Нервная организация памяти
ФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ.
Простые формы научения не позволяют научиться говорить, писать, играть на музыкальных инструментах, водить автомобиль и, тем более, понять законы природы. Для этого недостаточно ассоциативных связей между раздражителями или между ситуацией и ответом организма. Необходимо КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ.
КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ:
- формируется по мере созревания нервной системы;
- устанавливает связи между отдельными элементами окружающего мира на основе усвоеннных на прошлом опыте понятий;
- связано с формированием мышления и речи.
Память – способность мозга закреплять, хранить, использовать информацию о воздействиях внешней и внутренней среды для организации поведения.
ПАМЯТЬ – способность живых организмов к приобретению и использованию опыта.
Это универсальное биологическое свойство живой материи, присущее всем видам.
ПАМЯТЬ включает в себя три этапа; РЕГИСТРАЦИЮ, ХРАНЕНИЕ и ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ информации.
Память обладает механизмом избирательной фильтрации, необходимой для сохранения выработанных навыков и для отсеивания несущественной информации.
Память – это не только способность запоминать, но и способность забывать.
С эволюционной точки зрения выделяют несколько разновидностей механизмов памяти.
ДОНЕРВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:
Генетическая память –это способность живых организмов сохранять и воспроизводить морфологическую структуру макромолекул и передавать в цепи поколений типичную структуру этих молекул и некоторые приобретенные изменения.
В понятие генетической памяти входит наследственность и изменчивость. Структурной основой являются нуклеиновые кислоты и белки.
Генетическая память формирует геном организма – это совокупность хромосомных факторов, механизм закрепления и передачи информации. Механизм закрепления – мутагенез. Мощность запоминания невелика, 50 бит в год (бит: единица информации). Память поколений какого-то вида.
Эпигенетическая память – это память поколений клеток в одном организме.
Является надстройкой над древним генетическим механизмом памяти: механизм отбора активных генов для каждой разновидности ткани, который обеспечивает разделение функций клеток и их соподчиненность друг другу.
При нарушении этого механизма появляется неуправляемое деление клеток, нарушение их дифференцировки, нарушается механизм соподчиненности – опухолевый рост.
Иммунологическая память – это способность клеток после первой встречи с чужеродным антигеном узнавать его при встрече и включать специфические механизмы уничтожения.
Иммунологическая память различает даже такие белки, которые отличаются всего 5- 6 аминокислотными остатками.
Механизм узнавания – иммуноглобулины, т. е. антитела, которые обеспечивают узнавание чужеродных антигенов. Это защитный механизм.
Все 3 механизма обобщены термином донервная память. По своей природе это биохимические реакции, они срабатывают только в том случае, если клетки непосредственно контактируют с каким-то раздражителем. Но при непосредственном воздействии на клетку возможно ее повреждение, нарушение гомеостаза и гибель клетки. Следовательно, у этих видов памяти имеется существенный недостаток.
НЕРВНАЯ ПАМЯТЬ.
Нервная память связана с циркуляцией импульсов у сложно организованных животных, имеющих свою нервную систему.
Содержание информации раскрывается в процессе функционального взаимодействия нейронов: этот вид памяти хранит информацию о раздражителях, которые не вторгаются в гомеостаз клеток и могут иметь сигнальное значение, а значит, лежат в основе формирования условно-рефлекторных реакций.
Филогенетически нервная память обеспечивает формирование инстинктивных форм поведения и передачи этой информации по наследству.
Реализуется в условных рефлексах с момента рождения.
В связи с этим различают: СЕНСОРНУЮ, КРАТКОВРЕСЕННУЮ и ДОЛГОВРЕМЕННУЮ память.
Нервная организация памяти.
1. Психо-физиологическая: по типу анализатора, который воспринимает информацию.
- зрительная
- слуховая
- моторная.
2. – механическая (у детей);
- словесно-логическая: на основе логической организации материала.
Продуктивность – в 9 раз.
3. – филогенетическая (врожденная): накопление информации и передача по наследству. У детей врожденные рефлексы – хватания, сосания, крик.
- онтогенетическая (приобретенная). Обеспечивает закрепление условных рефлексов, условно-рефлекторная деятельность.
4. По длительности хранения информации:
- краткосрочная (оперативная), непосредственная память. Запоминание номера телефона.
- долгосрочная – обеспечивает хранение и воспроизведение информации до конца жизни человека.