Перспективные виды топлива
Синтетические спирты
Наиболее близки по качествам к топливам нефтяного происхождения метиловый спирт (метанол), получаемый из угля, природного газа, бытовых отбросов, отходов лесного хозяйства, и этиловый спирт (этанол), вырабатываемый из сахарного тростника, свеклы, зерновых и других сельскохозяйственных культур.
При работе двигателя на чистом метаноле увеличивается его мощность, снижается тепловая напряженность деталей цилиндро-поршневой группы, нагаро-образование и закоксовывание. Также улучшаются экологические характеристики отработавших газов: содержание окислов азота снижается в 1,5-2,0 раза, углеводородов — в 1,3-1,7 раза, а концентрация окиси углерода остается в среднем той же, что и при работе на бензине.
Однако применение метанйла в качестве топлива требует изменения конструкции топливной аппаратуры, двигателя и в какой-то мере самого автомобиля. Так, например, возникает необходимость оборудовать двигатель устройствами, облегчающими пуск, особенно при отрицательных температурах; увеличивать вместимость топливных баков, так как использование метанола снижает запас хода автомобиля в 2 раза; заменять некоторые материалы системы питания более стойкими из-за высокой коррозионной агрессивности метанола.
Серьезную проблему применения метанола в качестве топлива представляет его высокая токсичность. Необходимо обеспечивать тщательную герметизацию топливоподающей системы питания двигателя и соблюдать правила техники безопасности. Предельно допустимая концентрация паров метанола в воздухе составляет 5 мг/м3 (метанол менее вреден, чем тетраэтилсвинец).
В то же время использование метанола в качестве добавки к бензину (бензин с добавлением 15 % метанола называют бензометанольной смесью М15) дает следующие положительные результаты:
• нет необходимости вносить изменения в конструкцию двигателя и настройки его топливной аппаратуры;
• при добавлении 3-5 % метанола обеспечивается экономия 2,5% бензина при сохранении мощности двигателя и динамических показателей автомобиля, а также снижении уровня токсичности отработавших газов;
• создается возможность применять бензин с несколько меньшим октановым числом, заменять этилированный бензин неэтилированным;
• нет необходимости вводить в бензин добавки стабилизационного характера (например, дорогостоящий изобутиловый спирт), так как смесь бензина с метанолом дольше сохраняет стабильность и создает возможность использования автомобилей в различных климатических поясах (устойчивый пуск холодного двигателя обеспечивается при температуре воздуха -26 °С).
Этанол в качестве автомобильного топлива может применяться как в смеси с бензином, так и самостоятельно. По некоторым показателям этанол как топливо превосходит метанол (см. табл. 1.23).
Использование спиртов в качестве добавки в дизельное топливо снижает его вязкость, уменьшает плотность (спирт имеет более низкую плотность). Однако низкая температура самовоспламенения (низкое цетановое число) позволяют использовать метанол и этанол для дизелей только при условии конструктивных изменений двигателя и в количествах, не превышающих соответственно 15 и 20 процентов. Такие смеси сохраняют чистоту и не вызывают коррозии деталей двигателя, но их применение ограничено из-за высокой стоимости присадок.
Метилтретбутиловый эфир
Метилтретбутиловый эфир СН3ОС4Н9 (МТБЭ) также применяют в основном как добавку к бензину. МТБЭ получают синтезом 65 % изобутилена и 36 % метанола в присутствии катализаторов. Отличия МТБЭ как моторного топлива от бензина по своим физико-химическим свойствам показаны в табл. 1.23.
Топливная смесь бензина с метилтретбутиловым эфиром имеет следующие преимущества:
• смесь получается высокооктановой, но не этилированной (по антидетонационным свойствам МТБЭ в 3-4 раза превосходит антидетонационную добавку алкилбензин, а также метанол). При добавке 10 % МТБЭ октановое число бензина повышается на 2,1-5,9 ед. (по исследовательскому методу), а при добавке 20 % — на 4,6-12,6 ед.;
• оптимальный состав смеси бензина с МТБЭ не вызывает необходимости дополнительной регулировки топливной аппаратуры;
• облегчается фракционный состав бензинов, в частности, снижается температура перегонки 50 % объема топлива (t50o/0). Однако при этом возрастает опасность образования паровых пробок;
• улучшаются мощностные и экономические показатели двигателя во всем диапазоне режимов его работы;
• на 10 % снижается токсичность отработавших газов (в основном за счет уменьшения содержания окиси углерода);
• расход бензина снижается на 3 %;
• добавка 8-11 % МТБЭ в бензин уменьшает интенсивность изнашивания деталей двигателя, образования на них нагара и лаковых отложений, стабилизирует физико-химические свойства моторного масла.
Водородное топливо
Отличия физико-химических свойств водорода как моторного топлива от бензина видны из табл. 1.23. При работе двигателя на водороде отработавшие газы не содержат окиси углерода, углеводородов, окислов свинца, а окислы азота присутствуют в меньших количествах, чем при работе на бензине. Однако при этом конструкции системы питания и двигателя в целом значительно усложняются.
Использование водорода в качестве добавки ктопливовоздушной смеси не требует таких изменений. Если водород вводить в горючую смесь на режиме холостого хода, а также при малых и средних нагрузках, то это обеспечит оптимальные мощностные и динамические показатели автомобиля при снижении расхода бензина с 12,2 кг/100 км до 5,5 кг/100 км (расход водорода составит всего 1,8 кг). Следовательно, 6,7 кг бензина заменяются 1,8 кг водорода, что позволяет сэкономить 50-55 % топлива. При этом концентрация окиси углерода в отработавших газах снижается в 13 раз, окислов азота — в 5 раз, углеводородов — на 30 процентов.
При городском режиме работы автомобиля основным топливом должен служить водород, а бензин — использоваться как добавка для стабилизации горения воздушноводородной смеси на режиме холостого хода, малых и средних нагрузках.
ХРАНЕНИЕ ТОПЛИВА
Как известно, испарение топлива, особенно бензинов, увеличивается с повышением температуры и при неполном заполнении емкости, в которой оно хранится. Более интенсивно испаряются легкокипящие фракции, что ухудшает фракционный состав топлива. Поэтому во время хранения необходимо применять ме-РЬ1, исключающие его нагревание (устройство заглубленных в Фунт хранилищ, навесов или укрытие тары брезентом).
Хотя в полностью заполненной таре топливо испаряется меньше, однако во избежание утечки в результате увеличения его объема при нагревании рекомендуется оставлять некоторое свободное от топлива пространство, зависящее от размеров и объема резервуара.
В процессе хранения происходит окисление непредельных углеводородов и их превращение в смолы. Образовавшиеся в небольшом количестве смолистые вещества воздействуют на углеводороды как катализаторы, т. е. ускоряют процесс их окисления. Эффективным способом снижения скорости окисления является уменьшение температуры резервуара (окраска, заглубление). Через два-три дня после каждого наполнения необходимо удалять отстой через водогрязеспускные пробки или специальные задвижки. Ежедневно резервуар следует очищать.
Значительное ухудшение качества топлива происходит при загрязнении механическими примесями и водой. Механические примеси состоят в основном из пыли и песка. При их попадании в топливоподающую систему возрастает скорость изнашивания плунжерных пар, образуются риски, царапины. При засорении отверстий распылителей форсунок может произойти обрыв головки. Если в бензине примеси отстаиваются быстро, то в более вязком дизельном топливе этот процесс значительно медленнее.
В случае если топливо по тем или иным причинам становится некондиционным, их качество можно исправить. Топливо, выпускаемое с заводов промышленности, имеет некоторый запас качества. По некоторым же показателям, наиболее значительно изменяющимся при хранении, такой запас качества предусмотрен техническими условиями на тот или иной продукт.
Запас качества топлива по основным изменяющимся показателям и скорость изменения этих показателей определяют допустимый срок их хранения.
Основными способами восстановления качества топлив, потерявших кондиционность, является смешение их со свежими, имеющими запас качества. Смешением бензинов можно улучшить такие показатели, как фракционный состав, октановое число, содержание смол и кислотность. Смешением дизельного топлива можно снизить кислотность.
Вследствие испарения легких фракций бензина при хранении происходит утяжеление фракционного состава, сопровождающееся повышением температуры перегонки 10 % бензина. Для улучшения фракционного состава до 10 %-ной точки данный бензин смешивают с бензином, имеющим запас качества по этому показателю.
При выборе соотношения бензинов для смешения следует брать избыток хорошего бензина, так как фракционный состав смеси двух бензинов не является средней арифметической величиной между фракционными составами бензинов, взятых для смешения.
Исправить антидетонационные свойства бензина можно смешением с высокооктановым компонентом либо с бензином более высокого сорта, имеющим большее октановое число, так как бензины, выпускаемые заводами, не имеют запаса качества по октановому числу. Для расчетов соотношения бензинов, необходимых для смешения, можно принять, что октановое число смеси является средним арифметическим между октановыми числами бензинов, взятых для смешения.
Антидетонационные свойства бензинов можно также восстанавливать добавлением этиловой жидкости, причем это рекомендуется делать только на складах и базах, имеющих специальное смесительное оборудование.
В случае снижения октанового числа бензина вследствие разложения ТЭС бензин перед восстановлением тщательно профильтровывается для отделения его от осадка свинцовых соединений.
Восстановление качества топлива по содержанию фактических смол и кислотности может быть достигнуто только смешением их со свежими, имеющими большой запас качества по этим показателям. Содержание смол и кислотность смеси топлива являются средними величинами этих показателей горючего, взятого для смешения. Восстановленное горючее используется в первую очередь, поскольку начавшийся процесс окисления быстро приведет к накоплению новых смолистых веществ и кислых продуктов. По таким показателям, как температура вспышки и застывания, восстановление невозможно, так как они остаются такими же, как у некачественного продукта.
В общем случае количество свежего топлива, имеющего запас качества, необходимого для исправления некондиционного, определяется по формуле
где: М2 - масса продукта, имеющего запас качества, кг;
М, - масса продукта, подлежащего исправлению, кг;
Н - норма показателя, соответствующая стандарту;
Я, - значение показателя продукта, подлежащего исправлению;
Н2- значение показателя продукта, имеющего запас качества.