Тема №19: Характеристика и биологическое значение витаминов
2. Формы работы:
- подготовка к лабораторному занятию
- подготовка материалов по НИРС
3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме лабораторного занятия:
1. Что такое витамины?
2. Дайте классификацию витаминов.
3. Чем отличаются водо- и жирорастворимые витамины?
4. Что такое болезни витаминной недостаточности? Какие болезни витаминной недостаточности вы знаете?
5. Назовите общие признаки болезней витаминной недостаточности.
6. Назовите причины витаминной недостаточности.
7. Источники и биологическая роль жирорастворимых витаминов (А,D,E K).
8. Источники и биологическая роль водорастворимых витаминов (В1, В2, В3, В5, В6, В9, В12, Н и С).
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. АВИТАМИНОЗ – ЭТО
1) состояние организма, возникающее при отсутствии витамина в питании
2) состояние, возникающее при избытке витамина
3) состояние, возникающее при частичном отсутствии витамина в питании
4) состояние, возникающее при двухдневном голодании
2. ДЛЯ СИНТЕЗА ПОЛНОЦЕННОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ НЕОБХОДИМ ВИТАМИН
1) С
2) А
3) РР
4) Е
3. ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ МОЖНО УПОТРЕБЛЯТЬ 1- 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ ПОТОМУ, ЧТО
1) их избыток накапливается в тканях
2) они не выводятся из организма
3) синтезируются в организме
4) активно метаболизируются
4. ПРИ ПОВЫШЕННОЙ КРОВОТОЧИВОСТИ СЛЕДУЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ ВИТАМИН
1) С
2) К
3) Д
4) В9
5. ИЗ ХОЛЕСТЕРИНА В ОРГАНИЗМЕ ОБРАЗУЕТСЯ ВИТАМИН
1) А
2) Д
3) К
4) В9
5) Е
ОТВЕТЫ
1-1; 2-1; 3-1; 4-2; 5-2.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ПРИЧИНОЙ РАХИТА ЯВЛЯЕТСЯ
1) недостаточность витамина Д в пище
2) снижение синтеза витамина Д из-за недостаточного пребывания ребенка на солнце
3) заболевания почек
4) пища, богатая холестерином
2. АНТИГЕМОРРАГИЧЕСКИМ НАЗЫВАЕТСЯ ВИТАМИН
1) К
2) С
3) А
4) РР
3. ВИТАМИНА Д АКТИВИРУЕТСЯ ПУТЕМ
1) аденилирования
2) метилирования
3) гидроксилирования
4) фосфорилирования
5) гидрирования
4. ВИКАСОЛ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВИТАМИНА К
1) растворимостью в воде
2) механизмом действия
3) влиянием на синтез белка
4) химической природой
5. В СОСТАВ РОДОПСИНА ВХОДИТ ВИТАМИН
1) РР
2) А
3) Д
4) С
ОТВЕТЫ:
1-2; 2-1; 3-3; 4-1; 5-2.
5. Самоконтроль по ситуационным задачам:
1. В последний триместр беременности у женщины появились боли в костях. Биохимический анализ крови показал увеличение кальция, снижение концентрации фосфора и повышенную активность щелочной фосфатазы. О нарушениях какого витамина указывает данная клиническая картина? Какое лечение должен назначить женщине акушер-гинеколог? Профилактику какой патологии должен проводить (особенно тщательно) педиатр у ребенка этой женщины после родов?
Ответ:Гиповитаминоз Д. Врач педиатр должен проводить профилактику рахита.
2. В хирургическое отделение после травмы поступил больной. Экспресс-лаборатория обнаружила у него в крови тяжелый декомпенсированный ацидоз и увеличение концентрации лактата и пирувата. Какие витамины должен назначить хирург данному больному для нормализации этих показателей?
Ответ: Н, РР, В1, В2, пантотеновую кислоту.
3. Почему витамин В12 вводят внутримышечно, а не назначают в виде таблеток?
Ответ: В12 всасывается в желудке только при участии фактора Кастла. Если фактор отсутствует, В12 не усваивается.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме:
1. Умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы);
2. Умение обращаться с химической посудой и химическими реактивами;
3. Умение работать с приборами (ФЭКом, центрифугой, термостатом);
4. Умение оценивать полученные результаты и использовать их для диагностики различных патологий.
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
Предлагаемые темы рефератов:
Рахит и фосфорно-кальциевый обмен.
Витамины – антиоксиданты.
Рекомендуемая литература:
1. Горбачев В.В., Горбачева В.Н. витамины. Микро- и макроэлементы, 2002, 544 с.
2. Мозоскина Т.С., Моисеенко А.Г. Витамины (краткое руководство), 2002, 112 с.
1. Тема № 20: Введение в биохимию регуляций. Биохимическая диагностик сахарного диабета.
2. Формы работы:
- подготовка к лабораторному занятию
- подготовка материалов по НИРС
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме лабораторного занятия:
1. Дайте понятие об интеграции и координации, прямых и обратных связях.
2.Перечислите механизмы внутриклеточной регуляции. Дайте им характеристику.
3. Дайте классификацию межклеточным регуляторам.
4. Что такое гормональный рецептор?
5. Расскажите о механизме действия гормонов через внутриклеточные рецепторы.
6. Расскажите о механизме действия гормонов через цАМФ.
7. Расскажите о механизме действия гормонов через Са2+ .
8. Что такое протеинкиназа? Какие протеинкиназы вы знаете?
9. Расскажите о регуляции выработки периферических гормонов через гипоталамус – гипофиз.
10. Почему при сахарном диабете повышается глюкоза в крови?
11. Что такое сахарная нагрузка? В каком случае пользуются ею?
12. Как построить сахарную кривую? Что она дает?
13. Как изменяется обмен липидов при сахарном диабете? Как это отражается на биохимических показателях крови?
14. Как изменяется белковый обмен при сахарном диабете?
15. Назовите осложнения при сахарном диабете. Объясните их биохимические причины.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ЦАМФ ЯВЛЯЕТСЯ АЛЛОСТЕРИЧЕСКИМ АКТИВАТОРОМ
1) гексокиназы
2) пируваткиназы
3) протеинкиназы
4) аденилатциклазы
2.СУБСТРАТОМ АДЕНИЛАТЦИКЛАЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ
1) ГТФ
2) ЦТФ
3) АТФ
4) гликоген
3.ЦИКЛИЧЕСКИЕ НУКЛЕОТИДЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ
1) регуляторную
2) ферментативную
3) мембранную
4) входят в состав нуклеиновых кислот
4.ИЗ АРАХИДОНОВОЙ КИСЛОТЫ ОБРАЗУЮТСЯ
1) катехоламины
2) пепсин
3) меланин
4) лейкотриены
5 ПРИ ИЗМЕНЕНИИ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ ОГРАНИЧЕННЫМПРОТЕОЛИЗОМ ПРОИСХОДИТ
1) присоединение олигопептида
2) отщепление олигопептида
3) присоединение полипептида
4) отщепление полипептида
5) присоединение аминокислоты
ОТВЕТЫ
1-3; 2-3; 3-1; 4-4; 5-2.
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ФОСФОДИЭСТЕРАЗА КАТАЛИЗИРУЕТ РЕАКЦИЮ РАСЩЕПЛЕНИЯ
1) АТФ
2) цАМФ
3) ГТФ
4) жира
2. КОНЦЕНТРАЦИЯ цАМФ В КЛЕТКЕ ПОВЫШАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ
1) активации аденилатциклазы
2) ингибирования фосфодиэстеразы
3) ингибирования протеинкиназы
4) активации гексокиназы
3. СА2+ СВЯЗЫВАЕТСЯ В КЛЕТКЕ
1) с протеинкиназой
2) с фосфолипазой
3) с кальмодулином
4) с фосфодиэстеразой
4. СУБСТРАТОМ АДЕНИЛАТЦИКЛАЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ
1) ГТФ
2) ЦТФ
3) АТФ
4) гликоген
5. ЦАМФ ЯВЛЯЕТСЯ АЛЛОСТЕРИЧЕСКИМ АКТИВАТОРОМ
1) гексокиназы
2) пируваткиназы
3) протеинкиназы
4) аденилатциклазы
ОТВЕТЫ
1-2; 2-1; 3-3; 4-3; 5-3.
5. Самоконтроль по ситуационным задачам:
1. В чем биологический смысл того, что межклеточные регуляторы действуют не прямо, а включают механизмы внутриклеточной регуляции?
Ответ: Если бы межклеточные регуляторы действовали прямо на активность внутриклеточных ферментов или их биосинтез, а также изменяли свойства мембран, потребовалось большое количество вещества и энергии. Каскадный механизм усиления позволяет обойтись маленькими количествами вещества.
2. В клинику поступил больной с запахом ацетона изо рта? Ваша тактика?
Ответ: Анализ мочи с помощью ацидотеста на кетоновые тела, ввести инсулин с глюкозой.
3. Существует выражение: «сахарный диабет – это голод среди изобилия». Объяните это выражение.
Ответ: Сахарный диабет – это заболевание, вызванное инсулиновой недостаточностью. При этом нарушается проницаемость мембран мышечной и жировой ткани для глюкозы, поэтому эти ткани испытывают углеводный голод. При этом концентрация глюкозы в крови выше нормального уровня (изобилие).
4. Объясните, почему усиление секреции глюкагона может привести к истощению запасов инсулина?
Ответ:Глюкагон является гипергликемическим гормоном. Длительная гипергликемия истощает запасы инсулина.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме:
1.Умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы);
2.Умение обращаться с химической посудой и химическими реактивами;
3.Умение работать с приборами (ФЭКом, центрифугой, термостатом);
4. Умение оценивать полученные результаты и использовать их для диагностики различных патологий.
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
Предлагаемые темы рефератов:
1.Роль либеринов и статинов в регуляции деятельности эндокринных желез.
2. Эндорфины – регуляторные пептиды.
3. Цитокины. Образование. Биологическая роль.
1. Тема№ 21:Регуляция водно-минерального обмена.
2. Формы работы:
- подготовка к лабораторному занятию
- подготовка материалов по НИРС
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме лабораторного занятия:
1. Каково содержание воды в организме человека в зависимости от возраста?
2. Перечислите функции воды в организме.
3. Что такое водный баланс?
4. Назовите источники воды.
5. Каким образом вода выводится из организма?
6. Расскажите о регуляции воды антидиуретическим гормоном.
7. Перечислите функции минеральных веществ в организме.
8. Назовите функции натрия в организме.
9. Каковы причины гипо- и гипернатриемии? Каковы следствия этих состояний?
10. Перечислите функции калия в организме. К чему приводят нарушения в обмене калия?
11. Перечислите функции хлора в организме.
12. Расскажите о регуляции минерального обмена альдостероном.
14. Расскажите о регуляции минерального обмена гормонами предсердий.
15. Какие функции в организме выполняет кальций?
16. Расскажите о регуляции обмена кальция паратгормоном, витамином Д и тиреокальцитонином.
17. Какую роль в организме играют фосфор, магний, марганец, железо, селен и медь?
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ПОД МЕТАБОЛИЧЕСКОЙ ВОДОЙ В ВОДНОМ БАЛАНСЕ ОРГАНИЗМА ПОНИМАЮТ
1) воду, поступающую с пищей
2) воду, образующуюся при работе дыхательной цепи
3) воду, поступающую с питьём
4) воду, внеклеточных жидкостей
2. ЗА СУТКИ С МОЧОЙ ВЫДЕЛЯЕТСЯ
1) 0,5–1,0 л воды
2) 6,0–8,0 л
3) 1,5–3,0 л
4) 10–12 л
3. ВЫДЕЛЕНИЕ АНТИДИУРЕТИЧЕСКОГО ГОРМОНА СТИМУЛИРУЕТСЯ
1) повышением осмотического давления крови
2) снижением осмотического давления крови
3) употреблением большого количества питьевой воды
4) употреблением жирной пищи
4. ВЫРАБОТКУ И ВЫДЕЛЕНИЕ АЛЬДОСТЕРОНА В КРОВЬ СТИМУЛИРУЕТ
1) повышение концентрации кальция в крови
2) снижение концентрации Na+ в крови
3) повышение осмотического давления
4) снижение концентрации ангиотензина
5. СОСТОЯНИЕ ГИПЕРПАРАТИРЕОЗА СОПРОВОЖДАЕТСЯ
1) повышением уровня Са2+ в крови
2) снижением уровня Са2+ в крови
3) минерализацией костей
4) гиперфосфатемией
ОТВЕТЫ:
1-2; 2-3; 3-1; 4-2; 5-1.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ДЛЯ СИСТЕМЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ
1) калий
2) магний
3) железо
4) кальций
2. ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ КАЛЬЦИЯ В ПИЩЕ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ
1) хлеб из муки грубого помола
2) творог
3) каша из геркулеса
4) макароны
3. НЕДОСТАТОЧНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЛЬЦИЯ В КРОВИ ОСОБЕННО ОПАСНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ-ЗА
1) нарушения формирования зубов и скелета
2) вероятности самопроизвольных судорог
3) нарушения процессов кроветворения
4) отложения солей кальция на поверхности сосудов
4. ГИПЕРКАЛЬЦИЕМИЯ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ
1) усиленным выведением кальция из костей
2) значительным замедлением ритма сердечных сокращений
3) снижением тромбообразования
4) возникновением судорожных припадков
5. ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕРВНОЙ ТКАНИ ОСОБЕННО НЕОБХОДИМЫ
1) ионы магния
2) ионы натрия
3) ионы хлора
4) ионы марганца
ОТВЕТЫ:
1– 3; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 1;05 – 1.
5. Самоконтроль по ситуационным задачам:
1. У ребенка, недавно оперированного по поводу зоба, уровень Са2+ в крови – 1,25 ммоль/л, судороги. В чем вероятная причина снижения уровня Са2+ в крови и появления судорог?
Ответ.Во время операции случайно удалены паращитовидные железы.
2. В клинику поступил ребенок с гипертонией и отеками. Содержание Na+ в крови – 170 ммоль/л, К+ - 2 ммоль/л. За сутки выделяется натрия 0,5 г, калия – 4 г. Назовите причины данных симптомов и вероятные методы лечения.
Ответ.Гиперальдостеронизм.
3. О недостаточности каких гормонов может свидетельствовать обнаружение у больного устойчивого повышения экскреции ионов натрия и хлора?
Ответ.Недостаточность альдостерона.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме:
1. Умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы);
2. Умение обращаться с химической посудой и химическими реактивами;
3.Умение работать с приборами (ФЭКом, центрифугой, термостатом);
4. Умение оценивать полученные результаты и использовать их для диагностики различных патологий.
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
Данный вид работы не предусмотрен.
Рекомендованная литература
-основная литература:
1. Биохимия: учебник , ред. Е.С. Северин, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007
2. Руководство к практическим занятиям по биохимии: учеб.для студентов, обучающихся по специальности Лечебное дело и Педиатрия, сост. С.К. Антонова и др.; ред. Л.Л. Петрова, Л.В. Труфанова, Красноярск: КАСС, 2003
3. Возрастная биохимия: учеб .пособие, ред. Л.А. Данилова, спб.: СОТИС, 2007
- дополнительная литература:
1. Особенности обмена веществ и детоксикациионная функция печени: метод. рекомендации для студентов 2 курса, обучающихся по специальности.- Лечебное дело, Педиатрия, Таксанова Е.И., Салмина А.Б. , Красноярск: Версо , 2006
2. Биохимические основы жизнедеятельности человека: учебное пособие, Ю.Б. Филиппович [и др.], М.: ВЛАДОС, 2005
3. Биохимия: руководство к практическим занятиям учеб.пособие, ред. Н.Н. Чернов, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009
4. Биохимия человека: в 2 т., Мари Р., Греннер Д., Мейес П. [и др.], М., Мир, 2004
5. Клиническая биохимия: учебное пособие, ред. В.А. Ткачук, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004
6. Пособие по клинической биохимии: учебное пособие, Б.А.Никулин, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007
- электронные ресурсы:
1. Электронная библиотека. Т.14. Биологическая химия-CD-ROM, гл. Ред. М.А. Пальцев, М.: Русский врач, 2005
2. Биохимия:[Электронный ресурс]
Сб. ситуац. Задач с эталонами ответов для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060103– Педиатрия
Режим доступа:http// krasgmu.ru/ common. Php?Pagecolibris&umkd id=0&type=1988, Герцог Г.Е., Антонова С.К., Климова А.Д.[и др.], Красноярск:КрасГМУ, 2011
3. Биологическая химия: [Электронный ресурс]
Сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 060103– Педиатрия
Режим доступа:http// krasgmu.ru/ common. Php?Pagecolibris&umkd id=0&type=28399, Антонова С.К., Труфанова Л.В., Герцог Г.Е.[и др.], Красноярск, КрасГМУ, 2011.