение активной и титруемой кислотности (щелочности) биологических жидкостей». |
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения деятельности студентов (СДС) в учебное время.
Приборы, реактивы: раствор гидроксида натрия (С(1/1 NaOH)) = 0,1 моль/дм3,мерные колбы, пипетки, стаканы.
Методика выполнения работы.
Каждый студент получает задачу, заключающую в приготовлении заданного объёма раствора NaOH с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л, используя более концентрированные растворы с известной массовой долей и плотностью.
Таблица 1
Исходный р–р | Концентрация р–ра, (ω %) | Плотность раствора, г/мл | Объём исходного раствора, мл |
NaOH | 1,09 1,11 1,13 |
Таблица 2
Номер варианта | |||||||||
Заданный объём раствора NaOH | |||||||||
Исходная концентрация |
Рассчитайте объём исходного раствора, отмерьте пипеткой и вылейте раствор в соответствующую мерную колбу. Доведите раствор до метки с водой.