Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия

1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия. Kа(CH3COOH) = 1,85 * 10-5.

2. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 4 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 6 мл 0,1 М раствора ацетата натрия. Kа(CH3COOH) = 1,85 * 10-5.

3. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 3 мл 0,1 раствора гидроксида аммония и 7 мл 0,1 М раствора хлорида аммония. Ка(NH4OH) = 1,8 * 10-5.

4. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 8 мл 0,1 М раствора гидроксида аммония и 2 мл 0,1 М раствора хлорида аммония. Ка(NH4OH) = 1,8 * 10-5.

2. Лабораторная работа: Определение буферной емкости сыворотки крови.[2]

Ход работы:

Буферную емкость выражают количеством сильной кислоты или щелочи, которое необходимо добавить к одному литру буферного раствора, чтобы сместить его рН на единицу. Единицы измерения буферной емкости моль/л или ммоль/л.

Вычисляют буферную емкость по формуле:

Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия - student2.ru где

В – буферная емкость

п – количество эквивалентов сильной кислоты или щелочи (моль или ммоль)

рН1 – исходное значение рН раствора

рН2 – значение рН раствора после добавления кислоты или щелочи

Для крови различают буферную емкость по кислоте и по щелочи. В две конические колбочки пипеткой отмеряют по 5 мл сыворотки крови. В одной из них определяют буферную емкость по кислоте, для чего в колбочку к сыворотке крови прибавляют одну каплю метилового красного и титруют 0,1 н. раствором HCl до изменения окраски от желтой до оранжево-розовой (рН = 5,1). Записывают объем 0,1 н. НСl, затраченный на титрование (VHCl). Титрование проводят три раза, после чего рассчитывают Vср.(HCl).

Vср.(HCl) = Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия - student2.ru = ___________________________ = мл.

В другой колбочке определяют буферную емкость по щелочи, для чего в колбочку с сывороткой добавляют 1 каплю фенолфталеина и титруют 0,1 раствором NaOH от бесцветного к розовому (рН = 9,7). Записывают объем 0,1 н. NaOH, затраченный на титрование (VNaOH). Титрование проводят три раза, после чего рассчитывают Vср.(NaOH).

Vср.(NaOH) = Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия - student2.ru = ___________________________ = мл.

Расчет:зная объем 0,1 н. HCl, затраченный на титрование 5 мл сыворотки (Vср.(HCl)), вычисляют объем HCl, который пошел бы на титрование 1 л сыворотки:

Vср.(HCl)------------------ 5 мл сыворотки

Х--------------------1000 мл

Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия - student2.ru

Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия - student2.ru · Vср.(HCl) = мл.

Вычисляют количество эквивалентов кислоты «n» в этом объеме:

n(HCl) = Х · c[1/z*( HCl )] =

Это количество эквивалентов кислоты вызвало сдвиг рН на 2,3 единицы (7,4 – 5,1), для вычисления буферной емкости необходимо найти количество эквивалентов кислоты, вызывающей сдвиг рН на единицу, для этого

Задачи для самостоятельного решения. 1. Рассчитайте рН и рОН буферного раствора, приготовленного из: 6 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 4 мл 0,1 М раствора ацетата натрия - student2.ru (ммоль/л)

Аналогичным образом вычисляют буферную емкость по щелочи.

_____________________________________

Полученные данные занести в таблицу

Объект исследо-вания Исход-ное значение рН Объем взятый для титрова-ния Выбран-ный индика-тор и его рК Пошло на титрова-ние 0,1 HCl (NaOH) рН в конце титрова- ния     Δ рН Буферная емкость ммоль/л
Буферная емкость по кислоте
  7,4   М/К 5   5,1    
Буферная емкость по щелочи
  7,4   Ф/Ф 9   9,7    

В выводе сравнить полученные данные и объяснить, почему буферная емкость сыворотки крови по кислоте больше, чем по щелочи.

Вывод: ____________________________________

Дата _________________ Подпись преподавателя__________

Методические указания

К занятию № 10

Тема:Равновесие в растворах комплексных соединений.

Цель:Сформировать знания о строении и важнейших свойствах комплексных соединений, обусловливающих их биологическую активность.

Исходный уровень:

1. Определение понятий: изомеры, электролиты, диссоциация.

2. Особенности электронного строения s-, p-, d- и f-семейств химических элементов. Типы химических связей.

Вопросы для обсуждения:

1. Комплексные соединения, их строение и классификация.

2. Изомерия и номенклатура комплексных соединений.

3. Природа химической связи в комплексных соединениях:метод валентных связей на примере строения катиона [Cu(NH3)4]2+, общие представления о теории кристаллического поля, теории поля лигандов, методе молекулярных орбиталей. Сравнительная характеристика комплексообразующей способности s-, p-, d-элементов согласно метода валентных связей.

4. Диссоциация комплексных соединений: константа нестойкости, константа устойчивости комплексных ионов.

5. Реакции комплексообразования.

6. Значение комплексных соединений в биологии и медицине.

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Болтромеюк В.В. Общая химия. Минск: Выш. шк., 2012. ст. 538-566.

2. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст.496-525

3. Селезнев К.А. Аналитическая химия, Высшая школа, М.: 1973, ГЛ.VII, §§ 1-6.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М., 1989, гл.9, § 7 стр. 219-230.

5. Конспект лекций.

Наши рекомендации