Автоматическая пожарная сигнализация
Отличительной особенностью автоматических пожарных извещателей (ПИ) является их классификация по НПБ 76-98:
- по виду контролируемого признака пожара;
- по характеру реакции на контролируемый признак пожара.
По виду контролируемого признака пожара автоматические ПИ подразделяют на типы: тепловые; дымовые; пламени; газовые; комбинированные.
По характеру реакции на контролируемый признак пожара автоматические ПИ подразделяют на: максимальные; дифференциальные; максимально-дифференциальные.
В каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей.
Тепловой пожарный извещательреагирует на изменение температуры в защищаемом помещении. Максимальные тепловые ПИ - извещатели, формирующие извещение о пожаре при превышении температурой окружающей среды установленного порогового значения, т. е. при достижении температуры срабатывания извещателя. Дифференциальные тепловые ПИ - извещатели, формирующие извещение о пожаре при превышении скоростью нарастания температуры окружающей среды установленного порогового значения. Максимально-дифференциальные тепловые ПИ - извещатели, совмещающие функции максимального и дифференциального теплового пожарного извещателя. Применяются в основном в помещениях, где не возможно использование дымовых датчиков.
Дымовой пожарный датчик реагирует на наличие дыма в воздухе. К сожалению, также реагирует на пыль и пары. Это самый распространенный тип датчиков. Используется повсеместно кроме курилок, запыленных помещений и комнат с влажными процессами.
Датчик пламени. Особенностью классификации ПИ пламени является область спектра электромагнитного излучения, воспринимаемого чувствительным элементом извещателя (НПБ 76): ультрафиолетового; инфракрасного; видимого; многодиапазонные. Используется в местах, где возможен пожар без предварительного тления, например столярные мастерские, хранилища горючих материалов и т. д.
В зданиях и помещениях железнодорожных предприятий, оборудованных системами пожаротушения, функцию обнаружения пожара часто выполняет сама система пожаротушения. Оперативное оповещение о пожаре при его визуальном обнаружении необходимо предусматривать ручными пожарными извещателями, установленными на путях эвакуации.
Структура пожарной сигнализации на предприятиях железнодорожного транспорта организована следующим образом:
- для защиты административных помещений рекомендуется применять адресные (адресно-аналоговые) дымовые пожарные извещатели и ручные пожарные извещатели;
- для защиты смотровых ям целесообразно применить извещатели пламени и подключенные через адресно-сигнальные модули (блоки) тепловые линейные извещатели. В качестве тепловых линейных извещателей возможно применение термокабелей или сенсорных трубок.
Система оповещения необходима для своевременного оповещения людей, находящихся в здании, о пожаре, определения направления эвакуационных потоков к выходам. В случае применения системы оповещения третьего типа (речевое оповещение) возможно объединение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с системой оповещения о чрезвычайных ситуациях (селекторная связь ГОЧС). А оповещение о пожаре осуществлять позонно.
Пожарный поезд
В России организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ФГП ВО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют 305 пожарных поездов. Из них 80 по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, с повышенным уровнем их оснащения, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по ликвидации аварийных ситуаций, производить перекачку опасных грузов из аварийных цистерн непосредственно на месте обнаружения аварии, без транспортировки в специально отведенные места, а также нейтрализации опасных грузов.
Пожарный поезд - железнодорожный состав, предназначенный для тушения пожаров в непосредственной близости от железнодорожных путей, подвижном составе и на объектах, расположенных вблизи полосы отвода, а также для оказания помощи при авариях, крушениях, лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях. Пожарные поезда в зависимости от тактико-технических характеристик подразделяются на:
- первой категории (специализированный);
- второй категории.
Пожарный поезд первой категории включает:
- вагон - насосная станция (ВНС) - четырехосный цельнометаллический вагон, в котором размещаете: личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростанция, НТВ, оборудование и средства пожаротушения;
- две цистерны-водохранилища (ЦВ) для хранения воды, объемом 60 - 73,1м3;
- вагон (платформа с контейнером) для размещения пожарной техники, специального пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, нейтрализующих и других материалов – крытый грузовой вагон (ЦМВ, ЦМГВ, вагон рефрижераторной секции), четырехосная платформа.
Типовой табель пожарного поезда второй категории включает:
- один четырехосный цельнометаллический вагон- насосную станцию;
- две цистерны- водохранилища, вместимостью 60 - 73,1 м3.
Рис.7 Пожарный поезд второй категории
По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды. К ним относятся ломы, топоры, пилы, комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, дисковая пила, специальная теплозащитная и теплая одежда и др. Пожарный поезд оснащается средствами связи, источниками электрической энергии. По штату боевой расчет поезда состоит из 6-7 человек.
Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.
За каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания который определяется приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более 80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более160 км для 5 класса железнодорожной линии.
Ответственность за постоянную готовность пожарного поезда, подготовку работников и организацию службы несут начальники пожарного поезда и начальники дежурных караулов, а за своевременный ремонт и освещение поезда - начальники отделений железных дорог, филиалов и отрядов ведомственной охраны. Отправление пожарного поезда производится в срок не позднее 10 минут после сообщения о приказе на выезд.
Запрещается использование пожарного поезда для выполнения хозяйственных и других работ, не связанных с ликвидацией пожаров и других происшествий.