НАБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. Ион Сu2+ входит в состав медь содержащего фермента супероксиддисмутазы (СОД)
Задание 1.
Ион Сu2+ входит в состав медь содержащего фермента супероксиддисмутазы (СОД). Укажите, какая электронная конфигурация соответствует данному иону.
A. [Ar] 3d8 4s1
B. [Ar] 3d8 4s2
C. [Ar] 3d9 4s2
D. [Ar] 3d94s0
E. [Ar] 3d104s1
Задание 2.
Электронная конфигурация иона имеет следующий вид: [Ar] 3d5. Укажите, иону какого переходного элемента соответствует данная электронная формула.
A. Cr3+
B. Fe2+
C. Mn2+
D. Co2+
E. Cu2+
Задание 3.
Хром – элемент с переменной валентностью. Определите степень окисления этого элемента в соединении К2Cr2O7.
A. -1
B. 0
C. +3
D. +5
E. +6
Задание 4.
Гемоглобин – красящий пигмент крови, благодаря которому осуществляется транспорт кислорода в организме. Укажите элемент, входящий в состав этого соединения:
A. Железо
B. Цинк
C. Магний
D. Кальций
E. Натрий
Задание 5.
В организме человека цинк входит в состав ферментов, катализирующих реакции, протекающие без изменения степени окисления. Укажите электронную конфигурацию иона Zn2+:
А. 1s22s22p63s23p64s23d4
B. 1s22s22p63s03p0
C. 1s22s22p63s23p64s03d10
D. 1s22s22p63s23p0
E. 1s22s22p63s23p4
Задание 6.
В медицине растворы пермантаната калия используются в качестве дезинфицирующего средства. Укажите степень окисления марганца в соединении KMnO4:
А. +2
B. +4
C. +5
D. +6
E. +7
Задание 7.
Витамин В12 необходим для кроветворения. Какой элемент является комплексообразующим в данном соединении?
А. Ag
B. Cu
C. Co
D. Fe
E. Mn
Эталоны ответов:
1 – D, 2 – C, 3 – E, 4 – А, 5 – C, 6 – E, 7 – C.
Тема 4. КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЕ В БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Комплексные соединения играют большую роль при изучении биологически-активных соединений, механизмов биохимических процессов, проходящих в организме человека. Гемоглобин, хлорофилл зеленых растений, витамин В12 представляют собой комплексные соединения, биоорганические комплексы некоторых витаминов с кобальтом, медью, марганцем, никелем обладают высокой физиологической активностью.
В настоящее время комплексные соединения и процессы комплексообразования широко применяются в клиниках (при отравлениях солями тяжелых металлов, таких как ртуть, свинец), в сельском хозяйстве (удобрения, средства защиты растений), в санитарно-гигиенических исследованиях (комплексонометрия).
Комплексонометрия – это метод объёмного анализа, в котором используются растворы органических реагентов – комплексонов. Чаще всего применяется комплексон Ш (трилон Б - динатриевая соли этилендиаминтетрауксусной кислоты). Трилон Б обладает способностью мгновенно образовывать прочные, растворимые в воде внутрикомплексные соединения почти со всеми катионами. Образование водорастворимых комплексов трилона Б с ионами металлов лежит в основе метода определения жесткости воды, широко применяемого в санитарно-гигиенических лабораториях, на фильтровальных станциях и т.д.
Жесткость воды – один из основных показателей качества водопроводной воды. Жесткость воды делится на временную, постоянную и общую. Временная жесткость воды обусловлена присутствием гидрокарбонатов, которые разрушаются при кипячении.
Постоянная жесткость обусловлена присутствием растворимых солей кальция и магния, которые не образуют осадка при кипячении. Общая жесткость – это сумма временной и постоянной жесткости. Она выражается суммой миллиграмм-эквивалентов ионов кальция и магния в 1 литре воды и может колебаться в следующих пределах:
- до 4 единиц – вода мягкая;
- 4-8 единиц – вода средней жесткости;
- 8-12 единиц – вода жесткая;
- свыше 12 единиц – вода очень жесткая.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ.
Уметь интерпретировать строение и свойства комплексных соединений, понятия нестойкости, устойчивости, образования и диссоциации комплексных соединений, а также применять метод комплексонометрии для определения жесткости водопроводной воды.
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
УМЕТЬ.
1. Интерпретировать строение комплексных соединений в соответствии с основными положениями координационной теории Вернера.
2. Интерпретировать природу химической связи в комплексных соединениях.
3. Интерпретировать классификацию и номенклатуру комплексных соединений.
4. Интерпретировать образование и диссоциацию комплексных соединений.
5. Трактовать химические основы применения комплексных соединений в медицине и биологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Основные положения координационной теории Вернера. Структура комплексных соединений: центральный атом, координационное число, лиганды, их дентантность, комплексный ион, внутренняя и внешняя сферы комплексных соединений.
2. Номенклатура координационных соединений. Классификация комплексных соединений по заряду комплексного иона и природе лигандов.
3. Природа химической связи в комплексных соединениях.
4. Равновесие в растворах комплексных соединений, константа нестойкости и константа устойчивости комплексных соединений.
5. Механизм образования хелатных комплексов на примере образования хелатного комплекса Са2+ с трилоном Б.
6. Использование метода комплексонометрии для определения общей жесткости воды.
7. Хелатный эффект. Применение трилона Б и других комплексонов в качестве антидотов при отравлениях солями тяжелых металлов.
Основная литература.
1. Медицинская химия: учебник. Калибабчук В.А., Грищенко Л.И., Галинская В.И. и др. – К.: Медицина, 2008. – С. 43-54.