Тема 1. Композиции присадок к моторным маслам. Роль метода и покпзателей в оценке смазочных масел
Учебные вопросы:
1. Композиции присадок к моторным маслам.
2. Роль метода и покпзателей в оценке смазочных масел
Постоянно возрастающие требования к качествувv моторных масел привели к необходимости создания композиций многофункциональных присадок, которые при введении в масло повышают многие его эксплуатационные качества. При составлении композиций присадки не просто смешиваются, а химически взаимодействуют, в результате чего усиливают старые или проявляются новые качества. Такой процесс называется синергизмом.
Все моторные масла классифицируются по системе, в основу которой положены условия эксплуатации двигателей, их тепловая и механическая напряженность. Каждая группа масел предназначена для двигателей определённых марок, характеризующихся приблизительно одинаковыми требованиями к качеству применяемого масла. В соответствии с группой масла подобраны композиции присадок. Композиции подбирают лабораторным путем, затем масла с этими присадками проходят испытания в стендовых и эксплуатационных условиях, после чего оценивают их пригодность и эффективность для внедрения в производство.
Показатели, характеризующие свойства смазочных масел, имеют большое значение для контроля их качества при производстве и исследовании. Они важны также для оценки пригодности масел к использованию непосредственно в двигателе. От того, насколько удачен и точен метод определения качества смазочного масла, во многом будет зависеть надежность, долговечность и экономичность работы двигателя.
При оценке качества смазочных масел используются многочисленные физико-химические показатели. Однако в результате добавления к смазочным маслам присадок значения одних показателей изменились, а другие практически утратили свой смысл. Выяснено, что добавление присадок к маслу ухудшает ряд физико-химических показателей, однако эксплуатационные свойства этих масел оказываются очень высокими.
Лабораторные исследования дают возможность определить общую характеристику масла, т. е. физико-химические показатели, оценивающие выбор исходного нефтяного сырья, применение соответствующего способа очистки, содержание присадки, наличие посторонних примесей и др.
Испытания на модельных установках и малоразмерных одноцилиндровых двигателях, которые имитируют работу реального двигателя, позволяют дать оценку отдельным функциональным свойствам масла (нагарные, противокоррозионные, осадкообразующие, моюще-диспергирующие и др.).
Наиболее распространены методы оценки автотракторных масел на одноцидиндровых установках УИМ-6- НАТИ (одноцилиндровый отсек тракторного дизеля Д-75), НАМИ-1м (одноцилиндровый отсек карбюраторного двигателя ЗИЛ-130), ИКМ (одноцилиндровый бензиновый двигатель УД-1 воздушного охлаждения, преобразованный для испытания масел; серийные детали цилиндропоршневой группы в нем от двигателя «Москвич-402»), ИМ-1 (одноцилиндровый дизель) и др.
При анализе результатов, получаемых при лабораторных исследованиях и на модельных установках, определяют взаимосвязь физико-химических и функциональных показателей, характеризующих в целом эксплуатационные свойства масла. Однако результаты этих исследований не позволяют сделать окончательных выводов о поведении масла в двигателе, так как в лабораторных установках не учитываются и не воспроизводятся многие факторы, существующие .в реальных условиях.
Стендовые моторные испытания на полноразмерных двигателях дают возможность получить обширный информационный материал о поведении масла и влиянии его на технико-экономические показатели двигателя при работе на различных режимах.
Заключительным этапом являются эксплуатационные испытания масла, которые проводятся на конкретных машинах (тракторах, автомобилях) в действительных условиях по специально составленным программам.
Методы, предназначенные для непосредственной оценки эксплуатационных свойств масел на модельных установках, одноцилиндровых и полноразмерных двигателях, реальных машинах и агрегатах, называются квалификационными.
Вопросы для самоконтроля:
3. Поясните назначение композиций присадок к моторным маслам.
4. Поясните роль метода и покпзателей в оценке смазочных масел