Гигиенические требования к содержанию и уборке аптечных помещений. Проведение текущей дезинфекции
Для дезинфекции помещений аптек, аптечных складов и контрольно-аналитических лабораторий широко используют химические и физические методы. При обеззараживании поверхностей в помещении и предметов обстановки - комбинированным методом (химическим и физическим) (табл. №2)
Прежде всего, необходимо следить, чтобы загрязнения не заносились в аптеку при входе посетителями, персоналом и при приемке товаров. Перед входом в аптеку должно находиться приспособление для очистки обуви от грязи и пыли, которое следует ежедневно очищать.
В тамбуре, перед входом в ассистентскую и выходом из туалета должны постоянно находиться резиновые коврики для вытирания ног, тщательно вымытые и смоченные дезинфицирующим раствором (3 % раствор фенола, 1 % раствор формалина, перекись водорода с 0,5 % моющего средства, хлорамин Б с 0,5 % моющего средства).
После каждой разгрузки аптечных товаров необходимо тщательно убрать разгрузочную площадку и вымыть пол.
Полы в аптеке подвергают влажной уборке или уборке пылесосом по мере необходимости, но не реже 1 раза в смену. Уборка сухим способом запрещается. Ветошь для уборки должна быть чисто вымыта и прокипячена в течение 30 минут.
Стены, покрытые плиткой или окрашенные масляной краской, необходимо мыть теплой водой с мылом не реже 1 раза в неделю, а потолки, карнизы и стены, покрытые клеевой краской, – очищать влажной ветошью или пылесосом также 1 раз в неделю.
Для обработки пола, стен, потолка используют 0,2—0,5 % осветленный раствор хлорной извести или 0,2—1 % раствор хлорамина. Расход дезинфицирующего средства — 0,5—1 л на 1 м2 поверхности
Окна снаружи не реже 1 раза в месяц необходимо мыть теплой водой с применением моющих средств.
В производственных помещениях аптечная мебель и предметы оборудования должны быть расставлены таким образом, чтобы не образовывались труднодоступные для уборки пространства. Аптечное оборудование должно иметь гладкую поверхность, устойчивую к воздействию медикаментов, моющих и дезинфицирующих средств. Шкафы, бюреточные вертушки и другие предметы оборудования, а также внутренние стекла окон, подоконники и витрины должны ежедневно подвергаться влажной уборке. Неровные поверхности (пол, лепные украшения, карнизы и т.д.) вначале обильно орошают дезинфицирующим раствором, затем механически очищают тряпками, щетками, после этого повторно обрабатывают дезраствором.
В производственных помещениях после окончания работы каждой смены столы должны быть тщательно вымыты горячей водой с моющими средствами, а перед началом работы утренней смены протерты влажной чистой ветошью.
Генеральная уборка производственных помещений проводится 1 раз в неделю и заключается в мойке стен, дверей, оборудования и полов. Потолки очищают от пыли влажными тряпками, оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или синтетическими моющими средствами, после чего их протирают насухо. Особенно тщательно обрабатывают дверные ручки и прилегающие к ним места. Наружные двери моют по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
Шкафы для хранения личной и производственной одежды в гардеробных следует очищать влажным способом и дезинфицировать 0,5 % раствором хлорамина не реже 1 раза в месяц.
Раковины для мытья рук следует ежедневно тщательно чистить, промывать водой и дезинфицировать раствором хлорамина Б с 0,5 %раствором моющего средства. Туалеты тщательно моют и обеззараживают не реже 1 раза в смену.
Отходы производства и мусор собирают в специальные контейнеры с приводными крышками и удаляют из помещения не реже 1 раза в смену. Контейнеры чистят, моют и дезинфицируют ежедневно.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован использоваться только по назначению. Хранение его осуществляется в специально выделенном месте (комната, шкафы). Ветошь для уборки производственного оборудования после дезинфекции и сушки хранят в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банках, кастрюлях). Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно.
Постельные принадлежности, ковры, одежду и т.д. обрабатывают или влажным способом, или при помощи дезинфекционных камер.
Белье дезинфицируется кипячением или погружением в дезраствор. Перед кипячением белье следует замочить в 1—2 % водных растворах соды на 1—2 ч, затем погрузить в кипящий мыльно-содовый раствор (1 % мыла и 0,3 % соды из расчета 10 л на 1 кг белья). Кипячение должно продолжаться в течение 2 ч. Предварительное замачивание белья можно производить в 0,2 % растворе хлорамина в течение 1 ч или 3 % растворе лизола в течение 30 мин. Расход дезинфицирующего раствора — 4—5 л на 1 кг белья.