Ситуациях мирного и военного времени
Основополагающими нормативными документами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени являются федеральные законы: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ; "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ; "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61 -ФЗ.
Их дополняют Постановление Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Постановление № 924 от 3 августа 1996г. "О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
ра" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В законе определяются полномочия и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с законом президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией РФ чрезвычайное положение.
Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правительство РФ устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
Федеральные органы исполнительной власти:
— разрабатывают и осуществляют организационные и инже
нерно-технические мероприятия по повышению устойчи
вости функционирования отрасли в ЧС;
— утверждают и издают в соответствии с федеральными тре
бованиями отраслевые нормы и правила безопасности про-
396 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и оргапиз. основы обесп. беэ-ти жиз-тсти
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
изводства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организации от ЧС;
— обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по ук
реплению радиационной, химической, медико-биологичес
кой, взрывной, пожарной, экологической безопасности,
а также соблюдение норм и правил инженерно-техничес
ких мероприятий гражданской обороны при проектирова
нии, строительстве и эксплуатации объектов производст
венного и социального назначения;
— финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреж
дению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-
спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных
ситуациях.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления.
Законом также определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 18).
Граждане России имеют право:
— на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайной ситуации в любом регионе,
в любом населенном пункте;
— при необходимости использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты, другое имущество органов ис
полнительной власти республик, краев, областей, орга
нов местного самоуправления и организаций, предназна
ченное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
— получать информацию о надвигающейся опасности, о риске,
которому может подвергнуться население на той или иной
территории, о правилах поведения и мерах безопасности с
учетом складывающейся обстановки;
— обращаться лично, а также направлять в государственные
органы и органы местного самоуправления индивидуаль
ные и коллективные обращения по вопросам защиты насе
ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— участвовать (в установленном порядке) в работах по пре
дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и иму
ществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихий
ных бедствий;
— на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
— на государственное социальное страхование, получение ком
пенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при вы
полнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвы
чайных ситуаций;
— на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособ
ности в связи с увечьем или заболеванием, полученным
при выполнении обязанностей по защите населения и тер
риторий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установ
ленном для работников, инвалидность которых наступила
вследствие трудового увечья;
— на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца,
погибшего или умершего от увечья или заболевания, полу
ченных при выполнении обязанностей по защите населе
ния и территорий.
Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Каждый россиянин обязан (ст. 19):
— активно содействовать выполнению всех мероприятий,
проводимых МЧС РФ;
— соблюдать законы и иные нормативные акты в области за
щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— выполнять меры безопасности в быту и повседневной тру
довой деятельности, не допускать нарушений производст
венной и технологической дисциплины, требований эко
логической безопасности, которые могут привести к экс
тремальным ситуациям;
— изучать основные способы защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой ме
дицинской помощи пострадавшим, правила пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты,
постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и
практические навыки для действий в любых складываю
щихся условиях;
398 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без+тижиз-ности
— знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
— четко выполнять правила поведения при угрозе и возник
новении чрезвычайных ситуаций;
— при первой возможности оказывать содействие в проведе
нии аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций.
Особо следует сказать об ответственности. Ежегодный рост аварий и катастроф природного и техногенного характера заставляет в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях — дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требования закона — не благие пожелания, не призыв, не лозунг.
Ст. 28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Административную и гражданско-правовую ответственность несут также и юридические лица (организации, предприятия, учреждения, учебные заведения).
12 февраля 1998 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ "О гражданской обороне", который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций незави-
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
В законе дается определение гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданские организации гражданской обороны определяются как формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Принципами организации и ведения гражданской обороны являются:
— организация гражданской обороны — важнейшая функция
государства, составная часть оборонного строительства,
обеспечения безопасности государства. На территории Рос
сии гражданская оборона организуется по территориально-
производственному принципу;
— заблаговременная в мирное время подготовка государства к
ведению гражданской обороны с учетом развития вооруже
ния, военной техники и средств защиты населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;
— ведение гражданской обороны с начала объявления состо
яния войны, фактического начала военных действий или
введения Президентом РФ военного положения на терри
тории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Руководит организацией и ведением гражданской обороны Правительство Российской Федерации, которое:
— обеспечивает проведение единой государственной полити
ки в области гражданской обороны;
— издает Нормативные правовые акты в области гражданской обо
роны и организует разработку проектов федеральных законов;
— определяет порядок отнесения территорий к группам по
гражданской обороне в зависимости от количества прожи
вающего на них населения и наличия организаций, играю
щих существенную роль в экономике государства или вли-
400 Гл. 18. Правовые, нормат. -техн. и организ. основы обет, без-ти окиз-ности
яющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
— определяет порядок создания убежищ и иных объектов
гражданской обороны, а также порядок накопления, хра
нения и использования в целях гражданской обороны запа
сов материально-технических, продовольственных, меди
цинских и иных средств.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона организации в пределах своих полномочий, установленных нормативно-правовыми актами РФ:
— планируют и организуют проведение мероприятий по
гражданской обороне;
— проводят мероприятия по поддержанию своего устойчиво
го функционирования в военное время;
— осуществляют обучение своих работников способам защи
ты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
— создают и поддерживают в состоянии постоянной готов
ности к использованию локальные системы оповещения;
— создают и содержат в целях гражданской обороны запасы ма
териально-технических, продовольственных и иных средств.
Кроме того, организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Руководство гражданской обороной в федеральных, местных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне. В пределах своих полномочий они имеют право:
— вводить в действие соответствующие планы гражданской
обороны;
18.4. Законодательно-правовые акты в, области защиты населения ...
— принимать решения об эвакуации населения, материаль
ных и культурных ценностей в безопасные районы;
— издавать приказы по вопросам гражданской,обороны.
Федеральный; закон от 22 августа 1995 г. №151-Ф3 "Об аварийно-спасательньгх службах и статусе спасателей" определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания, и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России; устанавливай прав, обязанности и ответственность спасателей; определяет основу государственной политики в области правовой и, социальной защиты спасателей й членов1 их семей.
Основными принципами деятельности аварийно-спаса-
Тельных служб, аварийно-спасательных формирований и спа
сателей являются:, — принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий
приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоро
вья людей, защиты природной среды при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
— принцип единоначалия руководства аварийно-спасательны
ми службами, аварийно-спасательными формированиями;
— принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при
Проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
— принцип постоянной готовности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований к оперативно
му реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению
работ по их ликвидации:
В соответствии с законом к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газо-спасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций идругие, перечень которых может быть дополнен ращением Правительства РФ.
Основными задачами аварийно-спасательных служб иаварийно-спасательных формирований являются:
— поддержание органов управления, сил и средств аварий
но-спасательных служб в постоянной готовности к выдви
жению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
402 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
— контроль за готовностью обслуживаемых объектов и терри
торий к проведению на них работ по ликвидации чрезвы
чайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых
объектах или территориях.
В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
— на постоянной штатной основе — профессиональные ава
рийно-спасательные службы, профессиональные аварий
но-спасательные формирования;
— на нештатной основе — нештатные аварийно-спасатель
ные формирования;
— на общественных началах — общественные аварийно-спа
сательные формирования.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
— о проведении эвакуационных мероприятий;
— об остановке деятельности организаций, находящихся в
зонах чрезвычайных ситуаций;
— о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и
территориях организаций, находящихся в зонах чрезвы
чайных ситуаций;
— об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных си
туаций;
— о разбронировании резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций;
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
— об использовании в порядке, установленном законодатель
ством РФ, средств связи, транспортных средств и иного
имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычай
ных ситуаций;
— о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвы
чайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-
спасательных формирований, а также спасателей, не вхо
дящих в состав указанных формирований, при наличии у
них документов, подтверждающих их аттестацию на про
ведение аварийно-спасательных работ;
— о привлечении на добровольной основе населения к прове
дению неотложных работ, а также отдельных граждан, не
являющихся спасателями, с их согласия к проведению
аварийно-спасательных работ;
— о принятии других необходимых мер, обусловленных раз
витием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликви
дации.
Закон определяет также статус спасателей, их права, обязанности и ответственность.
В Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" отмечается, что организация обороны наряду с подготовкой к военным действиям Вооруженных сил включает в себя и проведение таких мероприятий, как:
— планирование перевода органов государственной власти и
экономики страны на работу в условиях военного времени;
— мобилизационная подготовка органов государственной
власти всех уровней и организаций независимо от форм
собственности, транспорта, коммуникаций и населения
страны;
— создание запасов материальных ценностей государственно
го и мобилизационного резервов;
— планирование и осуществление мероприятий по граждан
ской и территориальной обороне.
Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В функции организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РФ входят:
— выполнение мобилизационных заданий по подготовке и
созданию на военное время специальных формирований;
404 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
— обеспечение и выполнение мероприятий по гражданской и
территориальной обороне;
— осуществление мероприятий, предусмотренных планами
перевода экономики страны (мобилизационными планами)
на работу в условиях военного времени.
Кроме названных нормативно-правовых актов за последние годы Правительством РФ принято целый рад постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.