Образования горячих трещин
Несмотря на благоприятное влияние бора при содержании его от 0,3 до 0,5% на стойкость против образования горячих трещин аустенитных швов, ввиду весьма отрицательного влияния образующейся при этом боридной фазы на коррозионную стойкость такого металла возможность использования бора для повышения трещиноустойчивости швов при сварке коррозионностойких аустенитных сталей исключена.
Известно, что весьма положительное влияние на повышение стойкости однофазных аустенитных швов против образования горячих трещин оказывают молибден и вольфрам. Благоприятное влияние этих элементов на трещиноус-тойчивость объясняют [207] способностью подавлять развитие физической не-однородности в таком металле после завершения кристаллизации. В ряде ис-точников отмечается, что подобное влияние оказывает также и ванадий.
Вместе с тем Ю. Н. Каховским и Г. П. Демьяненко установлено (рис. 122), что в швах типа 06Х23Н28МЗДЗТ и 08Х18Н18МЗТ кривые, характеризующие влияние ванадия и молибдена на трещиноустойчивость, имеют максимум. Повышение содержания молибдена более 4,0% и ванадия более 0,8% в таких швах при погонной энергии сварки свыше 5000 кал/см снижает их стойкость против образования горячих трещин (рис. 122), причем в швах с 23% Сг, 28% Ni и 3% Сu увеличение количества молибдена более 5 % приводит к об-разованию также и поперечных трещин.
Рис. 122. Влияние ванадия (кривая 1) и вольфрама (кривая 2) в швах 05Х18Н18ГЗАМ2 и молибдена в швах 05Х18Н18АГЗ (кривая 3) и 06Х23Н28МЗДЗТ (кривая 4) на их стойкость против горячих трещин
(q/v =4500 кал/см).
Отрицательное влияние молибдена в количестве более 3,5% на стойкость против образования горячих трещин аустенитных швов объясняют образовани-ем в нем интерметаллидной второй фазы типа Fe36Cr12 Mo, сообщающей хруп-кость металлу при высоких температурах. Возможно, что увеличение количе-ства молибдена свыше 3,5—4,0% в шве данного состава приводит к чрезмер-ному повышению высокотемпературной прочности металла. Следовательно, легирование шва молибденом целесообразно до количества, обычно содер-жащегося в коррозионностойких сталях (не бол ее 4%). Легирование же вана-дием ограничивается пределом 0,4 - 0,8%. Поэтому содержание ванадия в хромоникельмолибденовых аустенитных проволоках должно быть в пределах 0,5—1,0%.
Легирование проволоки вольфрамом более 2,5% затруднительно в связи с ухудшением ее горячей прокатываемости. Таким образом, для повышения тре-щиноустойчивости не следует вводить вольфрам выше указанного предела.
Как показали исследования, вольфрам повышает прочностные характе-ристики при комнатной температуре аустенитного хромоникельмолибдено-марганцевого азотосодержащего наплавленного металла. При содержании его до 2,0—2,5% в проволоке и некотором снижении содержания молибдена оказы-вается целесообразным легирование им швов при сварке стабильноаустенитных хладостойких сталей повышенной прочности.
Ранее автором было отмечено [134] благоприятное влияние азота на по-вышение стойкости против образования горячих трещин аустенитных швов. Общеизвестно также полезное действие марганца на трещиноустойчивость ме-талла. В связи с этим были проведены исследования по выяснению раздельного и совместного влияния этих элементов на трещиноустойчивость хромоникель-молибденовых аустенитных швов (рис. 123 ).
Рис. 123. Влияние марганца при различном содержании азота (а)и азота при различном содержании марганца (б)на трещиноустойчивость хромоникель-молибденового аустенитного шва типа 18-17-4Т (сварка под высокоокисли-тельным низкокремнистым флюсом при q/v = 4500 кал/см: 1-0,25% N;
2 - 0,05% N; 3 - 0,10% N; 4- 0,15% N; 5 - 3,0% Мn; 6 - 2,0% Мn;7-6,0% Мn; 8-1,0% Мn.
Опытные швы выполняли под флюсом АН-26 и низкокремнистым высо-коокислительным АН-18. Стойкость против образования горячих трещин опытных швов, выполняемых под окислительным флюсом, была значительно выше, чем под флюсом АН-26.
Как показали опыты, легирование шва на хромоникельмолибденовой ста-ли раздельно марганцем в количестве 3,0—4,0% или азотом не менее 0,10% предотвращает образование горячих трещин при автоматической сварке и ре-жимах с погонной энергией до 4000— 4500 кал/см. Однако при более высокой погонной энергии сварки предотвратить появление горячих трещин в таких швах путем дополнительного легирования их только марганцем или только азотом не представляется возможным. Для исключения образования горячих трещин такие швы необходимо легировать совместно марганцем и азотом. Вместе с тем из рис. 123 следует, что кривые изменения критической скорости деформирования швов с изменением содержания азота и марганца имеют максимум. Чрезмерное легирование этими элементами ухудшает стойкость сварных аустенитных швов против образования горячих трещин.
Оптимальным с точки зрения трещиноустойчивости однофазных аусте-нитных хромоникельмолибденовых швов является легирование их совместно марганцем в количестве 3,25% и азотом — 0,13%.
Из вышесказанного следует, что при легировании только азотом (в том числе при наличии молибдена) не всегда можно предотвратить образование го-рячих трещин в аустенитных сварных швах.
Легирование швов только марганцем также не исключает возможность возникновения горячих трещин в них. Марганец слабо блокирует дислокации] и весьма незначительно увеличивает энергию активации процесса диффузии несовершенств кристаллической решетки. Роль марганца, как известно, состоит в нейтрализации серы, снижающей стойкость против образования горячих трещин. Однако, как показали опыты, при любом количестве марганца полностью избежать возникновения горячих трещин в хромоникельмолибде-новых аустенитных швах не представляется возможным.
Значительное повышение эффекта действия азота и марганца при совме-стном их введении в сварной шов можно объяснить следующим образом. Взаи-модействуя с атомами азота, марганец замедляет их диффузию, уплотняя таким образом облака и усиливая тормозящее влияние последних на перемещение дислокаций и вакансий к границам.
Следует отметить, что даже при наличии достаточного количества молиб-дена, азота и марганца в металле чисто аустенитных швов, выполняемых на умеренных режимах, в них, несмотря на отсутствие горячих трещин, иногда можно обнаружить упомянутые выше вторичные границы (чаще прерывистые), особенно после повторного нагрева или при многослойной сварке и наплавке.
По-видимому, не только в уменьшении развития физической неоднород-ности заключается положительное влияние азота и марганца, равно как молиб-дена и вольфрама, на повышение трещиноустойчивости аустенитных швов. Можно предположить, что, растворяясь в твердом растворе металла шва, преж-де всего (в большем количестве) в наиболее разрыхленных межкристаллитных зонах и в итоге на вторичных границах, азот совместно с марганцем уплотняет кристаллическую решетку этих границ, повышая тем самым высокотемперату-рную межкристаллитную прочность, а возможно и пластичность металла. При этом межкристаллитные границы по прочности и пластичности становятся бли-зкими телу кристаллитов.
Благодаря этому деформирование металла под действием нарастающих напряжений в подсолидусной температурной области и соответствующая час-тичная релаксация этих напряжений происходит не только за счет межкриста-ллитного проскальзывания, но и за счет внутрикристаллитной деформации ме-талла.
При оптимальном содержании азота и марганца или других упрочнителей высокотемпературное межкристаллитное проскальзыванне остывающего металла может происходить лишь при более низких температурах, под действием более высоких напряжений и при большем темпе возрастания деформаций, чем без этих элементов.
Короче, роль марганца и азота, равно как и молибдена, вольфрама и дис-персных оксидов, состоит в уменьшении насыщения границ кристаллитов ва-кансиями решетки в подсолидусной температурной области, а также в предот-вращении раскрытия микрополостей в трещины за счет того же торможения притока вакансий к последним.
Ухудшение трещиностойкости аустенитного шва при чрезмерном леги-рованни азотом, марганцем и другими упрочняющими элементами обуслов-лено, по-видимому, тем, что такая концентрация их вызывает настолько силь-ное упрочнение приграничных зон и самих кристаллитов, что резко снижает способность металла к высокотемпературной пластической деформации (соп-ротивление пластической деформации становится выше сопротивления от-рыва), и под действием возрастающих напряжений легче, т.е. при меньшем темпе нарастания напряжений, происходит хрупкое (путем отрыва) межкри-сталлитное разрушение металла сварного шва.