Тестовые задания: Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности
1. Если в растворе СН+ < CОН-, то реакция среды этого раствора
1. буферная
2. кислая
3. щелочная
4. нейтральная
5. положительная
2. Мера электростатического взаимодействия между всеми ионами, находящимися в растворе, называется:
1. ионным произведением воды
2. степенью электролитической диссоциации
3. константой электролитической диссоциации
4. осмотическим давлением
5. ионной силой раствора
3. Если два раствора одного и того же вещества имеют одинаковую окраску при одинаковой толщине слоя, то концентрации их равны. Этот закон лежит в основе определения концентрации вещества методом:
1. кондуктометрии
2. потенциометрии
3. колориметрии
4. редоксометрии
5. хроматографии
4. Чтобы изменить рН раствора от 8 до 9 надо концентрацию ионов гидроксила ОН- в растворе:
1. уменьшить в 10 раз
2. уменьшить на 1 моль/л
3. увеличить на 1 моль/л
4. увеличить в 10 раз
5. нет правильного ответа
5. Ориентировочное значение рН исследуемого раствора 4. При определении точного значения рН раствора методом цветной шкалы готовят серию растворов-эталонов со значениями рН:
1. 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0;
2. 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0:
3. 4,0 4,5 5,0 5,5 6,0;
4. 3,6 3,8 4,0 4,2 4,4:
5. 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0.
6. Отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода в растворе - это:
1. ионное произведение воды
2. константа воды
3. водородный показатель
4. гидроксильный показатель
5. буферная емкость
7. Кислой среде соответствует концентрация ионов водорода (моль/л), указанная в ряду
1. 10-7, 10-12.
2. 10-8, 10-12.
3. 10-3, 10-7.
4. 10-4, 10-10.
5. 10-1, 10-3.
8. При колориметрическом определении рН приблизительное (ориентировочное) значение рН исследуемого раствора определяют:
1. с помощью универсального индикатора
2. по электропроводности раствора
3. по сопротивлению раствора
4. по повышению температуры кипения раствора
5. по обесцвечиванию перманганата калия
9. Формула: Кдисс = a2·С - это математическое выражение
1. закона Вант-Гоффа
2. закона разведения Оствальда
3. второго закона Рауля
4. третьего закона Рауля
5. первого закона Рауля
10. Выражение: СН+·СОН- = 10-14 - это
1. константа диссоциации воды
2. ионное произведение воды
3. константа нестойкости
4. закон разведения Оствальда
5. водородный показатель
11. Слабые электролиты имеют степень электролитической диссоциации:
1. больше 30%
2. меньше 30%
3. меньше 3%
4. от 30 до 90%
5. больше 100%
12. В серии эталонов-буферов для колориметрического отделения рН растворов значения рН должны отличаться друг от друга
1. на 1 единицу рН
2. не более чем на 0,2 единицы рН
3. на 0,5 единицы рН
4. не должны отличаться значениями рН, т.е. рН должны быть одинаковыми
5. не должны отличаться значениями рН, т.е. рН должен быть равным 7
13. Отношение числа молекул, распавшихся на ионы, к общему числу растворенных молекул, называется
1. степенью электролитической диссоциации
2. буферной емкостью
3. константой диссоциации
4. степенью набухания
5. активной кислотностью
14. К сильным электролитам относятся все вещества в ряду:
1. Н2О, НCl, NaCl
2. KCl, CH3COOH, NH4OH
3. CH3COOH, NH4OH, H2CO3
4. H2CO3, HNO3, H2SO4
5. KCl, NaOH, HNO3
15. Для определения рН растворов колориметрическим методом - методом цветной шкалы
1. готовят серию эталонов-буферов со значениями рН, близкими к ориентировочному
2. измеряют скорость реакции через каждые 10 град.
3. измеряют степень мутности растворов при различной концентрации реагирующих веществ
4. готовят ацетатную буферную смесь с соотношением компонентов 1:1, и измеряют рН через 30 секунд
5. проводят комплексонометрическое титрование
16. Степень электролитической диссоциации слабого электролита не зависит от
1. концентрации вещества
2. природы растворителя
3. природы растворенного вещества
4. температуры
5. скорости перемешивания раствора
17. Метод определения концентрации растворов по интенсивности их окраски называется:
1. колориметрией
2. кондуктометрией
3. комплексонометрией
4. редоксометрией
5. ацидиметрией
18. Степень электролитической диссоциации уменьшается при
1. повышении температуры
2. повышении концетрации растворенного вещества
3. разбавлении раствора
4. замене неполярного растворителя на полярный при растворении вещества с ионной связью
5. нет правильного
19. Вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от рН среды называются
1. катализаторами
2. буферными растворами
3. индикаторами
4. комплексными соединениями
5. высокомолекулярными соединениями
20. Активная кислотность растворов определяется
1. общей концентрацией кислоты
2. концентрацией ионов водорода в растворе
3. концентрацией недиссоциированных молекул кислоты
4. концентрацией гидроксид-ионов
5. общей концентрацией всех кислых продуктов (кислот, кислых солей)
21. В растворе слабой фтороводородной кислоты HF с концентрацией 0,08 моль/л степень диссоциации кислоты равна 0,0125. рН этого раствора равен:
1. 0,001
2. 3,0
3. 11,0
4. 0,90
5. 1,1
22. В растворе HCl с концентрацией 0,0001 моль/л рН равен:
1. 10-4
2. 10-10
3. 4
4. 10
5. 8.0
23. В растворе муравьиной кислоты с концентрацией 0,005 моль/л степень диссоциации кислоты составляет 0,02. рН этого раствора равен:
1. 4,0
2. 0,0001
3. 10,0
4. 2,30
5. 6,0
24. В растворе щелочи NaOH с концентрацией 0,1 моль/л рН равен:
1. 13,0
2. 1,0
3. 0,01
4. 0,9
5. 10
25. Один литр раствора содержит 0,004 г NaOH. рН этого раствора равен:
1. 4,0
2. 0,0001
3. 10,0
4. 2,40
5. 6,0
26. рН раствора соляной кислоты равен 3. Концентрация ионов водорода (моль/л) в этом растворе равна:
1. 3,0
2. 0,003
3. 11,0
4. 0,001
5. 0,3
27. В 1 литре раствора содержится 0,0063 г азотной кислоты HNO3. рН этого раствора равен:
1. 4,0
2. 0,8
3. 2,2
4. 10,0
5. 11,8
28. В растворе уксусной кислоты с концентрацией 0,04 моль/л степень диссоциации кислоты составляет 0,025. рН этого раствора равен:
1. 3,0
2. 0,001
3. 1,40
4. 1,60
5. 11,0
29. рН раствора равен 4. Концентрация ионов водорода СН+ в этом растворе равна:
1. 4,0 моль/л
2. 0,0001 моль/л
3. 0,0004 моль/л
4. 0,04 моль/л
5. 0,01 моль/л
30. В 1 литре раствора содержится 0,0056 г КОН. рН этого раствора равен:
1. 4,0
2. 10,0
3. 0,0001
4. 2,25
5. 11,7
1. Тема №4:Буферные растворы.
2. Цель: Изучить состав, свойства и механизм действия буферных систем. Познакомить студентов с буферными системами организма и сущностью кислотно-основного равновесия живого организма.
3. Задачи обучения:Научить готовить буферные растворы с заданным значением рН, определять буферную емкость, строить график буферной кривой.
4. Основные вопросы темы:
1. Буферные растворы. Их классификация по составу.
2. Механизм действия буферных растворов при добавлении растворов кислот и щелочей и при разбавлении.
3. Уравнение буферных систем.
4. Емкость буферных растворов, факторы на нее влияющие.
5. Белковые буферные системы. Буферные системы крови.
6. Понятие о кислотно-щелочном состоянии крови и щелочном резерве крови. Ацидоз. Алкалоз.
5. Методы обучения и преподавания:
Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний – защита отчета.