Билет № 20. 3. Решите задачу на сцепленные с полом признаки
1. 2.
3. 4.
1)-Мышечная (Поперечно-полосатая, сердечная ); 2)-Нервная (Нейрон);
3)-Эпителиальная (Железистая); 4)-Соединительная (кровь)
Билет № 12. 3. Рассмотрите рисунок с изображением фаз клеточного цикла. Расположите цифры в последовательности, соответствующей фазам митоза. Какие фазы относятся к митозу, а какие – к цитокинезу?
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
1)Интерфаза | 2)анафаза | 3)профаза | 4)анафаза | 5)метафаза | 6)телофаза | 7)цитокинез | 8)Дочерние клетки |
Билет № 133.Заполните таблицу: «Законы Менделевского типа наследования признаков»
Генотипы скрещиваемых особей | Гаметы скрещиваемых особей | Соотношение генотипов в потомстве | Соотношение фенотипов в потомстве | |
первый родитель | второй родитель | |||
ААх АА | А | А | 100% | 100% |
АА х Аа | А | А,а | 1:1 | 100% |
АА х аа | А | а | 1:1 | 1:1 |
аах аа | а | а | 100% | 100% |
Аах Аа | А,а | А,а | 1:2:1 | 3:1 |
Билет № 143. Рассмотрите рисунок. Какой процесс изображен? Сколько делений претерпевает клетка? Назовите фазы обозначенные цифрами 1-12.
.
1-8-первое мейотическое деление приводит к уменьшению числа хромосом.
1-профаза; 2-коньюгация; 3-кроссинговер;
4-5-метафаза (I); 6-анафаза(I); 7-телофаза (I); 8-цитокинез(I)
9-метафаза( II); 10-анафаза(II); 11-телофаза(II); 12-цитокинез(II)
Билет № 15.3.Впишите недостающие термины в схему: «Типы и способы размножения организмов»
I - Бесполое размножение; г) корневищами
1.Спорами д) усы(надземные побеги)
3.а) фрагментами тела;
б) клубнями;
в) луковицами; II – Половое размножение
Билет № 16. 3.Определите способы вегетативного размножения растений, представленных на рисунке (1-7). Какое значение имеет вегетативное размножение в жизни растений?
1 – Усы;
2 – подземные побеги;
3 – клубнями;
4 – отпрысками;
5 – прививка почки;
6 – луковицами;
7 – корневищами
Билет № 17. 3. Рассмотрите рисунки под буквой А и Б. Какие типы постэмбрионального развития представлены. В чем различия?
А
Б
А – развитие с метаморфозами (стадия головастик) икра – зародыш – головастик – лягушка (взрослая особь);
Б – прямой путь развития без превращения яйцо – личинка – имаго.
Билет № 18. 3. Заполните в таблице недостающие ячейки «Критерии виды». Оцените значимость каждого критерия для определения видовой принадлежности особи.
Название критерия | Признаки особей по критерию | Исключение |
Морфологический | Сходство внешнего и внутреннего строения организмов | Виды -двойники |
Физиологические | Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства | Наличие межвидовых гибридов |
Экологический | Сходство по способам питания, местам обитания и т.д. | Экологические ниши разных видов перекрываются |
Географический | Занимают определённый ареал | космополиты |
Биохимический | Сходство по биохимическим параметрам | близкие по биохимическому составу виды |
Генетический | Генетическая несовместимость, невозможность полового процесса. | Собака и волк, тополь, ива |
Исторический | Общность предков, единая история возникновения и развития видов |
Билет № 19. 3. Решите задачу на моногибридное скрещивание
Задача:у томатов кожица плодов может быть гладкой и опушенной. Один сорт имеет плоды гладкие, другой – опушенные. При их скрещивании первое поколение имеет гладкие плоды, во втором поколении – 170 растений с опущенными и 520 с гладкими плодами. Как наследуется опушенность? Сколько будет гомозигот среди томатов с гладкой кожицей?
Билет № 20. 3. Решите задачу на сцепленные с полом признаки
У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с X-хромосомой. Полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур – женский, и X-хромосома в этом случае обозначается Z, а Y-хромосома – W. У юннатов имеются полосатые петухи и белые курицы. От их скрещивания получено 100 полосатых петухов и кур и 98 – белых. Определите генотип потомства и родителей.
Билет № 21. 3. Решите задачу на сцепленные с полом признаки
У человека ген, вызывающий одну из форм цветовой слепоты (дальтонизм), локализован в X-хромосоме. Состояние болезни вызывается рецессивным геном (d), состояние здоровья – доминантным (D). Девушка с нормальным зрением, отец которой страдал цветовой слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого страдал дальтонизмом. Какое зрение можно ожидать у детей от этого брака?
Билет № 22. 3. Заполните таблицу «Формы борьбы за существования»
Формы борьбы | Характеристика | Результат | Примеры |
Внутривидовая | Между особями одного вида или популяции | Сохранение популяции и вида за счёт гибели слабых | Состязание между хищниками одной популяции за добычу; внутривидовой каннибализм |
Межвидовая | Особи разных видов | Использование одного вида другим в качестве пищи, расселение на новой территории | Борьба за пищу между видами одного рода – серой и чёрной крысами |
С неблагоприятными факторами среды | Особь и абиотические факторы | Выживание в крайних или изменившихся условиях наиболее приспособленных | Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку |
Какая форма борьбы за существование является самой жестокой? Почему?
Внутривидовая совпадают по всем требованиям к среде обитания
Билет № 23. 3. Рассмотрите рисунок. Какой фактор является регулятором численности зайца – беляка? Какая форма борьбы за существование здесь имеет место?
Решающий фактор численность хищника (рысь, волк, лиса)
межвидовая.
Билет № 243. Заполните таблицу: «Строение и функции нуклеиновых кислот»
Параметры сравнения | РНК | ДНК |
1. Нуклеотидный состав | Азотистое основание ( А – аденин, У – урацил, Ц – цитозин ) | Азотистое основание ( А – аденин, Т – тимин, У – урацил, Ц – цитозин) |
2. Особенности строения | Одинарная полинуклеотидная цепочка, кроме вирусов. | Двойная, свёрнутая, правозакрученная спираль |
3. Местонахождение в клетке | Ядро, митохондрии, рибосомы, | Ядро, митохондрии, хлоропласты |
4. Виды РНК | Транспортная, рибосомальная, информационная | |
5. Значение и функции | И-РНК (или м-РНК) определяет порядок расположения аминокислот в белке; т-РНК подносит аминокислоты к месту синтеза белка (к рибосомам); р-РНК определяет структуру рибосом | Химическая основа гена; хранение и передача наследственной информации о структуре белков. |
Билет № 25.3.Рассмотрите схему действия трех форм естественного отбора. Охарактеризуйте их.Какие из форм отбора приводят: А) к изменяемости вида; б) к неизменяемости вида; в) к образованию разновидностей?
Стабилизирующая форма приводит к неизменяемости вида.
движущая форма к изменяемости
дизруптивный – к образованию разновидностей.
http://humbio.ru/humbio/cytology/000e1082.htm