Лекция 2. ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Дизельное топливо - это смесь углеводородов различного строения, кипящая при температуре 150. ..360 °С.
Эксплуатационные свойства: несколько отличаются от свойств топлива для бензиновых двигателей.
· самовоспламеняемость и смесеобразование;
· низкотемпературные свойства;
· фильтруемость;
· нагарообразующая способность;
· коррозионные свойства.
Самовоспламеняемость дизельного топлива оказывает существенное влияние на мягкость и жесткость работы дизеля. О склонности дизельного топлива к самовоспламенению и судят по его цетановому числу (ЦЧ).
Цетановое число - это показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, численно равный объемному проценту цетана в эталонной смеси, которая в условиях испытания равноценна по самовоспламеняемости эталонному топливу. В состав эталонной смеси входит цетан и а-метилнафталин.
Склонность к самовоспламенению: цетана - 100 единиц,
а-метилнафталина - в 0 единиц.
Так, если смесь состоит из 40 % цетана и 60 % а-метилнафталина, то считается, что ее цетановое число равно 40.
Цетан относится к нормальным углеводородам парафинового ряда, для которых характерны наиболее быстрый распад и окисление в сжатом воздухе под действием температуры и давления. У него очень небольшой период задержки воспламенения, что обеспечивает мягкую работу двигателя.
Представитель углеводородов ароматического ряда а-метилнафталин отличается наибольшим периодом задержки и высокой температурой воспламенения. Поэтому при большом содержании а-метилнафталина (низком цетановом числе) происходит резкое нарастание давления в цилиндре двигателя на 1° угла поворота коленчатого вала и жесткая работа дизеля.
Оценку самовоспламеняемости дизельных топлив - аналогично методу оценки детонационной стойкости бензинов.(на одноцилиндровой установке серии ИТ-9-3).
Цетановое число может быть определено также расчетным путем, например, по плотности и кинематической вязкости при температуре +20 °С по формуле:
По ГОСТ 305-82 цетановое число дизельного топлива должно быть не менее 45.
Чем выше ЦЧ, тем лучше воспламеняемость топлива.
ЦЧ более 50 – происходит преждевременное воспламенение топливной смеси, которое снижает экономичность и мощность дизеля, вызывает обильное дымление.
менее 40 – приводит к жесткой работе двигателя (возникает характерный металлический стук, напоминающей детонацию в бензиновом двигателе, вибрация, перегрев поршней и головок цилиндров и др.).
ЦЧ топлива может быть повышено
· регулированием углеводородного состава (увеличение концентрации нормальных парафинов (цетана) при снижении ароматических ограничено повышенной температурой плавления нормальных парафинов, поэтому их содержание в зимних марках дизельных топлив строго регламентировано.)
· или введением специальных присадок.(кислородосодержащие присадки (органические перекиси, сложные эфиры азотной кислоты - этилнитрат, изопропилнитрат и др.) 1 % изопропилнитрата в зимнее, арктическое повышает ЦЧ на 10-12 единиц. )
Чем выше ЦЧ, тем при более низкой температуре возможен пуск дизеля.
На процесс смесеобразования в дизеле большое влияние оказывают и такие показатели, как кинематическая вязкость и фракционный состав топлива.
Для различных марок дизельного топлива кинематическая вязкость составляет 1,5.. .6 мм2 /с или (сСт) при температуре 20 °С.
Повышенная вязкость:
· ухудшает распыливание топлива,
· ведет к неполному сгоранию,
· дымлению и
· образованию отложений в двигателе (в том числе на головке форсунки).
Пониженная вязкость
· ведет к подтеканию форсунок,
· нарушению дозировки топлива и
· увеличению износов топливного насоса высокого давления.
Лучшие свойства - топливо средней вязкости - 2,5...4 мм 2/с при 20 °С.
Вязкость понижается с ростом температуры, и наоборот.
Изменение вязкости оказывает существенное влияние на пусковые свойства, особенно в холодное время года.
Фракционный состав влияет на качество его распыливания и сгорания.
Много легких углеводородов - резко повышается давление на градус угла поворота коленчатого вала, т. е. двигатель работает жестко.
Утяжеленный фракционный состав - ухудшение качества топливной смеси, недоиспарение в камере сгорания, неполное сгорание и дымление.
Фракционный состав летнего и зимнего дизельного топлива
V, %
1 - зимнее дизельное топливо; 2 - летнее дизельное топливо
Низкотемпературные свойства топлива - его способность оставаться гомогенным (однородным, стабильным) с понижением температуры и не вызывать затруднений при перекачке по трубопроводам.
Низкотемпературные свойства стандартами оцениваются температурой помутнения и застывания.
В составе дизельного топлива находится большое количество углеводородов с высокой температурой плавления (парафиновые углеводороды нормального строения).
С понижением температуры они выпадают в виде кристаллов различной формы - топливо мутнеет - возникает опасность забивки фильтров.