Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы. Знакомство с индикаторами
Опыт №1
Знакомство с индикаторами
1) В пробирку №1 поместить раствор гидроксида натрия, в пробирку №2 поместить соляную кислоту. В обе пробирки добавить лакмус. Записать наблюдения.
2) В пробирку №3 поместить гидроксида натрия, в пробирку №4 поместить соляную кислоту и добавить фенолфталеин. Записать наблюдения
3) В пробирку №5 добавьте раствор гидроксида натрия, в пробирку №6 добавьте соляную кислоту. В обе пробирки добавить метиловый оранжевый. Записать наблюдения
Сравните результаты опытов с табличными данными
Опыт №2
Отношение солей к гидролизу.
1) В пробирку №1 поместить сульфат алюминия и добавить лакмус. Записать наблюдения
2) В пробирку №2 поместить сульфит натрия и добавить фенолфталеин. Записать наблюдения
3) В пробирку №3 поместить нитрат свинца и добавить метиловый оранжевый. Записать наблюдения
4)В пробирку №4 поместить хлорид бария и добавить лакмус. Записать наблюдения
5) В пробирку №5 поместить карбонат натрия и добавить фенолфталеин. Записать наблюдения
Составить уравнения реакций гидролиза данных солей
Вопросы для самоконтроля.
- дайте определение гидролизу
- назовите сильные электролиты - кислоты
- назовите сильные электролиты - основания
- дайте понятие о степени диссоциации и ее значение
- знать поведение индикаторов;
- уметь определять среду раствора соли и составлять уравнения реакции гидролиза;
- определить среду раствора следующих солей: хлорид натрия, сульфат меди, силикат натрия, хлорид железа(III), сульфид калия.
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №4
«Гидролиз солей»
Продолжение таблицы 4.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Бланк отчета о лабораторной работе № 4
«Теория электролитической диссоциации»
Ф.И.О. студента_____________________________
Группа______________________________
Дата________________________________
Преподаватель _____________________________
Работу выполнил студент | Работу принял преподаватель |
«___» ____________20__г. | «___» ____________20__г. |
_______________________ | _______________________ |
номер по журналу, подпись | подпись |
Лабораторная работа №5
«Свойства металлов. Амфотерность их соединений»
Цели и задачи лабораторной работы
1.1 Цели работы:
-научиться получать и исследовать гидроксиды алюминия, цинка и свинца на амфотерность.
1.2 Задачи работы:
-овладевать навыками исследовательской работы при работе с химическим оборудованием и реактивами;
-закрепить знания по темам: «Металлы III и IV групп главной подгруппы» на примере алюминия и свинца.
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
-освоение понятий: амфотерные оксиды и гидроксиды (10 минут).
2.2 Практическая часть:
-освоение методики определения нерастворимых гидроксидов, относящихся к амфотерным соединениям;
- заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (30 минут).
Оборудование и реактивы
- штатив с пробирками;
-держатель для пробирок;
-даны растворы Al2(SO4)3, ZnSO4, Pb(NO3)2, HCl, H2SO4, HNO3, KOH, NaOH.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
Опыт №1 получить гидроксид Al и доказать его амфотерность.
1) В пробирку №1 поместить 1 мл раствора сульфата алюминия и добавить 0,5 мл раствора гидроксида натрия. Записать наблюдения
2) Разделить полученный гидроксид алюминия на 2 части. В одну пробирку добавить соляную кислоту, в другую - гидроксид натрия. Записать наблюдения
Опыт №2 получить гидроксид Pb и доказать его амфотерность.
1) В пробирку № 2 налить 1 мл раствора нитрата свинца и добавить 0,5 мл раствора гидроксида натрия.
2) Разделить полученный гидроксид свинца на 2 части. В одну пробирку добавить раствор азотной кислоты, в другую - раствор гидроксида калия (в избытке). Пробирки встряхнуть.
Опыт №3 получить гидроксид Zn и доказать его амфотерность.
1) В пробирку №3 налить 1 мл раствора хлорида цинка и добавить 0,5 мл раствора гидроксида натрия.
2) Разделить полученный гидроксид цинка на 2 части. В одну пробирку добавить раствор серной кислоты, в другую - раствор гидроксида калия (в избытке). Пробирки встряхнуть.
Уравнения реакций, наблюдения и выводы записать в таблицу.
Вопросы для самоконтроля
- Приведите примеры амфотерных соединений.
- Как доказать, что соединение проявляет амфотерные свойства?
- Что используют для получения амфотерных гидроксидов путем реакции обмена?