Химические процессы в стратосфере и ионосфере
В стратосфере фотохимические процессы более разнообразны. Во-первых, это образование O3, концентрация которого по сравнению с тропосферой возрастает в 200 раз и достигает 100 млн–1 **). Молекулы O3 очень неустойчивы, хотя постоянно образуются под действием солнечного излучения в диапазонах 135–176 нм и 240–260 нм по реакциям:
где M – какая-нибудь третья частица (N2, CO2, Ar).
**) млн–1 – миллионная доля, определяющая число частиц, приходящихся на миллион частиц.
Разрушение озона связано с реакциями O3 + O → O2 + O2 или O3→ O2 + O (ν = 200–300 нм).
Эти реакции поддерживают динамическое равновесие образования и распада O3 в естественных условиях.
Последняя фотохимическая реакция защищает биосферу от губительного для нее ультрафиолета.
Рисунок 10.5 Динамика размеров озоновой дыры над Антарктидой |
Антропогенное воздействие на озонный слой обусловлено следующими цепными реакциями:
1. Выбросы высотных самолетов и ракет
2. Фреоны (hν = 175–220 нм)
Свободные атомы Cl взаимодействуют с озоном, способствуя разрушению озонового слоя:
В ионосфере на высоте выше 80 км происходят реакции фотоионизации:
|
Эти молекулярные ионы вступают в ион-молекулярные реакции; переход в основное состояние этих частиц является причиной северных сияний. Эти реакции дополняются еще реакциями перехода возбужденных атомов и молекулярных ионов в основное состояние: O* → O + hν (зеленая и красная области) и * → +hν (фиолетовая и синяя области).
Химия гидросферы
Особенности гидросферы определяются особенностями воды: ее физические свойства обусловлены химическим строением.
Вода H2O на 99,73 % состоит из 1H216O, но в природе встречается еще дейтерий (стабилен) 2D и тритий (3T, –β), а если принять во внимание, что кроме 16O есть еще 17O и 18O, то в природе встречается девять разновидностей воды.
Жидкая вода имеет максимальную плотность при 4 °С (принята за единицу), а переход в твердое состояние, сопровождающийся изменением упаковки молекул, понижает плотность до 0,9. Это обстоятельство (лед плавает) и малая теплопроводность льда во многом способствуют стабилизации процессов в гидросфере.
Рисунок 10.6 Большую часть Земли покрывает вода |
Все свойства воды обусловлены наличием двух неподеленных электронных пар у атома кислорода, атомные орбитали которого гибридизированы по sp3-типу, и способностью атомов водорода соседних молекул образовывать с этими неподеленными электронными парами достаточно прочные водородные связи. В результате как жидкая, так и кристаллическая вода (лед) оказываются хорошо структурированными, хотя число локальных нарушений дальнего порядка при плавлении возрастает.
Экспериментально установлено, что протон в воде может быть только гидратированным. Гидратация не исчерпывается реакцией H+ + H2O = H3O+. Последовательно может присоединиться несколько молекул воды:
|
Исходя из постоянства произведения ионов H+ и OH–, образующихся при диссоциации H2O = H+ + OH–, важнейшим критерием поддержания жизнеспособности условий в воде и почве является узкий интервал изменений водородного показателя (pH) в пределах 6–9. В природной воде прежде всего растворяются газы атмосферы: O2, N2 (рис. 10.7) и CO2.
Рисунок 10.7 Растворимость N2 и O2 воздуха и чистых азота и кислорода при атмосферном давлении. |
Хотя растворимость кислорода в два раза больше растворимости азота, но из-за большего парциального давления (78 %) в природной (дождевой) воде азота растворено в два раза больше, чем кислорода. Минерализация воды приводит к уменьшению растворимости воздуха. Так, при 0 °С растворимость кислорода (чистого) составляет 49 мл/л, а морской воде только 15 мл/л. Необходимое для окисления растворимых в воде веществ количество кислорода называется биохимической потребностью в кислороде (БПК).
Так, чистая вода, вытекающая из-под ледников, имеет БПК < 1 млн–1, пригодная для питья – < 5 млн–1, а канализационная – 100–500 млн–1.
Большую проблему создают попадающие в водоемы нитраты и фосфаты, поскольку они при неумелом использовании вызывают заболевание малопроточных водоемов и прудов.
Растворение CO2 в воде сопровождается химическим взаимодействием с установлением равновесия:
|
K1 = 4,5 · 10–7, K2 = 5,6 · 10–11.
Обычные методы измерения констант диссоциации не позволяют отличить растворенный CO2 от H2CO3 в растворе. Так как равновесие устанавливается быстро, то за контанту равновесия этой реакции Kравн = [H2CO3] / [CO2]∙[H2O] обычно принимают первую константу диссоциации угольной кислоты (K1 = 4,5 · 10–7). Вместе с тем найдено, что H2CO3 / CO2 = 0,0037; это означает, что только 0,37 % растворенного CO2 находится в виде H2CO3. Если бы весь растворенный CO2находился в виде H2CO3, то K1 = 1,8 · 10–4, что позволяет отнести H2CO3 к умеренно сильным кислотам. Практически из-за быстрого установления равновесия гидратации CO2 приходится пользоваться не действительной константой диссоциации K1 = 1,8 · 10–4, а кажущейся K1 = [H+]∙[H2CO3] / CO2 = 4,5 ∙ 10–7, относящейся к реакции CO2 ∙ H2O = H+ + HCO3–.
Другим источником поступления карбонат- и бикарбонат-ионов являются карбонаты:
временная жесткость воды (устраняется кипячением)
Равновесие, устанавливающееся между H2CO3 и гидрокарбонат-ионом, определяет буферную емкость природных вод, что очень важно для поддержания постоянства в них pH.
PH почвенных вод может колебаться от 3 до 10. Однако кислотность почв, благоприятных для произрастания растений, мало отличаются от pH = 6. Морские организмы еще более чувствительны к pH среды обитания. Океаническая вода имеет pH = 8, а pH прибрежных вод ≈ 9. При pH < 7,5 многие морские организмы погибают. При pH < 7,0 морские организмы уже не в состоянии образовывать карбонатные скелеты.
Следует отметить, что произведение растворимости CaCO3 в морской воде при 20 °С более чем в 100 раз превышает таковое в пресной воде из-за влияния других ионов. А произведение концентраций [ ]∙[ ] на глубинах до 1 км превышает что предопределяет способность некоторых морских организмов извлекать растворенный для построения раковин и скелетных тканей.
С глубиной концентрация Ca2+ снижается, что способствует растворению CaCO3, составляющего основу раковин и скелетных тканей отмерших организмов.
Кроме и морская вода содержит катионы , , , , и анионы , , , определяющие ее соленость (S). За величину солености принят вес сухого остатка после упаривания 1 кг морской воды и перевода карбонатов в оксиды, бромидов, иодидов в хлориды, а органические вещества сожжены при 480 °C. Соленость измеряется в г/кг или промилле (‰).
Рисунок 10.8 Атлантический океан |
Мировой океан содержит до 1017 тонн минерального сырья, включая серебро (5∙1010 т), золото (1,1∙107т).
Фитопланктон мирового океана продуцирует почти столько же кислорода, что и все зеленые растения суши.
Промышленные выбросы, попадая в воду, влияют не только на pH, но и на содержание анионов и растворимость газов, приводя иногда к гибели основных видов флоры и фауны в нем. Наиболее опасными загрязнителями являются стронций, кадмий, свинец и особенно ртуть. Последняя может переходить в диметил-ртуть, которая, попадая с пищей (рыбой), воздействует на центральную нервную систему, вызывая психические и другие расстройства (болезнь Минимата).
Минералогический состав пресной воды определяет ее жесткость (устранимую и постоянную), что требует специальной обработки перед использованием в нагревательных системах для предотвращения образования накипи.
Наилучшим решением промышленного водоснабжения является организация замкнутых водооборотных систем, полностью исключающих сброс в водоемы сточных вод.
Химия литосферы
Толщина литосферы колеблется в пределах 10–100 км; 10–20 км над океанами, 35–50 км над материками, 70–80 км над горными массивами; масса литосферы составляет 0,3–0,4 % от массы Земли.
Верхние слои осадочного подслоя литосферы (до 2–3 км) называют литобиосферой. Толщина осадочного слоя может достигать 20 км, ниже расположены гранитный (до 40 км) и базальтовый (ниже 40 км) подслой (рис. 10.9).
Рисунок 10.9 Cхематическое строение Земли |
В земной коре преобладают восемь элементов: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, натрий, калий, магний. На долю кислорода приходится почти половина массы земной коры. Распространенность химического элемента с ростом его порядкового номера заметно убывает. Наиболее распространенными являются элементы с порядковыми номерами до 28. Самые распространенные изотопы отнонсятся к типу 4n: 16O, 24Mg, 40Ca, 56Fe, 88Sr, 92Zr, 120Sn, 208Pb. Они составляют 86,3 % массы земной коры, изотопы 4n + 3 – 12,7%, а 4n + 1 и 4n + 2 – менее 1 %.
Все элементы земной коры согласно геохимической классификации делятся на пять групп: литофильные, халькофильные, сидерофильные, атмофильные и биофильные (табл. 10.2).
| ||||||||||
Таблица 10.2 Геохимическая классификация элементов |
Литофильные элементы входят в состав силикатных, алюмосиликатных горных пород, образуют сульфатные, карбонатные, фосфатные, боратные и галогенидные минералы.
Халькофильные элементы образуют многочисленную группу сульфидных и теллуридных минералов. Они могут встречаться в самородном состоянии.
Сидерофильные элементы составляют большую часть полиметаллических руд, образуемых многими d- и f-элементами. Они тесно перемежаются с элементами, обнаруживая повышенное сродство к сере, мышьяку, а также фосфору, углероду и азоту.
Атмофильные элементы составляют основу земной атмосферы. За исключением водорода и углерода в атмосфере они находятся в виде простых соединений.
Биофильные элементы – это так называемые элементы жизни. Они делятся на макробиогенные (H, C, N, O, Cl, Br, S, P, Na, K, Mg, Ca) и микробиогенные (V, Mn, Fe, Co, Cu, Zn, B, Si, Mo, F).