Взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
В начале рассмотрения вопроса отметим, что взаимодействие следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выступает частным проявлением общего понятия «взаимодействие» и, следовательно, несет в себе его сущностные признаки.
Выше сказанное позволяет нам, применительно к рассматриваемой тематике, определить взаимодействие как основанную на законах и иных нормативных актах согласованную деятельность следователя, органов дознания и иных субъектов в рамках представленной им компетенции, направленную на решение задач раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее также – преступлений).
Нормативная правовая основа взаимодействия следователя с иными участниками раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, помимо общих положений, содержащихся в УК РФ, УПК РФ, ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и других правовых нормах, состоит из норм ведомственного (межведомственного) уровня.
Так, приказ МВД России от 20 июля 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» определяет основные задачи, принципы и условия взаимодействия следователя органов внутренних дел (далее – ОВД) и иных участников раскрытия и расследования преступлений. Здесь же раскрываются отдельные формы взаимодействия: создание и деятельность следственно-оперативной группы (далее – СОГ), взаимодействие при реализации оперативных материалов, обмен информацией.
Приказ МВД, ГТК, ФСБ, ФПС РФ от 7 мая 1998 г. № 284/328/204/217 «О создании Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления)» утверждает Положение о Центре межведомственного взаимодействия (его структурных подразделениях: отделах (отделениях) межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при ОВД субъектов Российской Федерации), основная задача которого видится в объединении усилий по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров. В функции Центра (его территориальных подразделений) входит концентрация (представление по запросу) информации о фактах, лицах и объектах, причастных к незаконному обороту наркотиков; согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении совместных мероприятий, оказание необходимой помощи территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти (органам субъектов России) в организации работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, участие в обеспечении взаимодействия с зарубежными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК, СВД РФ от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/310/56 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» определяет порядок направления следователю материалов, содержащих результаты оперативно-розыскной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков.
На территории Омской области действует приказ начальника УВД Омской области от 20 ноября 2001 г. № 663 «Об утверждении Наставления по организации работы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков для сотрудников ОВД», который закрепляет:
- за подразделениями криминальной милиции обязанность по взаимодействию в пределах своей компетенции с ОВД соседних регионов России по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков; а также требует при реализации оперативных материалов на сбытчиков, расхитителей, перевозчиков наркотиков, организаторов и содержателей притонов, лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств других граждан, взаимодействовать со следственными подразделениями и на основе согласованного плана проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия;
- за следственными подразделениями обязанность своевременной передачи в соответствующие оперативные подразделения сведений, полученных в ходе расследования уголовных дел и имеющих значение для раскрытия преступлений; требует при реализации оперативными подразделениями материалов разработок на сбытчиков, расхитителей, перевозчиков наркотиков, организаторов и содержателей притонов, лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств других граждан, принятия решения о возбуждении уголовного дела и производства необходимых следственных действий на основе согласованного плана.
Существующие нормы позволяют нам с уверенностью выдвинуть тезис об относительной достаточности правового воздействия на процесс взаимодействия указанных субъектов раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем, нельзя не заметить, что, во-первых, остается неурегулированным вопрос, связанный с предоставлением следователю информации, имеющейся у представителей ФСКН РФ, но полученных за пределами осуществления оперативно-розыскной деятельности. Так, во исполнение постановления Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31 был создан и ведется Единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. Содержащиеся в этом банке сведения в рамках информационного обмена (например, сведения о выявленных и уничтоженных очагах произрастания дикорастущих растений) могут быть полезны следователю в тактическом плане. Однако, являясь специализированной межведомственной автоматизированной информационной системой (п. 3 соответствующего Положения) обозначенный банк данных выступает в качестве информационного ресурса, находящегося в ведении ФСКН РФ. Правительством РФ закреплено положение о предоставлении различными ведомствами в ФСКН РФ определенных данных, а также об открытости названного банка данных для государственных органов и должностных лиц. Но отсутствие четко закрепленной процедуры использования сведений, а равно ссылка на недопущение открытого использования имеющихся данных, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, порождают затруднения в получении рассматриваемых сведений.
Во-вторых, имеются затруднения в информационном обмене между следователем и органами дознания иных ведомств (например, ФСКН РФ). В соответствии со ст. 151 УПК РФ, следователи органов внутренних дел и органы дознания ФСКН РФ осуществляют свою деятельность по целому ряду совпадающих составов преступлений (ч. 2, 3 ст. 188 УК РФ, ч. 2 ст. 228 УК РФ и др.). Естественно, как у тех, так и у других накапливается информация, имеющая значение для уголовного дела. Вместе с тем, отсутствие ФСКН РФ среди органов, подписавших совместный приказ от 13 мая 1998 г. (акт регулирует процесс представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности), позволяет органам дознания ФСКН РФ при передаче следователю материалов использовать только общие положения ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», которых недостаточно. В отношении же обратной связи: от следователя ОВД к органам дознания ФСКН РФ, речь вообще не идет в силу отсутствия соответствующей нормативной правовой базы.
Значение взаимодействия следователя и иных участников раскрытия и расследования преступлений целесообразно обозначить посредством выделения круга задач, на решение которых направлено взаимодействие. В качестве таковых допустимо выделить:
- своевременное установление преступного деяния (сбыт, хранение, изготовление и т.д.) и лица, его совершившего, а также обеспечение производства неотложных следственных действий по закреплению доказательственной информации;
- введение в объем доказательств по делу сведений, касающихся обстоятельств незаконного оборота наркотиков (обстановка преступного события; лица, прикосновенные к этому и т.д.) и содержащихся в материалах оперативных подразделений;
- получение сведений тактического характера, позволяющих эффективно проводить следственные действия, направленные на сбор, проверку и оценку доказательств виновности лица, занимающегося незаконным оборотом наркотиков;
- организация деятельности административно неподчиненных друг другу органов и должностных лиц в целях установления фактов незаконного оборота наркотиков и лиц, его осуществляющих.
Взаимодействие, в силу различного характера полномочий его субъектов, представляет собой сложную систему. В основе функционирования данной системы лежат основные положения – принципы. Знание и использование в практической деятельности принципов позволит выстроить необходимые взаимоотношения между следователем и иными участниками раскрытия и расследования преступлений, избежать дублирования действий, исключить факты признания недопустимыми полученных результатов деятельности.
Система принципов взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками состоит как из общих принципов, характерных для раскрытия и расследования преступлений в целом (законность, целенаправленность, четкое уяснение участниками взаимодействия его целей и задач и пр.), так и специфических принципов.
С учетом лекционной тематики целесообразно выделить такие специфические принципы, как:
1. Всеэтапность взаимодействия, включая период, предшествующий доследственной проверке сообщения о преступлении. Согласно проведенным исследованиям, основным поводом возбуждения уголовного дела в сфере незаконного оборота наркотиков являются сообщения органов дознания (83,5%)[3]. Данный процент может варьироваться в зависимости от состава преступления (например, материалы органов дознания в качестве повода по незаконному сбыту наркотиков, их контрабанде составляют около 95-98%, при совершении незаконного хранения доля материалов оперативных подразделений снижается), что не умаляет актуальность взаимосогласованной деятельности уже при принятии решения о возбуждении уголовного дела.
2. Совместность планирования реализации оперативных материалов.
Несмотря на то, что тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий относится к компетенции оперативных подразделений, целесообразно привлекать следователя (в некоторых случаях – специалиста) к планированию действий оперативных сотрудников и иных лиц (например, «покупателя»). Это позволит как избежать смешения полномочий, так и наметить последовательность производства неотложных следственных действий.
3. Использование помощи подразделений, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в рамках одного либо нескольких ведомств (МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ).
Итак, выше нами была определена сущность взаимодействия следователя с органами дознания и иными участниками обозначенной правоохранительной деятельности, что позволило выделить как общие, так и частные его признаки. Здесь же было показано значение данного вида взаимодействия, а также определены его принципы.
Одновременно нами была рассмотрена нормативная правовая основа названного взаимодействия, раскрыто ее содержание и выявлены существующие проблемы.