Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения деятельности студентов (СДС) в учебное время

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к лабораторному занятию

Модуль №1 «Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем».

учебной дисциплины Химия

для специальности 31.05.03 «Стоматология»

курс ____I___семестр _I___

Составитель: преподаватель Мищук В.А.

Рецензент: ст.преподаватель Усова М.Г.

Владивосток, 2016

1.Тема занятия.«Способы выражения концентрации растворов. Приготовление раствора заданной концентрации».

2.Мотивация изучения темы.Приготовление растворов позволяют раскрыть возможности для решения теоретических и практических проблем в:

-фармакология: изучение качественного и количественного состава веществ;

-общей хирургии:использованиехимических антисептиков, направленных на уничтожение микроорганизмов в ранах;

-биохимии:оценка качества пищевых белков;

-микробиологии: приготовление питательных сред при культивировании бактерий и проведение иммунологических исследований;

-санитарно – гигиенических исследованиях:контроль степени загрязнения объектов окружающей среды, пищевых продуктов и др.

Цели занятия.

3.1 Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОПК-7.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» -способы выражения концентрации растворов, правила техники

безопасности работы в химической лаборатории.

«Уметь» - рассчитывать титр, массовую долю, концентрацию, пользоваться законом эквивалентов, а также готовить растворы заданных концентраций.

«Владеть» -навыками решения задач, с использованием способов выражения концентрации и методами приготовления растворов заданных концентраций.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Растворы. Концентрации растворов (общее среднее образование).

2. Реакции нейтрализации (общее среднее образование)

5. Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1.Общие представления о растворах.

2.Вода как растворитель и её роль в жизнедеятельности организма.

3.Классификация растворов.

4.Использование растворов в фармацевтической практике.

5.Способы выражения концентрации растворов.

6.Взаимосвязь различных способов выражения концентраций растворов.

7.Способы приготовления растворов

5.2. Задания для СРС во внеучебное время.

Задача №1.

Рассчитайте количество вещества магния в 0,486 г магния.

Задача №2.

Рассчитайте молярную массу эквивалента KMnO4 в реакции с FeSO4, если известно, что KMnO4 принимает 5ē.

Задача №3.

Хлорид натрия (масса навески 2,34 г) растворили в 50см3 воды. Плотность полученного раствора ρ=1,04 г/см3. Определить молярную концентрацию раствора, молярную концентрацию эквивалента раствора, титр раствора, массовую долю.

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию.

Вариант теста №1

Определить число эквивалента для Al2(SO4)3:

а) 3; б) 2;

в) 6; г) 1.

Вариант теста №2

Размерность титра:

а) моль; б) моль/л;

в) г/см3; г) г/моль.

Вариант теста №3

Массовую долю растворенного вещества можно рассчитать по формуле:

а) m = v·ρ;

б) m(в–ва)=m(р–ра)–m(H2O);

в) C=n(вещества)/V(р–ра);

г) ω= m(в–ва)/ m(р–ра)·100%.

6. Этапы проведения лабораторного занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время мин.
I. Вводная часть занятия
Организационная часть занятия Мобилизация внимания на данное занятие
Определение темы, мотивации, целей и задач занятия. Формирование мотивации данного занятия, значимости его в подготовке врача.
II. Основная часть занятия
Контроль исходных ЗУН Выявление сходного уровня ЗУН, обеспечение исходного уровня.
Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время. Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности
Методика выполнения лабораторной работы (ООД). Ознакомление с ООД к лабораторной работе. Соблюдение ТБ в процессе работы.
Управляемое СДС в учебное время Обработка экспериментальных данных, выводы, подготовка отчёта. Индивидуальная беседа по результатам эксперимента. Выполнение эксперимента. Овладение общими профессиональными компетенциями ОПК-7
Контроль достижения поставленных целей. Закрепление приобретенных ЗУН, выявление ошибок и их корректировка.
III. Заключительная часть занятия
Подведение итогов занятия. Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия.
Задания на СДС во внеучебное время. Указания по самоподготовке студентов к следующему занятию «Установление концентрации растворов. Определение активной и титруемой кислотности (щелочности) биологических жидкостей».  

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения деятельности студентов (СДС) в учебное время.

Приборы, реактивы: раствор гидроксида натрия (С(1/1 NaOH)) = 0,1 моль/дм3,мерные колбы, пипетки, стаканы.

Методика выполнения работы.

Каждый студент получает задачу, заключающую в приготовлении заданного объёма раствора NaOH с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л, используя более концентрированные растворы с известной массовой долей и плотностью.

Таблица 1

Исходный р–р Концентрация р–ра, (ω %) Плотность раствора, г/мл Объём исходного раствора, мл
NaOH       1,09   1,11   1,13    

Таблица 2

Номер варианта
Заданный объём раствора NaOH
Исходная концентрация

Рассчитайте объём исходного раствора, отмерьте пипеткой и вылейте раствор в соответствующую мерную колбу. Доведите раствор до метки с водой.

Наши рекомендации