Общие методические рекомендации
ГБОУ ВПО «Пермская государственная
фармацевтическая академия»
Минздравсоцразвития России
Кафедра физики и математики
Методические указания
и контрольные задания
по дисциплине «Статистика в фармации»
для студентов заочного факультета
Пермь – 2012
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Статистика в фармации» для студентов заочного факультета составили преподаватели кафедры физики и математики Пермской государственной фармацевтической академии преподаватели Данилов Ю.Л., Соснина Л.А., Тихонова Н.Е., Фаерштейн С.И.
Под редакцией зав. кафедрой физики и математики доцента Вахрина М.И.
Рецензент:
зав. кафедрой физической и коллоидной химии ПГФА профессор Гейн В.Л.
Содержание
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 4
ЛИТЕРАТУРА.. 7
Методические указания к решению задач. 8
Примеры решения задач. 18
Контрольные задания. 35
Приложение 1. 56
Приложение 2. 58
Приложение 3. 59
Приложение 4. 60
Приложение 5. 61
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Курс "Статистика в фармации" имеет целью ознакомить студентов с основами математико-статистического аппарата как инструмента для решения теоретических и практических задач фармации и химии. Роль и возможности математической статистики и математического моделирования в самых разных областях научных и практических исследований возрастают с развитием и массовым распространением компьютерной техники. Некоторые, широко применяемые в разных областях знаний, разделы математической статистики доведены до уровня методик и включены в издания Государственной фармакопеи.
Целью преподавания курса «Статистика фармации » является:
· овладение статистическим аппаратом, необходимым для анализа экономической деятельности аптечных учреждений;
· освоение необходимых приёмов самостоятельного исследования профессиональных проблем с помощью современных статистических методов;
· развитие логического и алгоритмического мышления, необходимого для решения задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Статистический анализ является обязательным при описании и изучении экономической деятельности любого учреждения, в том числе и аптечного. Методы математической статистики необходимы также при проведении любых научных исследований в области фармации.
Дисциплина "Статистика в фармации" изучается студентами заочного факультета фармацевтической академии на протяжении первого года обучения. Основным видом учебной работы студента заочного факультета академии является самостоятельное изучение данного предмета. В конце учебного года проводится лабораторно-экзаменационная сессия, состоящая из лекционных и практических занятий и зачёта в устной, письменной или тестовой форме.
Приступая к самостоятельной изучению предмета, следует, прежде всего, ознакомиться с программой курса. Из рекомендованной литературы надо взять за основу одно или два учебных пособия, полностью охватывающих программный материал. К другим пособиям рекомендуется прибегать в тех случаях, когда встретятся затруднения в понимании какого-либо вопроса. Учебники следует читать внимательно, продвигаясь вперёд только по мере усвоения материала. Чтение учебных материалов должно сопровождаться решением задач. Начинать нужно с разбора тех задач, которые рассмотрены в методических указаниях и учебниках.
Большое значение в самостоятельной работе студента имеет рабочая тетрадь – конспект. При первом чтении учебника в конспект рекомендуется выписывать определения основных понятий, вывод формул, формулировки теорем, их доказательства и решение задач. Полезно составить отдельный лист, в который следует выписывать важнейшие формулы курса.
Если в процессе работы студент встретится с затруднениями, он может обратиться за консультацией к рецензенту его контрольных работ письменно через деканат заочного факультета или по электронной почте.
В процессе изучения курса студент обязан выполнить контрольную работу. Приступать к выполнению контрольных заданий следует только после усвоения теории соответствующего раздела и разбора примеров решения задач.
Номер варианта определяется по последней цифре шифра.
Контрольные работы следует выполнять в обычной школьной тетради, оставляя поля для заметок рецензента. Решения задач необходимо располагать в порядке номеров, указанных в задании; перед решением каждой задачи надо записать полностью её условие. Решение задач следует излагать подробно, без сокращения слов, и сопровождать, в случае необходимости, ссылками на теорию. Графики и диаграммы можно выполнять от руки. Решение каждой задачи следует начинать с новой страницы. При решении задач округлять числовые результаты до трёх или четырёх значащих цифр.
Контрольные работы отсылаются для рецензирования в деканат заочного факультета Пермской государственной фармацевтической академии до 1 апреля. Лицевая сторона отсылаемой тетради должна быть оформлена следующим образом:
Контрольная работа по предмету
«Статистика в фармации»
вариант №____
студента I курса заочного факультета ПГФА
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
шифр_____
Домашний адрес:_______________________
После проверки работы рецензентом деканат высылает студенту рецензию. В ней может быть указано на необходимость исправления обнаруженных ошибок и недочётов. Студент должен выслать исправленные задачи. Если работа не зачтена в целом, то она должна быть переделана полностью и вновь выслана в деканат заочного отделения.
Рецензию на контрольную работу студент должен сохранять и предъявлять её на зачёте по требованию преподавателя.
Во время летней лабораторно-экзаменационной сессии студенты слушают обзорные лекции, на которых излагаются важнейшие теоретические положения курса. На практических занятиях большее внимание уделяется практическим приложениям курса.
После прослушивания лекций и прохождения практических занятий студенты сдают зачёт. Зачёт проводится в устной, письменной или тестовой форме. К сдаче зачёта допускаются учащиеся, правильно и полностью выполнившие контрольную работу и получившие допуск по практическим занятиям в период сессии. При сдаче зачёта от студента требуется умение формулировать основные определения, делать выводы некоторых формул и решать соответствующие задачи. Студенту могут быть заданы вопросы по выполненной им контрольной работе.
Зачёт сдаётся только по месту обучения. Сдача зачёта в других ВУЗах не разрешается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Морозов Ю.В. Основы высшей математики и статистики. – М.: Медицина, 2010. – 232 с.
2. Лобоцкая, Н.Л., Морозов Ю.В., Дунаев А.А. Высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа, 1987. - 319 с.
3. Данилов Ю.Л., Данилова В.И., Соснина Л.А., Тихонова Н.Е. Методические указания и контрольные задания к лабораторно-вычислительным занятиям по курсу высшей математики. Учебное пособие. – Пермь: ПГФА, 2006. – 195 с.
4. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2003. - 479 с.
5. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. - М.: Высшее образование, 2007. - 404 с.
6. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 656 с.
7. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А. Практикум по теории статистики. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.