Матрица ответов на тестовые задания. средняя возрастная группа (9 классы)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
средняя возрастная группа (9 классы)
Код/шифр участника |
Уважаемый участник Олимпиады!
Вам предстоит выполнить теоретические и тестовые задания.
Выполнение теоретических заданий целесообразно организовать следующим образом:
· не спеша, внимательно прочитайте задание и определите, наиболее верный и полный ответ;
· отвечая на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
· если вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
· особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить ваше мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;
· после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных вами ответов и решений.
Выполнение тестовых заданий целесообразно организовать следующим образом:
· не спеша, внимательно прочитайте тестовое задание;
· определите, какой из предложенных вариантов ответа наиболее верный и полный;
· обведите кружком букву, соответствующую выбранному вами ответу;
· продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий;
· после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных вами ответов;
· если потребуется корректировка выбранного Вами варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, а новый выбранный ответ обведите кружком.
Предупреждаем Вас, что:
· при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется как за неверный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;
· при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечены более 2-х ответов, или все ответы (в том числе правильные).
Задание теоретического тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.
Желаем вам успеха!
Общая оценка результата участника________баллов Председатель жюри теоретического тура _____________________ ( ) |
Модуль 1. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Максимальная оценка по модулю 1 определятся суммой баллов, полученных по заданиям 1, 2, 3 и тестовым заданиям, и не должна превышать 30 баллов.
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте внимательно текст – извлечение из анализа условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, проведенного в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». Выделите из этого текста основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает при переходе проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В этих случаях для детей могут создаваться обманчивые ситуации, когда им кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.
Чувство опасности у детей развито недостаточно, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть из-за сооружений, закрывающих обзор видимости, забывая о мерах предосторожности. Выбегая на проезжую часть, ребенок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать с большей скоростью легковые автомобили. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении, и попадают в ДТП.
В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Дети не знают значения светофоров с дополнительной секцией. На перекрёстках наезды часто происходят из-за того, что на зелёный сигнал одновременно с пешеходом поворачивают автомобили, и водители не всегда пропускают пешеходов, особенно детей, которых они не видят из-за их маленького роста.
Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.
В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.
Дети, легко увлекаясь разговорами, увидев что-то интересное на улице, могут, совершенно не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара. Если водитель не видит ребенка на проезжей части из-за его маленького роста, или при повороте автомобиля, то в результате такой ситуации и происходит наезд.
Одной из причин ДТП может быть переход дороги не по пешеходному переходу на перекрёстке, а по его центру. Не ожидая появления ребенка в зоне перекрёстка, а не на пешеходном переходе, водитель не успевает затормозить и происходит наезд
ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из маршрутного транспорта, дети начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП.
Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть. В результате происходит ДТП.
Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дети бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП.
Вариант ответа:
· переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода;
· выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости;
· неподчинение сигналам регулирования;
· нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых;
· игра вблизи и на проезжей части;
· движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара;
· незнание правил перехода перекрёстка;
· неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта;
· езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги;
· переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 9 баллов, при этом необходимо учитывать:
· вариативность ответов участников;
· грамотность и стиль изложения ответа;
· оценивать знаниевый компонент;
· умение последовательно и логично излагать смысловое и полное содержание рекомендаций.
Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются
Задание 2. Перечислите, что запрещается водителям велосипеда, согласно действующим «Правилам дорожного движения Российской Федерации»:
· Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой
· Перевозить пассажиров , кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками
· Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз мешающий управлению
· Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки
· Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении
· Буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом
Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание до 6 баллов
по 1 баллу за каждую из шести позиций. Если по какой либо позиции ответ неверен, или не указан, баллы за эту позицию не начисляются
запрещающие |
знаки приоритета |
знаки сервиса |
знаки дополнительной информации |
знаки особых предписаний |
информационные знаки |
предупреждающие |
предписывающие |
Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание до 8 баллов (по 1 баллу за каждую из восьми позиций.) Если по какой либо позиции ответ неверен, или не указан, баллы за эту позицию не начисляются | ||
ЗАДАНИЕ 4. Выполните тестовые задания | ||
№ | Тестовые задания | Макс балл | Кол-во набранных баллов |
Определите правильные ответ | |||
1. | Дорога включает в себя: а) проезжую часть, трамвайные пути, тротуары и обочины; б) одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; в) несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. | ||
2. | Участник дорожного движения – это: а) лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя транспортного средства; б) лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя или пассажира транспортного средства; в) лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения - в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. | ||
3. | Пешеходы, не перевозящие или не переносящие громоздкие предметы, должны двигаться: а) по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам; б)по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по краю проезжей части; в)только по тротуарам или пешеходным дорожкам. | ||
4. | Участники дорожного движения обязаны: а) знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки; б) изучать нормативные документы по обеспечению безопасности дорожного движения и периодически, но не реже одного раза в год проходить тренинги безопасному поведению на улицах и дорогах в органах ГИБДД по месту жительства; в) выполнять все указания сотрудников полиции при передвижении по улицам и дорогам; г) выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. | ||
5. | Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает: а) определенные режимы движения; б) порядок движения; в) габариты дорожных сооружений; г) габариты элементов оборудования дорог. | ||
Итого: |
Матрица ответов на тестовые задания
Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ | Номер теста | Верный ответ |
Б | В | А | А, Г | А, Б |
Примечание: при оценке всех тестовых заданий, 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы.
МОДУЛЬ 2. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Максимальная оценка по модулю 2 определятся суммой баллов, полученных по заданиям 1, 2, 3 и тестовым заданиям, и не должна превышать 35 баллов.
Задание 1. Установите соответствие между группами ЧС природного характера и опасными природными явлениями, результат занесите в таблицу
12. сильный гололед |
А) ЧС морского гидрогеологического характера |
1. лавины |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
7, 9 | 2, 16 | 11, 3 | 4, 12, 21, 22 | 10, 19 | 1, 5, 13, 15 | 20, 14 |
Б) Инфекционная заболеваемость животных |
2. эпизоотия |
13. камнепады |
Е) ЧС геофизического характера |
Г) ЧС гидрологического характера |
8. пандемия |
16. панзоотия |
Ж) ЧС геологического характера |
З) ЧС гидрогеологического характера |
18. высокий уровень грунтовых вод |
3. заторы |
17. зажоры |
11. паводок |
10. извержения вулканов |
К) Природные пожары |
22. снегопад |
21. сильные туманы |
20. торфяной пожар |
19. землетрясения |
5. оползни |
4. смерчи |
7. интенсивный дрейф льдов |
15. сели |
6. эпифитотия |
И) Инфекционная заболеваемость растений |
14. степной пожар |
9. цунами |
В) Инфекционная заболеваемость людей |
Д) ЧС метеорологического характера |
Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание до 10 баллов
по 1 баллу за каждую из десяти позиций. Если по какой либо позиции ответ неверен, или не указан, баллы за эту позицию не начисляются;
Задание 2. Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложите рекомендации: