Временные характеристики действий органов управления в зоне ЧС

Этапы действий органов управле­ния Временные характеристики этапов
начало (дата, часы, минуты) окончание (дата, часы, минуты) продолжи­тельность (часы, мин.)
1. Возникновение ЧС t0 - -
2. Получение сигнала о возникновении ЧС t1 t2 t2 – t1
3. Оценка обстановки в зоне ЧС t2 t3 t3 – t2
4. АСДНР по оказанию медицинской помощи и ЖОН (оповещение, сбор, время в пути, развертывание и ведение спасательных работ, оказание медицин­ской помощи и др.) t3 t4 t4 – t3
5. Эвакуация населения t3 t5 t5 – t3
6. Окончание АСДНР в зоне ЧС t3 t6 t4 – t3
7. Суммарная продолжительность периода организации и ведения ава­рийно-спасательных и других неотложных работ в зоне Ч С - - t6 – t0

П р и м е ч а н и е. Время окончания АСДНР в зоне ЧС (t6) может совпа­дать либо со временем t4, либо со временем t5.

3.4. Выбор и планирование мероприятий по первоочередному ЖОН

3.4.1. При выборе мероприятий, т.е. конкретных путей, методов, способов решения проблемы первоочередного жизнеобеспечения насе­ления в зоне ЧС, в местах временного отселения или размещения эва­куированного населения, следует руководствоваться основными прин­ципами и требованиями, изложенными в пп. 1.2 и 1.3.

3.4.2. Оптимальность (экономическая целесообразность, эффек­тивность) тех или иных мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения зависит от целого ряда факторов:

источника возникновения ЧС и от прогнози­руемых масштабов воздействия на население этого источника;

удаленности зоны ЧС от других населенных пунктов, в которых сосредоточены основные силы и материальные ресурсы, необходимые для решения этой задачи;

численности и состояния пострадавшего в ЧС населения;

развития и состояния дорожной сети;

наличия железных дорог в зоне ЧС;

наличия водоисточников в зоне ЧС и вблизи ее;

развитости инженерной и социальной инфраструктур населенных пунктов, в которые планируется эвакуировать пострадавшее население;

наличия зданий для временного жилья, запасов и объемов про­изводства продукции жизнеобеспечения в этих населенных пунктах.

3.4.3. Конкретные мероприятия по каждому виду жизнеобеспече­ния разрабатываются руководителями и специалистами этих служб в соответствии с положениями об этих службах, ведомственными ин­струкциями, рекомендациями, руководствами и другими нормативными документами, регламентирующими задачи служб приЧС, вызванных различными источниками их возникновения.

При выборе мероприятий по каждому виду жизнеобеспечения следует рассматривать возможные варианты решения задач с учетом факторов, перечисленных в п.3.4.2 и фактора времени (п. 2.2, табл. 2.2) и принимать наиболее оптимальный. Так обеспечение населения, пострадавшего при землетрясении, хлебом можно осуществлять путем доставки его в течение всего периода первоочередного жизнеобеспече­ния из соседних населенных пунктов автомобильным или железнодо­рожным транспортом или выпекать его в зоне ЧС, доставив в нее поле­вые армейские пекарни и поставляя для выпечки хлеба муку, дрожжи, соль, воду, топливо в течение всего периода жизнеобеспечения. Мероприятия должны содержать:

перечень решаемых задач по каждому виду жизнеобеспечения по­страдавшего населения каждым подразделением невоенизированных формирований (бригад, отрядов, групп), численный состав этих подраз­делений;

перечень необходимых мобильных технических средств и мате­риальных ресурсов, какой организацией, предприятием или учреждени­ем и из какого населенного пункта они выделяются;

время выдвижения и прибытия этих сил, средств и материальных ресурсов к месту назначения;

должности и фамилии ответственных за исполнение лиц и их местонахождение при введении на территории чрезвычайного положе­ния.

По каждому виду ЖОН должны быть раз­работаны мероприятия и графики ежесуточных поставок необходимых средств и материальных ресурсов для населения и личного состава, уча­ствующего в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

С максимальной детальностью разрабатывается перечень меро­приятий на первые двое-трое суток после возникновения ЧС.

В ЧС, вызванных землетрясениями, ава­риями на химически и радиационно опасных объектах, должны быть предусмотрены мероприятия по доставке воды автоцистернами и ма­лыми емкостями (канистрами, флягами, бачками) одновременно с при­бытием в зону ЧС спасательных и медицинских формирований.

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения мероприя­тия с указанием времени их реализации являются основой для разработ­ки планов действий этих служб при введении на территории чрезвычай­ного положения

Планы мероприятий каждой службы должны разрабатываться с учетом вероятности возникновения чрезвычайной ситуации в каком-либо населенном пункте, на территории которого имеются потенциаль­но опасные объекты, или вероятности катастрофического землетрясе­ния в каком-либо одном или нескольких населенных пунктах субъекта РФ, т.е. планы должны быть многовариантными.

Время введения чрезвычайного положения "Ч" является точкой отсчета реализации всех последующих мероприятий. Конкретные даты и часы проведения мероприятий проставляются руководителями служб при получении команды о введении чрезвычайного положения,

Разработанные службами всех видов жизнеобеспечения планы ме­роприятий передаются органу управления по делам ГО и ЧС для разра­ботки общего плана организации первоочередного жизнеобеспечения на­селения в чрезвычайной ситуации.

Перечень необходимых мероприятий по каждому виду первооче­редного жизнеобеспечения в ЧС, вызванных зем­летрясениями, наводнениями и авариями на химически и радиационно опасных объектах приведен в приложении 3.

3.4.4. План организации первоочередного жизнеобеспечения на­селения в чрезвычайной ситуации разрабатывается органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Органы управления по делам ГО и ЧС проводят работу по согла­сованию действий всех служб видов жизнеобеспечения по времени, об­общают данные по объемам перевозок сил, материальных и техниче­ских средств этих служб, проводят расчеты по суточным и общим по­требностям всех служб в электроэнергии, топливе, ГСМ, других мате­риальных ресурсах и затратах финансовых средств на все эти мероприятия. Кроме того, в план организации жизнеобеспечения населения орга­нами управления по делам ГО и ЧС должны быть включены следую­щие мероприятия:

организация круглосуточного оперативного дежурства в ниже­стоящих органах исполнительной власти и их органах управления по делам ГО и ЧС;

организация работы оперативной группы (задачи, персональный состав, необходимые средства транспорта, связи);

организация общей инженерной, медицинской, тыловой, радиаци­онной, химической разведок (задачи, персональный состав, транспорт­ные средства, средства связи);

организация диспетчерской службы в пункте управления, развер­нутого в зоне ЧС в интересах жизнеобеспечения населения;

организация и охрана мест сосредоточения материальных средств я ресурсов в зоне ЧС;

организация приема, охраны, учета, хранения и распределения гу­манитарной помощи;

организация срочной эвакуации из зоны ЧС семей с детьми до­школьного возраста, больных, нуждающихся в специальном лечебном питании (определении мест эвакуации, их подготовленности к приему ' эвакуированного из зоны ЧС населения, планирование транспорта).

Разработка мероприятий по эвакуации пострадавшего в ЧС насе­ления проводится также заблаговременно в соответствии с "Руководством по планированию и организации эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях".

План организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации может быть любой формы, принятой в каждом субъекте Российской Федерации. Он должен содержать:

полный перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения;

кто конкретно выполняет эти задачи;

кто, когда, откуда поставляет необходимые технические средства и персонал для их обслуживания;

кто, когда, откуда поставляет необходимые материальные сред­ства и ресурсы;

кто, кому докладывает о выполненных задачах или о необходи­мости помощи в решении этих задач;

кто конкретно несет ответственность за решение перечисленных задач.

Планы подготовки и действий органов управления по организации первоочередного жизнеобеспечения населения по всем его видам утверждаются главой исполнительной власти субъекта РФ - председателем комиссии по ЧС.

4. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС

Четкость и оперативность действий органов управления всех уровней, личного состава формирований (отрядов, групп, бригад, команд), служб первоочередного жизнеобеспечения населения при возникновении на территории чрезвычайной ситуации зависит от детальности планов, разработанных в режиме повседневной деятельности, их подготовлен­ности к решению поставленных задач.

4.1. Действия органов управления при переводе сил

в режим повышенной готовности

4.1.1. Режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств вводится в случае получения прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, при ухудшении производствен­но-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обста­новки на подведомственной территории.

При получении информации о времени наступления, характере и масштабе ЧС, границах зон ее возможного распространения руководи­тели соответствующих служб жизнеобеспечения осуществляют сле­дующие действия:

уточняют численность населения, которое может попасть в зоны ЧС и объемы его потребностей в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения;

количество предприятий, объектов системы жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне Ч С и прекратить свою деятельность;

возможный уровень удовлетворения потребностей населения в продукции и услугах жизнеобеспечения населения, в т.ч. за счет имею­щихся запасов продукции и материальных ресурсов;

отдают распоряжение о приведении в готовность сил и средств не­военизированных формирований;

определяют приоритетные виды жизнеобеспечения в зависимости от характера возможной ЧС;

уточняют объемы задач по организации первоочередного жизне­обеспечения;

определяют места действия служб, бригад, невоенизированных формирований, уточняют маршруты и время их выдвижения;

определяют соответствие личного состава невоенизированных формирований штатной численности и принимают меры по их доуком-плектованию;

определяют формирования, которые должны действовать в первом и втором эшелонах, и соответственно, находиться в первой и второй степени готовности;

уточняют базы и склады, из которых формирования будут снаб­жаться продукцией жизнеобеспечения;

уточняют количество транспортных средств для доставки продук­ции жизнеобеспечения и делаются заявки на их предоставление;

определяют перечень предприятий и объектов системы жизне­обеспечения, которые могут оказаться в зоне воздействия факторов ЧС и принимают меры по их безаварийной остановке;

принимают меры по снижению на предприятиях в зоне ожидае­мой ЧС запасов АХОВ, горючих веществ до минимально необходимого технологического уровня;

оценивают наличие продукции жизнеобеспечения на базах и скла­дах, определяют пути, способы и время их доставки в возможные зоны бедствий и районы эвакуации;

принимают меры по перебазированию запасов продукции жизне­обеспечения с предприятий, баз и складов, которые могут оказаться в зонах воздействия факторов ЧС, в безопасные места;

принимают меры по защите запасов продовольствия, пищевого сырья, товаров первой необходимости на предприятиях, базах и складах в случае невозможности их перебазирования в безопасные места;

принимают меры по обеспечению устойчивой работы предприятий и объектов системы жизнеобеспечения в случае нарушения энерго- и топливоснабжения, водоснабжения;

вводят усиленный контрольно-пропускной режим и охрану на объ­ектах торговли и общественного питания, базах и складах, где скон­центрированы основные материальные ценности, необходимые для ор­ганизации первоочередного жизнеобеспечения населения;

составляют и согласовывают с правоохранительными органами дополнительный перечень предприятий системы жизнеобеспечения, ко­торые при возникновении ЧС должны быть взяты под охрану.

4.1.2. При получении информации о возможной эвакуации насе­ления в районах эвакуации уточняют:

состояние жилого фонда населенных пунктов и степень их готов­ности к приему эвакуированного населения;

состояние водоисточников и систем водоснабжения и их возмож­ностей,

состояние пунктов общественного питания и торговли, их произ­водственные мощности;

возможности энерго- и топливообеспечения и предоставления не­обходимых коммунально-бытовых услуг, медицинского обеспечения.

При недостаточности в районах эвакуации населения жилого фон­да органы управления определяют места возведения временных город­ков (палаточных, из сборных или передвижных домов) и принимают меры по организации первоочередного жизнеобеспечения их населения.

На основе этих уточненных данных проводится корректировка планов эвакуации населения и организации первоочередного жизнеобес­печения населения в чрезвычайных ситуациях.

4.1.3. Кроме перечисленных мероприятий органы управления уточняют:

планы взаимодействия с соответствующими органами управления министерств, ведомств, акционерных и коммерческих структур, чьи предприятия расположены на данной территории, объем их задач по ор­ганизации первоочередного ЖОН;

объем необходимых поставок продукции жизнеобеспечения и вы­деления сил и средств для организации первоочередного жизнеобеспе­чения.

При необходимости они обращаются в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, расположенного на данной территории или вне ее.

Для ЧС, источниками которых могут быть землетрясения и крупные аварии на химически и радиационно опасных объектах, вследствие невозможности прогнозирования времени их воз­никновения, режим повышенной готовности не вводится. В связи с этим все мероприятия, перечисленные в пп. 4.1 и 4.2, должны периоди­чески проводиться органами управления в режиме повседневной дея­тельности, учитывая, что максимальные объемы работ по первоочеред­ному ЖОН будут при указанных ЧС.

4.2. Организация первоочередного ЖОН в режиме ЧС

4.2.1. По получении сигнала о возникновении ЧС органы управле­ния служб системы жизнеобеспечения в составе оперативной группы РСЧС осуществляют следующие действия:

оповещают руководителей подведомственных предприятий, уч­реждений и организаций по заранее установленной схеме оповещения и сигналам;

отдают распоряжения о вводе в действие планов мероприятий, со­ответствующих данному типу ЧС и получают информацию об их ис­полнении;

организуют оценку масштабов ущерба предприятиям и объектам системы жизнеобеспечения в зонах бедствия;

отдают распоряжения о выдвижении невоенизированных форми­рований в зону бедствия и районы эвакуации населения;

отдают распоряжения о переводе предприятий, учреждений и ор­ганизаций на режим работы ЧС (при авариях на радиационно и химиче­ски опасных объектах режим работы предприятий и учреждений опре­деляется режимами радиационной и химической защиты; а при возник­новении очага инфекционного заболевания - режимом введенного ка­рантина или обсервации);

уточняют численность пострадавшего населения и закрепляют их за предприятиями торговли и общественного питания;

осуществляют совместно с представителями эвакуационной ко­миссии (эвакоприемной комиссии) мероприятия по приему и размеще­нию пострадавшего населения в общественных зданиях, а при их недо­статочности организуют возведение временных городков;

определяют порядок обеспечения пострадавшего населения (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

организуют учет и охрану запасов продукции жизнеобеспечения на временных базах, складах и поступающих из других регионов;

организуют контроль за качеством продуктов питания, воды;

принимают меры по завозу продукции жизнеобеспечения в места размещения эвакуируемого населения;

принимают меры по захоронению зараженных (загрязненных) продуктов питания, пищевого сырья и товаров первой необходимости;

организуют санитарную обработку, дезактивацию (дегазацию) или уничтожение личного имущества населения, эвакуированного из зон ра­диоактивного загрязнения или химического заражения;

организуют санитарно-гигиенические мероприятия по консервации населенных пунктов, из которых эвакуировано население (очистку от мусора, фекальных вод, обработку продовольственных складов, холо­дильников и т.д.),

4.2.2. В случае привлечения сил и средств воинских частей органы управления совместно с их командованием определяют количество подразделений по первичному жизнеобеспечению, их возможности и места их дислокации, выделяемые ресурсы жизнеобеспечения (объемы, номенклатуру продуктов питания, товаров первой необходимости и т.д.), согласовывают действия войсковых подразделений с

невоенизиро­ванными формированиями своих служб в зонах бедствия и районах эва­куации по организации первоочередного жизнеобеспечения, уточняют планы взаимодействия с другими министерствами, ведомствами и т.д. по организации первоочередного жизнеобеспечения.

4.3. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН при землетрясениях

4.3.1. С установлением на территории режима чрезвычайной си­туации вводятся в действие планы всех служб первоочередного жизне­обеспечения населения, а во всех органах управления по делам ГО и ЧС устанавливается круглосуточная работа оперативно-диспетчерских пунк­тов управления.

В зону чрезвычайной ситуации направляется оперативная группа по жизнеобеспечению в составе группы всех видов разведок: общей, инженерной, медицинской, тыловой, пожарной, химической, радиаци­онной. Включенные в состав оперативной группы руководители служб первоочередного жизнеобеспечения или их заместители выполняют за­дачи, предусмотренные их планами.

При пункте управления создается диспетчерский пункт для опера­тивного управления процессом жизнеобеспечения в течение всего пе­риода ликвидации ЧС.

Оперативная группа в первые часы после возникновения ЧС осу­ществляет следующие действия:

организует развертывание пункта управления в зоне ЧС сосредствами дальней и ближней радиосвязи, который функционирует в течение всего периода ликвидации последствий землетрясения;

оценивает общие масштабы разрушений зданий, сооружений и проводит оценку состояния всех населенных пунктов в зоне ЧС.

С получением председателем комиссии по чрезвычайным ситуа­циям предварительных данных всех видов разведок в пострадавшие на­селенные пункты направляются разведывательные группы, решающие в интересах первоочередного жизнеобеспечения населения в этих насе­ленных пунктах следующие задачи:

уточняют численность и состояние пострадавшего населения;

определяют состояние зданий, сооружений, предприятий инже­нерной и социальной инфраструктур каждого населенного пункта;

оценивают возможности использования предприятий, объектов, инженерных сетей каждого населенного пункта и их обслуживающего персонала для жизнеобеспечения населения этих населенных пунктов:

определяют объемы и сроки аварийно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения, энерго- и теплоснабжения, объектах коммунально-бытового обеспечения, производства хлеба и других про­дуктов питания;

определяют численность населения, потерявшего жилье и воз­можности использования зданий, сооружений, убежищ для его времен­ного размещения в них, а также потребности в дополнительном вре­менном жилье (палатках, сборных и контейнерных домиках, юртах и т.п.);

уточняют численность и категории населения, подлежащего эва­куации из зоны ЧС.

Члены оперативной группы от служб первоочередного жизнеобес­печения в каждом пострадавшем от землетрясения населенном пункте, в зависимости от численности и состояния их населения и состояния зданий и инженерной инфраструктуры, определяют места:

возведения временных городков (палаточных, из сборных кон­струкций, юрт и т.п.);

размещения мобильных объектов коммунально-бытового обслу­живания населения (полевых банно-прачечных комбинатов, душевых, туалетов, тепловых установок, передвижных дизельных силовых и осветительных агрегатов с соответствующей арматурой и т.п.);

пунктов выдачи продуктов питания и места приготовления и раз­дачи горячей пищи и воды;

размещения полевых госпиталей и медицинских пунктов;

размещения пункта междугородной связи;

размещения временных складов материальных средств различных служб;

размещения складов ГСМ и жидкого топлива для технических средств и транспорта, работающего в зоне ЧС;

свалок строительного мусора от разборки и расчистки завалов;

захоронения погибших и умерших;

скотомогильников.

На основании данных разведки и результатов работы оперативной группы начальниками служб жизнеобеспечения вносятся коррективы в планы всех служб первоочередного жизнеобеспечения населения, опре­деляются конкретные населенные пункты в зоне ЧС, работы подразде­лений невоенизированных формирований, служб, их численный состав и техническая оснащенность, маршруты и время их выдвижения в зону ЧС.

4.3.2. Управление действиями всех служб осуществляется из дис­петчерского пункта основного пункта управления председателя террито­риальной комиссии по чрезвычайным ситуациям через оперативно-диспетчерские пункты органов управления по делам ГО и ЧС при ниже­стоящих органах исполнительной власти.

Независимо от обстановки в зоне ЧС, после получения команды о введении в действие планов первоочередного жизнеобеспечения населе­ния, в эту зону одновременно со спасательными формированиями, бри­гадами медицинской службы должна быть доставлена вода в места ра­боты спасателей и медицинских работников, противопожарные подраз­деления и аварийные бригады для работ на сетях газо-, тепло-, электро- и водоснабжения.

Остальные формирования (отряды, группы) выдвигаются в соот­ветствии с откорректированным временем и выполняют свои функции согласно планам.

4.3.3. С прибытием в зону ЧС оперативной группы и личного со­става разведорганов должно быть организовано информирование насе­ления о создавшейся на территории чрезвычайной ситуации и о мерах, принимаемых органами управления РСЧС для ликвидации ее послед­ствий.

В местах эвакуации (сосредоточения) пострадавшего населения в случае невозможности расселения его в стационарных условиях, возво­дятся временные поселки.

На территории временного поселка должны быть установлены щиты с указанием места расположения пунктов питания, управления и связи, медицинского, коммунально-бытового, охраны общественного порядка, службы социального обеспечения, эвакуационной комиссии, миграционной службы (в отдаленных районах Российской Федерации), а также наименования учреждений близлежащих населенных пунктов, с которыми следует решать возникающие проблемы.

Население поселка должно регулярно (не менее 1 - 2 раза в день) информироваться об обстановке в зоне ЧС, правилах и порядке его по­ведения, принимаемых мерах по его жизнеобеспечению.

4.3.4. Особое внимание в зоне ЧС после землетрясения при организа­ции первоочередного жизнеобеспечения населения должно быть обра­щено на санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение. ГОСТы, нормативы и требования по этому виду обеспечения должны соблюдаться неукоснительно при реализации мероприятий по всем ви­дам жизнеобеспечения, т.к. несоблюдение требований санитарно-эпидемиологической службы в зоне ЧС может привести к еще боль­шим, чем при самом землетрясении, потерям населения не только в зо­неЧС, но и на остальной территории субъекта Российской Федерации.

4.4. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН

при авариях на радиационно и химически опасных объектах

4.4.1. Основным способом сохранения жизни и здоровья населе­ния при аварии на радиационно и химически опасных объектах является его экстренная эвакуация из опасной зоны.

Органы управления в зависимости от данных радиационной (химической) разведки принимают решение об эвакуации (отселении) населения из опасной зоны на заранее предусмотренные планом эвакуа­ции районы размещения.

4.4.2. Население, получившее в результате аварии тяжелые и средней тяжести поражения, после оказания экстренной медицинской помощи на специально развернутых медицинских пунктах, направляет­ся в лечебные учреждения, где обеспечиваются лечением и питанием по специальным рационам лечебного питания.

Организация жизнеобеспечения непораженного населения в мес­тах эвакуации с отселением осуществляется в порядке, изложенном в п.п. 4.3.3. и 4.3.4.

4.4.3. В зонах проживания населения с правом отселения (зоне защиты населения по следу радиоактивного облака, зоне пороговых токсодоз) должны проводится мероприятия по контролю качества воды, продовольствия, пищевого сырья, их защите от загрязнения (заражения), а также по санитарной обработке людей, специальной об­работке одежды, имущества, транспорта, дезактивации и дегазации тер­риторий, зданий и сооружений.

4.5. Действия органов управления и силпо организации первоочередного ЖОН

при наводнениях

4.5.1. Наводнения, которые могут быть вызваны весенними поло­водьями или сильными дождями в летне-осенний период года, как пра­вило, прогнозируются заблаговременно.

4.5.2. Органы управления, получив данные от гидрометеослужбы о возможном наводнении, вероятных уровнях поднятия воды и размерах зон затопления, принимают меры по вывозу из населенных пунктов, которые могут быть затоплены, материальных ресурсов и эвакуации населения. Жизнеобеспечение эвакуированного населения организуется в порядке, изложенном в п.4.3.3. и 4.3.4.

Наши рекомендации