Монтаж химической аппаратуры
Монтаж оборудования на химических заводах производится
при строительстве новых объектов, а также при реконструкции и
ремонте действующих. В последних двух случаях монтажу
предшествует демонтаж, проводимый, как правило, в обратной
последовательности.
Для монтажа оборудования таких крупных и ответственных
объектов, как химические заводы, обязательно наличие специ-
ального проекта производства монтажных работ. Проект выпол-
няется специализированной проектной организацией или проект-
ными бюро при монтажных объединениях и трестах. Проект про-
изводства монтажных работ содержит: расчетные графики; дан-
ные об объемах и методах выполнения предстоящих монтажных
работ; план размещения на строительной площадке монтажной
оснастки, участков заготовок и укрупненной сборки оборудова-
ния, металлоконструкций и отдельных узлов; план расположения
складов и временных сооружений; описание технологии и оче-
редность проведения всех монтажных работ по элементам и уз-
лам; расчет монтажной оснастки; сведения о потребности в рабо-
чих различной квалификации; чертежи монтажных приспособле-
ний нестандартного изготовления применительно к данным усло-
виям монтажа; сведения о мерах безопасности при проведении
работ на всех участках и постоянных рабочих местах и т. д.
Монтажные работы при строительстве крупных объектов
выполняются специализированными монтажными предприятия-
ми. На объекте работают также другие специализированные ор-
ганизации, выполняющие строительные, сантехнические и элек-
тромонтажные работы, работы по химической защите оборудова-
ния, монтажу контрольно-измерительных приборов и средств ав-
томатизации и др.
Действия всех организаций-участников сооружения объекта
координируются одной из них, называемой генеральным под-
рядчиком. Раньше всех приступает к работам на объекте строи-
тельная организация (строительное управление или строитель-
ный трест), поэтому обычно она и является генеральным подряд-
чиком, с которым заказчик заключает договор на весь объем ра-
бот, предусмотренный сметой. Другие организации, привлекае-
мые к сооружению объекта, называются субподрядными органи-
зациями; они заключают с генеральным подрядчиком договор на
производство соответствующего объема работ.
Каждая монтажная организация распределяет весь объем
работ, подлежащих выполнению, между своими производствен-
ными подразделениями, часть которых размещается на террито-
рии сооружаемого объекта. Производственные подразделения
выполняют такелажные работы (погрузку, разгрузку, перемеще-
ние и установку оборудования в проектное положение); слесар-
но-монтажные работы (сборку оборудования, в основном техно-
логических аппаратов); механо-монтажные работы (монтаж и на-
ладку насосов, компрессоров, центрифуг, вентиляторов, мельниц
и т. д.); монтаж металлоконструкций (сборку лестниц, площадок,
несущих рам и пр.); сварку, прокладку трубопроводов и некото-
рые другие работы.
ля монтажа механизмы и приспособления.
Укрупненную сборку оборудования и трубопроводов, а
также сварочные работы обычно выполняют на площадках, раз-
мещаемых за пределами территории, на которой монтируется ус-
тановка. В результате становится возможным проведение мон-
тажных работ параллельно со строительными, что позволяет со-
кратить общие сроки сооружения объекта.
Крупные аппараты, перемещение которых в собранном виде
затруднительно, собирают и подготавливают к подъему на фун-
дамент непосредственно у места установки.
Выбор способа монтажа зависит от ряда факторов, среди ко-
торых основными являются: габариты, масса и конструктивные
особенности монтируемого оборудования; размеры и качество
площадки, на которой производится монтаж, и ситуация, сло-
жившаяся на ней в момент монтажа и после него; пространствен-
ное положение оборудования и геометрические отметки его рас-
положения; оснащенность монтажными механизмами и приспо-
соблениями, достигнутый уровень монтажной техники и др.
Монтажные работы производят тремя способами: индустри-
альным, крупными блоками и «по месту².
Индустриальный способ монтажа – наиболее передовой, по-
зволяющий резко уменьшить продолжительность монтажных ра-
бот и затраты труда на них. Сущность его заключается в том, что
оборудование устанавливается в проектное положение (на фунда-
мент) в максимально готовом к эксплуатации виде (имеется в ви-
ду полная сборка оборудования, обслуживающей его металло-
конструкции, испытание, нанесение тепловой изоляции, а также
футеровка поверхности, установка запорной арматуры и монтаж
обвязочного трубопровода).
Если по тем или иным причинам индустриальный способ
полностью неприменим, осуществляют монтаж крупными блока-
ми, что позволяет расширить фронт монтажных работ за счет не-
зависимой друг от друга сборки каждого блока. Последователь-
ность и сроки сборки блоков должны быть подчинены техноло-
гии их соединения непосредственно на фундаменте. Оборудова-
ние расчленяют на такие блоки, чтобы было возможно их после-
дующее соединение. Масса каждого блока должна быть в преде-
лах грузоподъемности имеющихся в наличии подъемных меха-
низмов и приспособлений.
Наиболее примитивным, малопроизводительным способом
является монтаж «по месту², при котором оборудование, метал-
локонструкции и трубопровод собирают из отдельных деталей и
узлов непосредственно на местах их установки.
Состояние оборудования и его готовность к установке на
фундамент во многом определяют сроки монтажа, поэтому со-
гласно действующим техническим условиям во всех случаях, ко-
гда это не ограничивается возможностями транспорта, завод-
изготовитель поставляет оборудование полностью собранным и
испытанным.
По размерам (длина, ширина, высота) оборудование делится
на габаритное и негабаритное. Под габаритным оборудованием
понимают такое, размеры которого не выходят за пределы габа-
ритов подвижного железнодорожного состава. Габаритное обо-
рудование можно перевозить по железной дороге без всяких ог-
раничений.
Транспортные средства, применяемые для перевозки обору-
дования, выбирают в зависимости от габаритных размеров и мас-
сы оборудования, расстояния до монтажной площадки, наличия
железнодорожных и водных путей, а также конструкции и техни-
ческого состояния шоссейных дорог.
По согласованию с Министерством путей сообщения желез-
нодорожным транспортом можно перевозить оборудование (на-
пример, колонны) массой до 240 т, длиной до 35 м и диаметром
до 1050 мм. Для этой цели применяют специальные транспорте-
ры сцепного типа.
Особо тяжелые аппараты перевозят с помощью тягового по
лиспаста, блоки которого размещают на салазках (рис. 5). Не-
подвижный блок растянутого полиспаста закрепляют за якорь
или несколько тракторов. После подтягивания подвижного блока
с аппаратом до предела полиспаст вновь растягивают, перемещая
салазки с неподвижным блоком по ходу движения. Сбегающую
ветвь троса полиспаста подтягивают лебедкой или трактором.
Подбирая полиспаст, можно уменьшить тяговое усилие до желае-
мой величины; неподвижный блок в каждом новом положении
надежно фиксируют.
Практикуется также перевозка тяжелого оборудования на
катках, подкладываемых под его опорную поверхность. Цилин-
дрические аппараты можно перемещать перекатыванием. Для
этого один конец троса наматывают на аппарат так, чтобы при
подтягивании другого конца в сторону перемещения трос сходил
с верхней образующей.
Оборудование или его блоки ограниченных габаритов и
массы удобнее всего перевозить самоходными стреловыми кра-
нами или трубоукладчиками.
Рис. 5. Схема перевозки особо тяжелых аппаратов:
1 – направляющий трактор; 2 – салазки; 3 – аппарат; 4, 5 – соот-
ветственно подвижный и неподвижный блоки полиспаста; 6 –
сбегающая ветвь троса полиспаста; 7 – якорный трос
В отличие от строительства нового предприятия, когда план
организации монтажа составляется с учетом наиболее целесооб-
разной последовательности всех работ, при реконструкции и ре-
монте приходится демонтировать и монтировать конкретное обо-
рудование, которое находится на одной территории с другим обо-
рудованием, зданиями и сооружениями и порой окружено ими со
всех сторон.
Технология монтажа оборудования предусматривает выбор
соответствующих механизмов, приспособлений и инструментов,
обеспечивающих наиболее рациональные способы монтажа. при
наименьшей затрате сил и средств. При монтаже оборудования
химических заводов широко применяют различные самоустойчи-
вые грузоподъемные краны, характеризующиеся большой мо-
бильностью, маневренностью и высокой производительностью.
Достоинство кранов состоит и в том, что при их использовании
отпадает необходимость в выполнении трудоемких подготови-
тельных работ. Все это способствует тому, что грузоподъёмные
краны постепенно вытесняют другие подъемные механизмы
(мачты, вантовые краны и пр.).
Грузоподъемные операции могут быть выполнены с помо-
щью башенных, мачтовых, козловых, мостовых, а также само-
ходных стреловых кранов.
Основные параметры самоходных кранов следующие: гру-
зоподъемность, длина стрелы, грузовой момент, т. е. произведе-
ние, веса груза на длину вылета стрелы (расстояние от верти-
кальной оси, проходящей через грузовой крюк, до оси вращения
поворотной части крана), скорость подъема груза и габаритные
|
размеры. При монтажных работах одни и те же стрелковые краны
можно использовать со стрелками различной длины, соответст-
венно изменяя их грузоподъемность. Иногда к основным стрелам
делают специальные надставки.
Краны на гусеничном ходу характеризуются хорошей ма-
невренностью и легко перемещаются по любой площадке. Для
перемещения оборудования и установки на фундамент невысоко-
го оборудования применяют трубоукладчики, изготовленные на
базе гусеничных тракторов.
Максимальная грузоподъемность крана указывается в его
паспорте. Грузоподъемность современных автокранов составляет
0,3–1,6 МН, кранов на специальных автомобильных шасси – до
2,5 МН, пневмоколесных кранов – 0,5–10 МН, гусеничных кра-
нов – до 20 МН.
Максимальная грузоподъемность крана обеспечивается при
устойчиво установленных выносных опорах и минимальном на-
клоне стрелы. В паспорте крана приводится его рабочая характе-
ристика, по которой определяют допустимую грузоподъёмность
крана при данных эксплуатационных условиях в зависимости от
длины стрелы, величины вылета или угла ее наклона.
Рис. 6. Грузоподъемная мачта:
1 – решетчатая мачта; 2 – ванта; 3 – оголовок; 4 – полиспаст; 5 –
оттяжной трос; 6 – сбегающая ветвь каната полиспаста; 7 – от-
водной блок; 8 – страхующий трос; 9 – якорь
|
Грузоподъемность башенных кранов, перемещающихся по
рельсам, достигает 7,5 МН. Применение их очень удобно при
производстве монтажных работ вдоль широкого фронта, если
проектом предусмотрена возможность их сборки (установки) и
эксплуатации. В случае необходимости тот же кран оставляют на
объекте для использования при ремонтных работах.
В монтажной технике иногда целесообразно применять ван-
товые деррик-краны грузоподъемностью до 20 МН. Они состоят
из двух установленных одна над другой высоких мачт, расчален-
ных вантами, и стрелы с изменяемым наклоном у оснований
верхней мачты.
Грузоподъемные краны имеют ограниченные грузоподъ-
емность и высоту подъема. Кроме того, при насыщенности техно-
логической установки оборудованием и трубопроводами краны,
габаритные размеры которых сравнительно велики, не всегда мо-
гут заходить на территорию монтажной площадки. В таких слу-
чаях для монтажа тяжелых и высоких аппаратов или металлокон-
струкции применяют мачты.
Мачты значительно дешевле кранов, однако их подготовка к
работе, т. е. перемещение, стыковка, наращивание, оснастка,
подъем и закрепление – операции чрезвычайно трудоёмкие, тре-
бующие продолжительного времени и высокой квалификации
исполнителей.
В вертикальном положении мачту удерживают четыре рас-
чалки (ванты), которые одним концом крепятся к оголовку мач-
ты, а другим – к устойчиво неподвижным якорям. К оголовку
мачты крепится также неподвижный блок грузового полиспаста.
Сбегающий с него трос направляется вниз к основанию мачты; к
тросу прикреплен отводной блок, сообщающий тросу горизон-
тальное направление до барабана лебедки.
Грузоподъемные механизмы оснащают полиспастами – уст-
ройствами, позволяющими уменьшить тяговое усилие на ходо-
вую, наматывающуюся на барабан лебедки ветвь троса. Благода-
ря полиспастам вес поднимаемых лебедками грузов намного
больше их грузоподъемности.
Полиспаст состоит из двух блоков, соединенных друг с дру-
гом грузовым тросом. Грузовой трос последовательно огибает
все ролики блоков; один конец его прикреплен к обойме одного
из блоков, а другой (сбегающий) направлен вдоль мачты или
подъемной стрелы крана к лебедкам. Верхний блок, прикрепляе-
мый к оголовку мачты (стрелы), называют неподвижным; ниж-
ний блок, к которому крепится поднимаемый груз, – подвижным.
Наматывая сбегающую ветвь троса на барабан лебедки, сокра-
щают расстояние между блоками и поднимают груз; при разма-
тывании троса нижний блок под действием собственного веса
или веса подвешенного к нему груза опускается.
Рис. 7. Общий вид полиспаста
Грузоподъемность выпускаемых промышленностью блоков
достигает 20 МН, вес – 1,4 МН. Они рассчитаны на тросы диа-
метром до 34 мм. Блоки оснащены приспособлениями, предохра-
няющими трос от соскальзывания с роликов, а также крюком или
серьгой.
Тросами называют стальные проволочные канаты, при-
меняемые для запасовки полиспастов, изготовлении стропов,
вант и оттяжек. Для монтажных работ применяют главным обра-
зом тросы, свитые из шести прядей проволоки вокруг одного
мягкого сердечника.
|
В зависимости от назначения в монтажной технике разли-
чают следующие тросы: грузовые; поддерживающие – ванты,
расчалки; строповые. Все тросы должны иметь заводской серти-
фикат с указанием их характеристики и разрывного усилия.
При выборе троса необходимо учитывать разрывное
усилие, указанное в паспорте-сертификате завода-изготовителя.
С помощью стропа поднимаемый груз подвешивают к крю-
ку или серьге подвижного блока грузоподъемного механизма.
Конструкция стропа должна обеспечивать безопасность в работе,
удобство обращения с ним, а также быстро и легко осуществляе-
мую строповку.
Рис. 8. Стропы:
а – универсальные; б – облегченные; в – коуши
Стропы изготовляют из мягких стальных канатов диаметром
до 30 мм. Различают универсальные и облегченные стропы (рис.
8, а, б). Первые имеют форму замкнутой петли, изготовленной из
троса, концы которого сращиваются взаимной сплеткой; вторые
по концам свернуты в петли, обхватывающие коуши – ме-
таллические прокладки, предохраняющие трос от износа и разры-
ва в месте перегиба (рис. 8, в). При монтажных работах приме-
няют ручные, рычажные и приводные лебедки. Последние могут
иметь привод от электродвигателей, двигателей внутреннего сго-
рания и пневматических двигателей.
Домкраты предназначены для подъема и перемещения гру-
зов на небольшие расстояния. Их используют также при сборке и
разборке узлов, когда необходимо производить запрессовку или
распрессовку деталей в различного рода соединениях. При таке-
лажных работах применяют гидравлические, винтовые и реечные
домкраты (рис. 9). Наиболее мощными являются гидравлические
домкраты; их грузоподъемность достигает 20 МН. Домкраты ис-
пользуют при окончательной, выверочной, установке тяжелого
оборудования и металлоконструкций.
|
Рис. 9. Домкраты:
а – гидравлический; б – винтовой; в – реечный
При монтаже насосов, компрессоров и тяжелой трубо-
проводной арматуры в труднодоступных местах применяют тали.
По роду привода различают шестеренчатые и червячные тали.
Тяговым устройством талей являются пластинчатые или сварные
калиброванные цепи. Верхний крюк талей подвешивается к су-
ществующим конструкциям или специально установленным коз-
лам и треногам.
Глава 4.